Развитие речи на математике
статья

Аннотация: в статье рассматривается проблема речевых ошибок детей на занятие по математике, описаны разнообразные приёмы исправления речевых ошибок детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi_na_matematike.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Краснова Елена Геннадьевна, воспитатель, Бриткина Светлана Геннадьевна, учитель-логопед МБДОУ №40,г. Нижнекамск, республика Татарстан.

Статья: «Развитие речи на математике».

Аннотация: в статье рассматривается проблема речевых ошибок детей на занятие по математике, описаны разнообразные приёмы исправления речевых ошибок детей.

Обобщение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть ООД по познанию в детском саду. Она полностью определяется требованиями «Программы». Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов.

Условное деление словаря на активный и пассивный даёт возможность последовательно вести работу с детьми от понимания смысла слов, к точному и осмыслённому употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети при математическом развитии, складывается из отдельных слов и словосочетаний. Его специфическая особенность - значительное представлений таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко.

Главная цель словарной работы с детьми по математике - уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. Дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления («шире-уже», «выше-ниже», «толще-тоньше»). Отличать эти изменения от изменений общего объёма (больше-меньше», «большой-маленький»). Находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «ещё ниже», «самый низкий»). Осваивать существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник»). Пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Тогда они научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарём обеспечит возможность, объяснит цель, способ выполнения действия, результат.

Поэтому методически правильно требовать от детей выражать в речи не только результат и процесс выполнения, но и предварительное проговаривание  действия. На первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, то на втором  и тем более на третьем – рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Практические задания дается одновременно  с указанием на место речевого выражения действия.  «Раскладывай и говори, что ты делаешь. Расскажи, как ты выполнил задание. Что ты сделал? Почему взял сначала пять предметов, а потом столько же положил справа». При сравнении  предметов по длине и ширине педагог предлагает детям взять полоски, положить их перед собой и задаёт вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Как разложить полоски от самой короткой до самой длиной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски от самой длиной? В каком порядке вы положили полоски? Какая по счёту самая короткая (длинная) полоска?

В итоге ряда занятий, например, по делению целого на части, можно задать детям вопросы, позволяющие обобщить знания: «Сколько раз надо сложить круг, чтобы разделить его на 2 (4, 8) равные части? Если квадрат сложить 1 (2, 3) раз пополам, сколько частей получиться?  Сколько кругов можно сложить из 4 полукругов? Для чего ты сложил 4 полукруга? В своей работе также используем  вопросы – задачи. Правильность ответов проверяется соответствующими действиями.

Рассуждения шестилетних детей основываются только на зрительном восприятии  анализируемого или сформированных представлений. Поэтому их речь следует за выполнением действия другим лицом, задание выполняется словесной инструкцией. «Объясни, как выполнил задание. Почему именно так? Расскажи, как  будешь выполнять. Объясни, что я сделала».  При   решение арифметических задач, педагог отмечает  того, кто рассказал задачу кратко и понятно, а затем спрашивает: «Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало яблок в корзине после того, как я дала 1 яблоко Глебу? Верно, яблок стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получиться 6. Сколько яблок осталось в корзине? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?»

      Наиболее частые речевые ошибки на математике, это отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное ошибочное использование, неправильное построение предложений, высказываний, рассуждений, односложность или, наоборот многословие.

Причины - недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приёмах активизации умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Задача педагога - исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приёмами. Один из них - упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задают вопрос, охватывающее количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму, метод изменения. Этим умением ребята успешнее овладевают в том случае, когда адресуется вопрос конкретному лицу - воспитателям или товарищам. Объясняя материал, используем  тот же словарь, который должны освоить дети: слова и словосочетания, выражающее количество, величину, форму, пространство, отношения объектов. Речь всегда должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец - один из основных путей развития речи дошкольников по формированию математических представлений.

Список используемой литературы.

1.Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина; И учеба, и игра – Ярославль, академия развития, 2001 г.

2. Т.Я.Фалькович, Л.Б. Барылкина. Формирование математических представлений. – М, 2005 г.

3.Н.П. Холина. Л.Г. Петерсон. Раз ступенька, два ступенька…М, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и развития речи в начальной школе. Тема: «Транспорт. Правила поведения в транспорте».

Создание условий для формирования знаний о транспорте, правилах поведения в  транспорте на материале арифметических задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость»,  способствовать разви...

Интегрированный урок по технологии, математике, развитию речи. 3 класс, школа 8 вида

Открытый урок дан в 3 классе коррекционной школы-интерната, в ходе работы над проектом "Танграм"....

Личностно - ориентированный подход на уроках математики, чтения, письма и развития речи.

В докладе рассказывается об индивидуальном подходе к ученику на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида. Дана памятка для учителя и примерный план урока....

"Игровая деятельность при изучении отдельных тем на уроках обучения грамоте, письма и развития речи, математики".

В данном материале представлена подборка игр и упражнений по некоторым темам для уроков обучения грамоте, письма и развития речи, математики в 1 классе С(к)ОУ VIII вида, а также конспекты уроков по вы...

Методическая разработка: "Развитие речи на уроках математики"

В методической разработке обосновывается необходимость развития грамотной математической речи. Предложены различные приемы, пзволяющие работать над данной проблемой....

Интегрированный урок чтения, развития речи и математики "Творчество Л.Н. Толстого. Все действия с целыми числами и десятичными дробями"

Данный урок проходил в 8 классе. Предназначен для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Знакомит учащихся с жизнью и твочеством Л.Н. Толстого, основными...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие академики" (развитие речи и математика)

Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования в целях подготовки детей к обучению в школе....