Содержание работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка

Гизатуллина Найля Рашидовна

Рекомендации для учителей школы-интерната

 Подготовила: учитель-дефектолог Гизатуллина Н.Р.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации для учителей школы-интерната

                                                           Подготовила: учитель-дефектолог Гизатуллина Н.Р.

Одна из важнейших задач школы — развитие у детей связной речи на основе овладения литературным языком, а также воспитание коммуникативных навыков.

Овладение родным языком является важным элементом формирования личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком языка, связной речи дает ему возможность рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно общаться. Недостаточное внимание к речевому развитию ребенка, недоработки, имевшие место в дошкольном возрасте, могут пагубно сказаться в будущем бедностью языка, косноязычием, скованностью, причем потери эти нередко бывают невосполнимыми.

Овладение монологической речью — рассказыванием - особенно важно для школьника. Для обучения детей рассказыванию всегда широко используются картины. Обучение должно строиться на естественной потребности ребенка высказаться, что-то сообщить слушателям, а картины, предоставляя детям интересную и понятную информацию, новые впечатления, стимулируют у них желание делиться с окружающими своими мыслями; важно, что дети испытывают радость и удовлетворение от этой деятельности.

При обучении школьников рассказыванию по картине используются разнообразные приемы: вопросы педагога и детей, беседа, образец  рассказа,  частичный  образец,  разбор  образца  рассказа,   план рассказа, воспроизведение  плана  детьми,  коллективный  разбор  плана, коллективное   составление   рассказа,   составление   рассказа   по  частям, окончание  детьми  начатого  воспитателем  рассказа,  подсказ, указание и т. п. (28)

Перед рассказыванием по картине, почти всегда обязательно проведение предварительной беседы, которая создаст необходимый эмоциональный настрой, оживит воспоминания, позволит им использовать свой личный опыт. Эмоциональное восприятие помогает детям глубже понять, осмыслить содержание картины, а также активизирует их речевую деятельность.

Общим приемом являются вопросы педагога, которые способствуют целостному восприятию картины, концентрируют внимание детей на самом главном, помогают сделать логические выводы. Здесь хочется предостеречь педагогов от использования шаблонного вопроса: «Что нарисовано на картине?». Этот вопрос сразу снижает интерес детей к картине и занятию в целом, ответы превращаются в простое перечисление изображенных объектов. Вопросы педагога должны подводить детей к последовательному и осмысленному восприятию содержания картины, учить выделять в ней главное, отмечая яркие детали. Педагог должен задавать такие вопросы, которые побуждают ребенка отвечать развернуто и связно. Излишне дробные вопросы не стимулируют к развернутым ответам и мешают целостному восприятию картины.

Можно активно использоваться прием совместных речевых действий. Например, педагог начинает описание, а дети заканчивают его.

Затем педагог предлагает уже самим детям задавать вопросы, что вносит в  их деятельность элементы поиска. На вопросы, которые задают дети, могут отвечать и дети, и педагог. Педагог должен внимательно слушать вопросы детей, вовремя уточнять их, помогать, если школьник затрудняется в формулировках, активизировать речевую и мыслительную деятельность воспитанников поощряющими репликами, мимикой, жестами. Нужно стремиться к тому, чтобы рассказывание по картине было творческим, по возможности самостоятельным, тогда интерес детей к занятию не будет ослабевать.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.(37)

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними.

Сюжетные картины – картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием (рассказ в картинках).

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований: (20)

-содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

-картина должна быть высокохудожественной;

-изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

-следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения; не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной речи, грамматически правильной речи детей с нарушением интеллекта. Методика обучения строится с учетом нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора  и  последовательности  использования иллюстрированного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

Каждый  вид  обучения  рассказыванию  как  метод формирования  связной  речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру  учебных  занятий  и  методические  приёмы.

В целях формирования  связной речи школьников с отклонениями в развитии рекомендуется проведение следующих видов занятий  с  картинным  материалом:

1.Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких  сценок  в  пределах  общего,  хорошо  знакомого  детям  сюжета ("Семья",  "Игры  на  детской  площадке",  "Зимние  развлечения" и др.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначального по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее   составление   связного  рассказа-сообщения  по  всей  картине.

2.Составление небольших по объему рассказов по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины.

3.Рассказывание по сериям сюжетных картин, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. В дальнейшем рекомендуется усложнение заданий: составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных, "ключевых" моментов действия, а также   с   пропуском   какого-либо   звена.

4.Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий по опорным   вопросам.

5.Описание пейзажной картины (приложение 1 ).

Обучение составления рассказов по сериям сюжетных картинок  по Глухову В.П. рекомендуется проводить   в   следующем   варианте:

На первом этапе проводится последовательный разбор каждой картинки серии; при этом у детей формируется навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять "действенную", событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные  детали  изображения. После этого картинки в нужном порядке расставляются одним-двумя детьми на наборном полотне. По вопросам  педагога  определяется  общее содержание изображенных событий. Затем  дети  "по цепочке"  составляют  высказывания  по  каждой  из  последовательных  картинок.

На втором этапе они поочередно составляют рассказы по нескольким   картинкам-фрагментам  и  по  всей  серии  в  целом.  В  качестве  обучающего  приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам  педагога  или по  данному  образцу).

Обучение составления рассказов по картинам рекомендуется проводить   в   следующем  варианте (автор методики Бородич А.М.):

Осмысление общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?). Затем дети воссоздают в памяти реальные качества изображаемых предметов, а если картина сюжетная – устанавливают связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения во время предварительного рассматривания. Занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов. Педагог должен умело подобрать основной прием обучения: объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, а на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.

Коррекционно–логопедическая работа по формированию различных  сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает  формирование  навыков  грамматически правильной речи, развитие   фразовой   речи,   обогащение   словарного   запаса   и   проводится  с учетом особенностей конкретного иллюстрированного материала, в соответствии   с   задачами   каждого   периода   обучения.

Для развития связной речи через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок можно использовать следующие серии сюжетных картин:

-«Ежи»                                                            – «Прилет птиц»

-«Тигр и зайчики»                                         – «Зимние развлечения»

-«Умный ёжик»                                             – «Машины на нашей улице»

-«Девочка и еж»                                             – «Весна»

-«Зайчик и уточки»                                        – «Лиса с лисятами»

-«Как Миша варежку потерял»                     – «Зима»

-«Медвежонок на прогулке»                         – «Семья»

-«Как подружки котенка спасли»                 – «В школу»

Целенаправленное обучение школьников с нарушением интеллекта рассказыванию по сюжетным картинам предусматривает дифференцированный подход в зависимости от состояния связной речи и индивидуальных особенностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...