Рабочая программа коррекционного курса "Преодоление смешанной дисграфии"
рабочая программа

Давыдова Анжелика Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса направлена на коррекцию недостатков письменной речи у обучающихся 2 класса с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«ХХХХ» средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на методическом

объединении  начальных классов

Протокол №

От____________2018г

Руководитель МО

Согласовано

на МС школы

Протокол №

От_____________2018г

Руководитель МС

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ХХХ» СОШ

.

Приказ №

От__________2018г

Рабочая  программа коррекционного курса

«Коррекция нарушений письменной речи»

Преодоление смешанной дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на основе нарушения дифференциации фонем.

(для обучающихся 2-х классов, имеющих ЗПР - вариант 7.1)

Автор - составитель: учитель-логопед  Давыдова Анжелика Владимировна.

                                                                            2018 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО), АООП  МБОУ «ХХХХХ» СОШ», на основе авторской программы   Е. В. Мазановой  «Коррекция акустической дисграфии» Москва 2006;  Е. В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза    Москва 2016.  

Цель курса  - коррекция нарушений письменной речи  (смешанная дисграфия) у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на :

  • развитие навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи;
  • формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения;
  • развитие орфографической зоркости.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционного — развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий- 2 раза в неделю, форма организации — групповые занятия. Группа из 5-9 обучающихся комплектуется из обучающихся параллелей 2-х классов.

Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

личностные результаты:

курс ориентирован на:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие этических чувств, знаний об основах моральных норм;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося (правил поведения на занятиях, ответственного отношения к занятиям, регулярного посещения занятий в соответствии с расписанием, выполнения домашних заданий и т. д.);
  • развитие мотивов учебной деятельности (как познавательных, так и социальных), формирование личностного смысла учения;
  • развитие способности характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
  • формирование бережного отношения к школьному имуществу и учебным принадлежностям, аккуратного оформления письменных работ.

Метапредметные результаты

курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • работать в определенном темпе;
  • применять знания в новых ситуациях;
  • понимать причины   успеха (неуспеха) в учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха

Познавательных

  • анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
  • строить алгоритм поиска необходимой информации;
  • определять логику решения практической и учебной задачи;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • группировать объекты (звуки, слова и т. д.) на основе существенных признаков;
  • использовать знаково — символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов (схемы слов, предложений, графических схем для характеристики звука).

Коммуникативных

  • внимательно слушать и слышать собеседника (учителя — логопеда, ученика и т. д.), не переключаясь на  посторонние воздействия, и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба, выражение согласия/ несогласия в вежливой форме);
  • уметь вовремя включаться в ситуацию обсуждения и реагировать на нее соответствующими действиями;
  • адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя — логопеда;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты

Обучающиеся получать возможность:

  • научиться дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки;
  • овладевать навыками языкового анализа и синтеза слов и предложений: определять место и последовательность звуков в словах; определять место и последовательность звуков в словах; определять количество звуков и слогов в словах; определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте;
  • уметь применять на письме изученные правила орфографии и пунктуации: правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн», безударных гласных в корне слова, парных согласных, написание прописных букв в именах собственных и начале предложения; правописание разделительного мягкого знака, и мягкого знака, как показателя мягкости.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
  • текущий мониторинг в форме слуховых диктантов контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных  упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях ученика;
  • итоговая диагностика (15-25 мая).

Входящая и итоговая диагностика осуществляется на логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:

1 . Развитие навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи;

2. Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения.

3. Развитие орфографической зоркости.

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Преодоление смешанной  дисграфии» осуществляется параллельно.

1. Развитие навыков дифференциации звуков в устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи.

Правильное произношение и дифференциации звуков:

  • правильное произношение и сравнение гласных и согласных звуков;
  • дифференциация гласных и согласных звуков;
  • соотнесение гласных и согласных звуков с буквами.

Гласные звуки и буквы:

  • дифференциация гласных 1-2 ряда;
  • дифференциация гласных 1 и 2 ряда (А — Я) в слогах и словах;
  • дифференциация гласных 1 и 2 ряда (У-Ю) в слогах и с ловах;
  • дифференциация гласных 1 и 2 ряда (О-Е) в слогах, словах;
  • дифференциация гласных 1 и 2 ряда (Ы-И) в слогах, словах;
  • дифференциация гласных 1 и 2 ряда (Э-Е) в слогах и словах;
  • роль  гласных 2 ряда при смягчении согласных;

Согласные звуки и буквы:

  • дифференциация звуков, имеющих артикуляторно — акустическое сходство;
  • дифференциация (В-Ф) (ВЬ-ФЬ) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Б-П) (БЬ-ПЬ) в слогах , словах и предложениях;
  • дифференциация (Г-К) (ГЬ-КЬ) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Д-Т) (ДЬ-ТЬ) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (С-З) (СЬ-ЗЬ) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Ж-Ш) в словах, слогах и предложениях;
  • дифференциация (Ц-С) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Ш-С) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Ж-З) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Ч-ТЬ) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Ч-Щ) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Ч-Ц) в слогах, словах и предложениях;
  • дифференциация (Ш-Щ) в слогах, словах и предложениях.

2. Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения.

  • Усвоения терминов «звук»,  «слог», «слово», «гласный звук, «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «мягкий звук»,»твердый звук», «слог».Усвоение слогообразующей роли гласных;
  • выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
  • Деление слов на слоги , составление слоговой схемы слов; распознавание ударения в словах из 2-4 словгов:
  • анализ при письме, чтении и произношении звуко — слоговой структуры слов из 4-5 слогов (перемена, карандаши), 2-3 слогов со стечением согласных, определение ударного слога и ударной гласной в слове;
  • определение устно и письменно количества слов в предложении из 4-5 слов;
  • определение и устно и письменно количества слов в предложении из 4-5 слов;
  • работа над деформированным текстом, составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

III. Тематическое планирование.

        Преодоление  дисграфии,        

обусловленной нарушением языкового анализа

и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:

1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

2. Развитие слогового анализа и синтеза;

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

Программа рассчитана на 30 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях.

Тема занятия

Содержание работы

Часы

1. Звук

1. Звук. Гласные-согласные звуки

Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах

1

2. Гласные I ряда

Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза

1

3. Гласные II ряда

Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов.

1

4. Мягкий знак

Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу

2

5. Согласные звуки

Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов

2

II. Слог

6. Слог

Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой

1

7. Ударение. Ударная гласная

Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам

1

8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)

Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов

2

III. Слово

9. Родственные слова. Корень слова

Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах

2

10. Образование слов при помощи суффиксов

Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

2

11. Словообразование слов при помощи приставок

Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

2

12. Приставки и предлоги

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

2

13. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов

2

IV. Словосочетание и предложение

14. Состав предложения

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением.

2

V. Связная речь

15. Последовательный рассказ

Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану

2

16. Описательный рассказ

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом

2

17. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин

Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

2

К концу обучения обучающиеся должны знать:

— гласные и согласные звуки и буквы;

— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

— правописание предлогов и приставок.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

— определять ударные и безударные гласные, слоги;

— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

— графически обозначать звуки, слоги и слова.

Преодоление  дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания

Задачи коррекционного обучения:

 1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

Программа рассчитана на 30 часов.

Тема занятия

Содержание работы

Часы

1. Подготовительный этап работы

1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления

1

2. Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

1

3. Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

1

П. Основной этап работы

4. Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е,

Ы—И, Э—Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

1

5. Дифференциация гласных букв А—Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

1

6. Дифференциация гласных букв У—Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

1

7. Дифференциация гласных букв О—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

1

8. Дифференциация гласных букв Ы—И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

1

9. Дифференциация гласных букв Э—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

1

10. Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

1

11. Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

12. Звуки Б—Б', П—П'

Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

13. Звуки В-В',

Ф—Ф'

Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

14. Звуки Г—Г', К—К', Х—Х'

Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

15. Звуки Д—Д', Т—Т'

Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

16. Звуки 3—3', С—С'

Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

17. Звуки Ж—Ш

Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

18. Лабиализова-ные гласные. Звуки О—У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

1

19. Лабиализова-ные гласные. Буквы Е—Ю

Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е—Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

1

20. Дифференциация соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л'

Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

21. Звуки Л—Л'—Й

Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

22. Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме

1

23. Звуки С—С, Ш

Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

24. Звуки З—З', Ж

Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

25. Звуки

С—С', Ц

Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

26. Звуки ТС—Ц (на усмотрение логопеда)

Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

1

27. Звуки Ч—Щ

Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

1

27. Звуки Ч—Щ

Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

1

28. Звуки Ч—ТЬ

Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

29. Звуки Ч—Ш

Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

1

30. Звуки Ч—Ц (на усмотрение логопеда)

Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

1

К концу обучения  обучающиеся должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

IV. Описание материально-технического обеспечения

IV.1.Дидактический материал по коррекции письма и чтения

 1.Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие согласные».

       2.Индивидуальные карточки и упражнения по темам.

 3. Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом», «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2016 г

 

             4.Магнитная азбука и касса букв

IV.1. Список литературы

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.  М., Национальный кнжный центр, 2015. 320с.

2.Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, – Спб.:Союз, 2009. – 156 с.

3.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М., Гном и Д, 2016.128с.

4.Мамаева А. В. Разработка рабочих программ курсов логопедической направленности в

соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных

стандартов//  Сибирский вестник специального образования, 2017. № 1 (19). С. 40 – 50.

5.Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие- М.: «Владос», 1997- 226с.

6.Прищепова И.В. Диагностика недостатков письма у младших школьников. – СПб.: Издательский дом «Литера» , 2016. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной.  При разработке программы были испол...

Рабочая программа коррекционного курса"Коррекция акустической дисграфии".

Развитие фонематического восприятия, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию  учащихся....

Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии.

Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии учителя -логопеда Ралковой Е. С. ступень образования 1 дополнительный - 7 класс  ...