Практикум для родителей " Артикуляционная гимнастика"
консультация

Елисеева Татьяна Константиновна

 Консультация для родителей о правилах выполнения артикуляционной гимнастики, подробное описание основных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля

Практикум для родителей

«Артикуляционная гимнастика»

Подготовила учитель-логопед Елисеева Т.К.

2019 год

Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно два раза в день, уделяя ей по 15-20 минут. Желательно, чтобы после последнего приема пищи прошло не меньше часа. Если вы проводите логопедическое занятие целиком самостоятельно, оно обязательно должно начинаться с гимнастики даже в том случае, когда речь ребенка уже достаточно чистая.
  2. Перед тем как начинать домашнее занятия с ребенком, родители должны сами освоить те упражнения, которое они предлагают ребенку.
  3. Во время занятий ребенок должен быть достаточно спокоен, находиться в удобной позе. На первых порах перед ним обязательно должно  стоять зеркало для зрительного самоконтроля.
  4.  Перед тем, как начать занятия артикуляционной гимнастикой, желательно, чтобы вы выучили с ребенком, как называются основные артикуляционные органы.
  5. В ходе каждого занятия артикуляционной гимнастикой обязательно уделите 3-5 минут повторению уже известных ребенку упражнений, а затем переходите к новым.  
  6. Будьте последовательны! Не  усложняйте уже знакомые ребенку упражнения и не переходите к новым до тех пор, пока базовые упражнения не освоены ребенком хорошо. Каждое новое упражнение необходимо основательно проработать в медленном темпе, постепенно его наращивая.
  7. Всегда начинайте работу с повторения базовых движений для губ и языка и затем переходите к частным комплексам гимнастики.
  8. Не сердитесь на ребенка, если какое-то упражнение не получается у него сразу. Терпение - ваш лучший союзник.
  9. Если какое-то движение не получается у ребенка совсем, вполне допустимо помочь ему рукой или шпателем (конечно, следите за тем, чтобы и рука и инструмент были чистыми)
  10.  Вполне допустимо использование различных хитростей: например: для правильного выполнения упражнения, которое предполагает облизывание губ, очень эффективно намазывать губы ребенка чем-то сладким и попробовать их облизать.
  11.  Подойдите к артикуляционной гимнастике творчески. Заинтересуйте ребенка, привлекайте других членов семьи, любимые игрушки, подручные средства. Сделайте так, чтобы ребенку было интересно. Творите вместе: придумывайте маленькие истории для каждого упражнения, сочините сказку для целого комплекса.
  12.  Не нужно слепо выполнять весь комплекс артикуляционной гимнастики. В первую очередь отталкивайтесь от истинных  потребностей ребенка и, конечно, от его состояния на момент занятия.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Р»

Чьи зубы чище?

Цель: отработать подьем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, с внутренней стороны делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

1 Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3 Нижняя челюсть неподвижна: работает только язык.

Маляр

Цель: отработать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка небо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!

1. губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывается изо рта.

«Кто дальше загонит мяч?»

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

1 нижняя губа не должна «натягиваться» на нижние зубы.

2 нельзя надувать щеки.

3 следить, чтобы ребенок произносил звук «Ф», а не звук  «Х», то есть, чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Вкусное варенье»

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широко передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение   языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем)

2. язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

«Индюк»

Цель: выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «БЛ-БЛ» (как индюк болбочет)

Внимание!

1. следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 «Барабанщики»

Цель укрепить мышцы кончика языка, выработать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и  постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский язык «Д». Сначала звук «Д» произносится медленно, постепенно увеличивая темп.

Внимание!

  1. рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна: работает только язык.
  2.  следить, чтобы звук «Д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
  3.  кончик языка не должен подворачиваться.
  4.  звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущались выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет шевелиться.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения  звука «Л»

 «Похлопаем язык губами»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

Внимание!

  1. нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на  нижние зубы.

2 язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы  ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение  способствует выработке направленной воздушной струи.

«Вкусное варенье»

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

  1.  следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем)
  2.  язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3.  если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Похлопаем язык губами». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Пароход гудит»

Цель: выработать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход)

Внимание!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

 «Индюк»

Цель: выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «БЛ-БЛ» (как индюк болобочет)

Внимание!

1. следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Качели»

Цель: выработать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными А,Ы,О,У

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, потом поднять к верхним зубам. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка цокает»

Цель: укрепить мышц языка и выработать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)

Внимание!

1. упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. нижняя челюсть не должна двигаться: работает только язык.

3. следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Лошадка едет тихо»

Цель: выработать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «р»

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении только беззвучно.

Внимание!

1. следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: двигается только язык.

2. кончик языка не должен загибаться внутрь.

3. кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

«Дует ветерок»

Цель: выработать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проверьте с помощью ватки.

Внимание!

Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков («ш» «ж» «щ» «ч»)

«Похлопаем язык губами»

 Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ» Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

Внимание!

1. нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднеси ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, ее будет сдувать. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

«Сделать язык широким»

Цель: выработать умение удерживать языком в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Внимание!

  1. губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2.  следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3.  не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
  4.  боковые края языка должны касаться углов рта.

«Приклей конфетку»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание!

1. следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. рот открывать не шире чем на 1.5-2 см.

3. если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот)

4 выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно  звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

1. нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. нельзя надувать щеки.

3. следить, чтобы ребенок произносил звук «Ф» а не звук «Х» то есть, чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Гармошка»

Цель: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку (уздечку)

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы растянуты в улыбку. При повторении упражнения надо стараться рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!

1. следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижными.

2. открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!

1. следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. боковые края языка должна быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Комплекс для свистящих звуков С,З, Ц.

Загнать мяч в ворота.

Цель: выработать длительную, направленную  воздушную струю

Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания:

1. следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

 2. загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Похлопаем язык губами»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя» Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

 1. нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

 2. язык должен быть широким, края его касаться уголков рта.

 3. похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания:

1. губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

 2. следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

 3. не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

 4. боковые края языка должны касаться углов рта.

5. если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Похлопаем язык губами»

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно  звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

1. нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. нельзя надувать щеки.

3. следить, чтобы ребенок произносил звук «Ф» а не звук «Х», то есть, чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Почистим зубы.

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и  кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания:

 1. губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

 3. двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Данная памятка предназначена для родителей. В ней содержится комплес упражнений для развития речевой моторики....

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома — это весело, полезно и интересно»

В консультации рассказано о важности и необходимости артикуляционной гимнастики.  Даны артикуляционные упражнения с описанием и правилами выполнения их....

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно, интересно».

Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем яз...

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...

Задания для родителей. Артикуляционная гимнастика дома.

Этот материал разработан для занятий родителей с детьми. Занимательные упражнения в непринужденной обстановке способствуют лучшему усвоению и запоминанию...

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика с мамой"

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекц...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...