Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"
материал (5 класс)
В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ СКОШИ № 52
Методическое объединение воспитателей
Доклад на тему «Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе»
Подготовила воспитатель группы 5а,б классов
Ушкова Ю.А.
Москва, 2018 г.
Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д.
Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда, в которую попадает ребенок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его социальной сущности как человека. Однако социально-психологические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики. Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей.
В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность создаёт адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.
Цель: Создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и социализации в обществе детей с нарушениями слуха.
Задачи: образовательная - формировать у учащихся прочные профессионально-трудовые умения и навыки, создать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую развитие каждого воспитанника, формировать у обучающихся дополнительные навыки коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию; развивать у них навыки безопасности общения и культуры общения;
коррекционная - корригировать познавательные процессы обучающихся через организацию учебно-воспитательного процесса, развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений;
воспитательная - воспитывать у обучающихся качества личности, позволяющие осуществить их социальную адаптацию в социуме.
Внеурочная деятельность включает в себя:
- Индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
- Гражданско-правовое просвещение и воспитание детей.
- Мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности.
Главной задачей педагогов является создание ситуаций успеха для каждого ребенка, его самореализация. Важно обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определять соотношение затраченного времени и полученных результатов.
При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:
- выдержанность общих целей и задач работы;
- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;
- её общественно – полезная направленность;
- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.
Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе.
Организуя воспитательную деятельность со своими воспитанниками, я и опираюсь именно на эти принципы. Старюсь организовать коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы они испытывали потребность и в дальнейшем принимать участие в данных видах внеурочной деятельности. Например, коллективная работа «Плакат мира» (октябрь 2017 года). Эта работа воспитывает у учащихся ответственное отношение к разным народам мира, уважение к ним и толерантность.
В классе провожу индивидуальные и групповые беседы, трудовые десанты по развитию и совершенствованию у воспитанников навыков самообслуживания. Например, 13 сентября я провела беседу «Правовая ответственность» с помощью презентации и игру про ситуации, связанные с правами человека. Беседа предполагала воспитание ответственности за права человека, дала знания, какие права имеет человек и какие бывают правонарушения. После игры учащиеся могли представить, в каких ситуациях человек мог бы совершить правонарушение. 29 декабря я провела викторину «Интернет-безопасность». У воспитанников представление об Интернет-безопасности, скорее всего, хорошее. В общем, им нужно в будущем хорошо знать, как себя вести в обществе, не нарушив правонарушения, быть полноправными личностями. 28 марта я провела открытое занятие «Культура здорового образа жизни». Воспитанники закрепили о здоровом образе жизни и понимали значение культуры ЗОЖ.
К числу положительных сторон организации воспитательного процесса в школе-интернате следует отнести работу кружков.
Обучающимся нравится посещать спортивные кружки, участвовать в соревнованиях. Во внеурочное время и вне школы проводятся соревнования по футболу, настольному теннису, плаванию, лёгкой атлетике. Ребята посещают бассейн вне школы. Вследствие, спортивно-оздоровительная работа- одно из основных направлений в работе с нашими детьми. Это не только возможность участия в соревнованиях различного уровня, но и самое главное-общение с окружающим миром, возможность проявить себя за замкнутым кругом школы-интерната. Она занимает одно из важнейших мест в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и производственному труду: СПОРТ – как досуг.
Роль внеурочной деятельности в социализации личности наших воспитанников с ОВЗ имеет огромное значение. Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Хотим надеяться, что организованная нами внеурочная работа с детьми с нарушением слуха способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни. Всем этим достигается УСПЕХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-277625-1554197978.jpg)
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-277625-1554197978.jpg)
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/20/picture-791218-1687237929.jpg)
Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность
Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886548-1485842454.jpg)
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)
Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-330351-1611229075.jpg)
Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.
Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения....
Доклад «Социализация учащихся через внеурочную деятельность»
Под социализацией личности понимается процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноп...