Развитие речи через коммуникативные игры.
проект
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 62.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Пояснительная записка:
Актуальность:
Мы все знаем, что каждый ребенок это личность, которая проходит свой индивидуальный путь развития. Но большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют одинаковые коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения. Все это создает детям трудности в общении, не развито умение сотрудничать и взаимодействовать с людьми. Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1.Развивать навык общения через коммуникативные игры.
2.Развивать эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений.
3.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.
4. Развивать умения согласовывать свои действия с другими участниками проекта.
5. Развивать дыхание, артикуляционную моторику, координацию движений.
Участники:
-учитель-логопед;
-дети старшей логопедической группы;
-родители;
-воспитатели и другие специалисты ДОУ.
Методы и приемы:
-наглядные;
-словесные;
-практические.
Принципы:
-не навреди;
-последовательность;
-преемственность;
-непрерывность;
-комплексный подход.
Материал: картотека игр и упражнений, аудио и видео записи, презентации, памятки и буклеты, информационные стенды, компьютерные игры, специальные атрибуты для игр и драматизаций и тд.
Механизм достижения поставленной цели:
-фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;
-взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ и родителей;
-учет индивидуальных особенностей ребенка.
Тип проекта: коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.
Продолжительность: долгосрочный.
Основная часть:
1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.
Календарно - тематический план на месяц.
Дата. | Тема/Игры. | Цель. |
Октябрь/ 1 неделя | Игрушки./ «Любимая игрушка», «Две игрушки – поменяемся местами» | Развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. Развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества. |
Октябрь/ 2 неделя | Человек./ «Ау», «Зеркала», интерактивные игры, созданных в программе «ActivInspire» | Развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. |
Октябрь/ 3 неделя | Одежда и обувь./ «Сапожок», «Магазин», интерактивные игры, созданных в программе «ActivInspire». | Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично. Развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними. |
Октябрь/ 4 неделя | Деревья./ «Сосны, елочки, пенечки», презентация по теме. | Развивать внимательность, умение управлять своим поведением. Развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. |
Модель взаимодействия с другими педагогами.
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей, родителей и специалистов ДОУ для увеличения результативности работы.
ЛОГОПЕД
Развитие речи через коммуникативные игры.
Максимальная коррекция речевых отклонений.
Методы и приемы на развития коммуникации.
Наглядные:
Метод иллюстрации (картины, карты, схемы); метод демонстрации (слайды, презентации, компьютерные игры).
Практические:
Игровой метод; моделирование; экспериментирование.
Словесные:
Рассказ, пересказ, беседа, творческие рассказы, аудио-слушанье, чтение.
2 Этап – Практический – познавательный.
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов ревой системы: лексики, грамматики, фонетики. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности.
Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется.
Существуют сложности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Координация пальцев рук недостаточна, дети быстро утомляются, работоспособность снижена.
Коммуникативная сфера детей характеризуется трудностями адаптации к коллективу – дети могут проявлять повышенную конфликтность, испытывают трудности понимания межличностных отношений.
Картотека КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.
.
ЗЕРКАЛА (Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции)
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
АУ! (Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.)
Возраст: 3-5 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
ДВЕ ИГРУШКИ — ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ (Развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.)
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).
ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА (Развитие коммуникативных навыков.)
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.
Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».
ХРОМАЯ УТОЧКА (Развитие коммуникативных навыков.)
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей
Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.
САПОЖОК. (Развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.)
Возраст: 4 – 5 лет
Количество играющих: группа детей
Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)
Прыг-скок! Прыг - скок!
Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:
"Нашли сапожки!
Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.
НАЗОВИ СЕБЯ. (Учить представлять себя коллективу сверстников.)
Возраст: 3-5 лет.
Количество играющих: группа детей
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
МАГАЗИН. (Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.)
Возраст: 4-5 лет
Количество играющих: группа детей
Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
ЧЕЙ ПРЕДМЕТ? (Научить детей проявлять внимание к другим людям.)
Возраст: от 4 лет.
Количество играющих: группа детей
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.
ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ (Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.)
Возраст: от 4 лет.
Количество играющих: группа детей
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
КОМПЛИМЕНТ (Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.)
Возраст: от 5 лет.
Количество играющих: группа детей
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
ОХОТА НА ТИГРОВ. (Развитие коммуникативных навыков.)
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
ДОТРОНЬСЯ...( Научить детей проявлять внимание к другим людям.)
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
СИАМСКИЕ БЛИЗНИЦЫ. (развитие коммуникативных навыков)
Возраст: 5-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Методики по речевому развитию:
НАЗВАНИЕ | ЗАДАЧИ | РЕЗУЛЬТАТЫ | ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ |
Коммуникативные игры для логопедического самомассажа. | Нормализовать мышечный тонус. Подготовка к артикуляции. Развитие коммуникативных навыков. | Сокращение сроков коррекции звукопроизношения, формирования слоговой структуры, развитие речевого дыхания. Развитие коммуникативных навыков. | Рекомендую постоянно использовать логопедический самомассаж в работе учителя-логопеда ДОУ. Регулярное применение самомассажа улучшает артикуляцию, соответственно облегчает понимание речи ребенка, повышает его самооценку. |
Коммуникационные игры и игровые упражнения для развитие интонационной выразительности. | Развитие эмоциональности и выразительности речи, мимики, движений. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Развитие коммуникативных навыков. | Ребенок владеет навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета. | Постоянно используя коммуникационные игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи ребенок учится грамматически правильно строить предложения, легче идет на контакт с другими детьми и педагогами. |
Нетрадиционные методы и приемы. | Сокращение сроков коррекционной работы. Развитие ВПФ. Снятие напряжения. Развитие коммуникативных навыков. | Повышенный интерес к содержанию занятий. Сокращение сроков коррекционной работы. Стимуляция познавательной активности. | Применение нетрадиционных методов и приемов в логопедической работе позволяет сократить сроки коррекции, более эффективно решать проблемы в общении. |
Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка.
Для воспитателей:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Разъяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки, экскурсии для общего развития детей.
Основные средства и способы организации работы воспитателя:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3.Коммуникационные игры – ежедневно 1-2 игры.
4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по заданию логопеда.
5.Коррекционно-развивающая работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях.
3 Этап – заключительльный.
Мониторинг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие речи через пальчиковые игры и мелкую моторику"
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. По мере совершенствования тонких движений па...
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получ...
"Развитие речи через коммуникативные игры"
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации. Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника взначительной мере ...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения....
Презентация к проекту "Развитие речи через коммуникативные игры"
Презентация кратко расскрывает суть и содержание проекта "Развитие речи через коммуникативные игры"...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Рассмотрено на заседанииУтверждаю:методического советаДиректор ГКУ СО МО «КаширскийССРЦН «Семья»« _____» ______________2022 г....
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со...