«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Финаенов Владимир Иванович

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с интеллектуальной недостаточностью в трудовой и познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекционное образование34.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Пугачева»

 «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

Подготовил: учитель технологии Финаенов В.И.

                2015 г.

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей  учащихся

на уроках профессионально – трудового обучения

Цель: представить опыт педагогической  работы учителя технологии по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе и созданию специально- организованных условий для обучения, развития, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Традиционные технологии обучения

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.

Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  учителя  и  учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно - иллюстративные технологии применяются в

классно-урочной системе и во внеклассной работе.

Результатом применения является экономия времени, сохранение сил

учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Традиционные технологии  обучения 
Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных   технологий  является  введение в  них элементов развивающего обучения  и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.  
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во   внеклассной работе. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение  понимания  сложных  знаний.
        

Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей

путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как

 общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили Ш.А.) в школе- интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и  способностей учащихся.  Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint,PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.

В   учебно- воспитательном процессе я использую :
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения ;
-использование мультимедиа презентаций на  уроках  и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии  (презентации);
-аудиовизуальные  технологии;
- компьютерные  тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.

Технологии Арттерапии.

Арттерапия (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия) связана с воздействием разных средств искусства на обучающихся ,позволяет с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психо-эмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

        На  учебных, коррекционно-развивающих   занятиях стараюсь  широко  применять технологии Арттерапии.(музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л.Д.Лебедевой,  Е.А.Медведевой и др.

      Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических,  психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии  имеет следующие преимущества:
•  исключается уравниловка и усреднение детей;
•  повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
•  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
•  создаются щадящие условия для слабых;
•  у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
•  отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
•  появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
•  повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.


Технологии компенсирующего обучения. 

     К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

       В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся и дети с  интеллектуальной недостаточностью. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия  предоставляют специальные – коррекционные образовательные    учреждения

      Задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся   с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация. Вопросы успешной социализации данной категории граждан невозможно рассматривать в отрыве от ее конечного результата – их трудоустройства.

      Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе 8 вида  – это формирование умений, необходимых  для успешной социально – трудовой адаптации  учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие  задачи:

- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;

- развивать  общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;

- воспитывать у учащихся устойчивое положительное     отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство

долга,  и др.);

- формировать коммуникативные умения;

- формировать мобильность.

     Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентоспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения.

      Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:

1) усвоение (осознание) цели работы;

2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи;

3) умение производить оценку своей работы.

     В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с интеллектуальной недостаточностью в трудовой и познавательной деятельности. «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя»  С. Л. Мирский. Через специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания  и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.

       Трудовая подготовка учащихся с недостатком интеллекта – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на  развитие учащихся.

     Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе -коррекционно – развивающий, который  направлен на коррекцию недостатков  и развитие психофизических качеств  детей с интеллектуальной недостаточностью.         

     Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты.

   Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учеником вспомогательной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно- логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно–следственных связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно – действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью  ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию.

        Таким образом, психофизические особенности  этих детей  таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:

• опора на сохранные способности;

• расширение возможностей учащихся  в трудовой деятельности.

   Для решения задачи коррекции и развития  на уроках трудового обучения, я разработал  и применяю систему упражнений, направленных на коррекцию и развитие психических функций учащихся.

            Примеры упражнений направленных на коррекцию и развитие

                 психических функций учащихся на уроках трудового обучения

 

                               Задания на развитие и коррекцию  памяти

№ 1.   «Пословица»

 1 ученик начинает пословицу о труде, 2 заканчивает и говорит              начало второй пословицы и т.д.

№ 2. «Запомни»

         Прочитать вслух описание размеров изделия, записать по    памяти.

№ 3. «Запиши»

         Записать как можно больше слов относящихся к теме:

         а. молоток                  б. стамеска

         и др.     

   № 4.  «Запомни предметы»

          Запомнить разложенные на столе предметы. После   изменения определить, что изменилось.

№ 5. «Зарисуй по памяти»

         Зарисовать изделие, зачитанное вслух   учителем.

.                      Упражнения на развитие и коррекцию  мышления.

№ 1  «Выдели общее»

        Предлагается ряд  инструментов. Надо выделить группы по принципу работы.

№ 2.  «Сравни»

        Предлагается  два ряда изделий.

      а)выделите группы с одинаково выполняемыми операциями;

      б) сравни, чем отличаются модели 1 и 2 ряда

        в)  чем отличаются модели 1 ряда друг от друга

№ 3. «Классификация»

        Даны 5 словарных слов. Четыре  из них объединены общим

        признаком, пятое – лишнее.

       Например:

       Стамеска, молоток, рубанок, киянка, доска.

       Линейка, карандаш, угольник, транспортир, фанера.

№ 4. «Заполни пропавшие буквы»

         Даны словарные слова с пропущенными буквами.

         Например:

         М…л…т…к, р…б..н..к, св..р..о   и  т. д.

№ 5 «Кроссворд»

      А)  Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.

       Б)  Кроссворд на закрепление терминологии.

 

                       Упражнения на развитие и коррекцию внимания

№ 1. «Исправь ошибку»

         а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.

        б) Предлагается эскиз изделия и его описание   с ошибкой.

№ 2. «Найди 10 различий»

          Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими      различиями.

№ 3.   «Найди  общее»

        Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали,  которые   имеются в этих изделиях.

№ 4. «Что лишнее?»

         Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.

№ 5. «Найди детали»

          Предлагаются несколько эскизов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали на эскизах.

                                  Упражнения на развитие восприятия.

№ 1. «Восприятие величины предметов»

         Предлагаются определить на глаз размер линий,     предметов.

№ 2.  «Найди 10 различий» (объем восприятия)

          Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими     различиями. Показывать в течение 1 минуты, затем рисунки  убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.

№ 3. «Волшебный мешочек»

        Подготовить образцы различных материалов, поместить в мешочек.

        Определить на ощупь заданный материал.

            Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:


•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•  дополнительные упражнения;
•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

 В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и  умственного  развития детей с нарушениями интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА "Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе"

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...