Статья на тему: "Изучение особенностей познавательного интереса младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
статья

Коренева Виктория Юрьевна

Проблема интереса в обучении не нова. О его значении писали многие исследователи. В обучении детей фигурирует особый вид интереса – познавательный. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, необходимыми умениями и навыками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_osobennostey_poznavatelnogo_interesa.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

RUSGERB

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 613

 Московского района Санкт-Петербурга

                       

                         

                                                                                           

«Изучение особенностей познавательного интереса младших школьников с интеллектуальными нарушениями»

Выполнена учителем 1 квалификационной категории

Кореневой Викторией Юрьевной

Санкт – Петербург

2018 год

Проблема интереса в обучении не нова. О его значении писали многие исследователи. В обучении детей фигурирует особый вид интереса – познавательный. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, необходимыми умениями и навыками. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.  Сама природа интереса, как и деятельности, имеет объективно – субъективные основы. Интерес – избирателен.

Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение особенностей познавательного интереса, а также путей его формирования у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью приобретает особую остроту, так как дефектология на сегодняшний день практически не располагает опытом данных исследований, что делает эту проблему значимой и актуальной.  

Цель исследования состоит в теоретическом и практическом исследовании особенностей познавательного интереса учащихся с умственной отсталостью 1-4 классов.

По результатам анализа теоретических исследований были сделаны следующие выводы:

1. Познавательный интерес многими исследователями определяется как избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию в процессе учебной и самостоятельной деятельности.

2. Особенностью познавательного интереса нормально развивающихся младших школьников является преобладание интереса к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т. д.). Затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым положительным оценкам). Лишь после этого начинает проявляться интерес к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам получения знаний.

Многие умственно отсталые школьники начальных классов не проявляют к учению никакого интереса, с трудом усваивают образовательную программу, избегают самостоятельного выполнения заданий. У таких детей отмечается интеллектуальная пассивность и отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Их интересы характеризуются как малоинтенсивные, неглубокие и неустойчивые. Тем не менее, некоторые дети проявляют интерес к учебным занятиям, спорту, музыке, рисованию и лепке.

3. Эффективными путями формирования познавательного интереса принято считать создание у учащихся положительного отношения к предмету, к учителю, к деятельности. Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребностей в данном объекте или в деятельности у младших школьников. Построение деятельности детей таким образом, чтобы в процессе работы возникали новые вопросы.  Также очень важна связь новых знаний с прежним опытом учеников. Наряду с этими вариантами работы необходимо создание полноценного коллектива одноклассников, который предусматривает формирование навыков общения и доброжелательного отношения детей друг к другу.

Экспериментальное исследование было проведено в ГБОУ №613 Московского района города Санкт-Петербурга.  В обследовании приняли участие 18 учеников начальных классов с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 7 до 12 лет, из них учащиеся 1 класса - 5 человек, 2 класса - 4 человека, 3 класса - 5 обучающихся и 4 класса - 4 школьника. По результатам эксперимента проведен количественный и качественный анализ. Основные выводы можно сформулировать следующим образом:

1 - У большинства обследованных детей (39%) выявлен первый уровень развития познавательных интересов, который характеризуется реализованным возрастным потенциалом в структуре общей способности к обучению. На втором этапе развития находятся 28% учащихся, что говорит о неустойчивом и эпизодическом проявлении их интересов. Слабая выраженность развития познавательного интереса наблюдается у 17% младших школьников - это третий уровень развития, который характеризуется отсутствием творческих проявлений, и поисковая деятельность таких детей практически целиком направляется соответствующими воздействиями учителя. На элементарном, четвертом уровне развития познавательных интересов находятся 11% учеников, их активность характеризуется заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, а действия выполняются тогда, когда ребенок захочет и как захочет. Пятый уровень, который показывает отсутствие у ребенка познавательного интереса и сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции поведения выявлен у 5% учащихся начальных классов.

2- Интересы учащихся начальных классов неустойчивы, подвержены колебаниям, ситуативны - быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

3- Интересы умственно отсталых школьников мало осознаны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

4- Интересы слабо обобщены, т. е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам. Содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности.

5- у многих учеников начальных классов прослеживается зависимость актуализации интереса от стимулирующих воздействий, а также от типа и степени сложности, стоящей перед учащимися познавательной задачи и от трудностей, возникающих в процессе деятельности учеников.  

Сопоставление теоретических и экспериментальных данных позволило нам подобрать ряд методических рекомендаций для формирования познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Осветим основные из них:

1- В младших классах оживляет урок использование игровой формы занятий. Конечно, это еще не подлинный познавательный интерес, но предшествующий ему этап – пробуждение ориентировочной деятельности и повышение активности детей.

2- Важно показывать детям связь между новыми знаниями и прежним опытом, открывать новые стороны в этом опыте. Уроки, во время которых привлекается опыт учащихся и используются их прежние знания, вызывают активный интерес не только в 1 классе, но и в более старших.

3- Познавательные интересы воспитываются не только в классе на уроке, но и в процессе самостоятельной работы во внеклассное время. Только в едином учебно-воспитательном процессе можно добиться уровня развития познавательного интереса как устойчивой личностной характеристики.

        

Список литературы.

  1. Бабанский Ю. К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса». - М.: Педагогика, 2005.
  2. Божович Л.И. «Проблема развития мотивационной сферы ребенка». - М., 1972.
  3. Божович Л. И. «Психология умственно отсталого школьника // Вопросы психологии». 1980. №1.
  4. Дейкина А. Ю. «Медиаобразование и развитие познавательного интереса». - Бийск: Изд-во НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002.
  5. Занков Л. В. «Психология умственно отсталого школьника». – М., 1939.
  6. Киричук Е. И. «Формирование интереса к учению у младших школьников». – М., 1970.
  7. Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика и формирование». - СПб: КАРО, 2004.
  8. Маркова А. К. «Формирование интереса к учению у школьников». - М.: Педагогика, 1986.
  9. Маркова А. К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 1983.
  10. Морозова Н. Г. «Учителю о познавательном интересе». -  М.: Знание, 1979.
  11. Морозова Н. Г. «Формирование познавательных интересов у аномальных детей», М.: Просвещение, 1969.
  12. Савина Ф. К. «Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся», Вып.4. Волгоград: Перемена, 1997.
  13. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей школьников». -  Ярославль, 1996.
  14. Шапошникова И. Г. «Формирование познавательных интересов у слабоуспевающих». - М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль познавательного интереса младших школьников"

Материал используется на заседании МО учителей начальных классов....

педогогический опыт "дидактическая игра как средства познавательного интереса младших школьников на уроке казахского языка"

Даннный материал является моей  творческой темой по которой работаю 4 год. по данной теме защищалась на конкурсе "Учительказахского языка 2013"...

Коррекция и развитие познавательных интересов младшего школьника

Упражнения для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения...

Статья "Изучение особенностей тематического рисования младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Данная статья кратко отражает мое изучение тематического рисования младших школьников. Обработанные результаты отражены в пяти уровнях сформированности, каждому из которых соответствует своя качествен...

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС

В статье описываются особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС...

СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...