Особенности воспитания подростков с ОВЗ
методическая разработка

Маркова Татьяна Павловна

В статье описываются некоторые особенности в процесе воспитания детей с  ОВЗ (лёгкой степенью юмственной отсталостью).

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

                   Особенности  воспитания  подростков  с ОВЗ  
                                                                       

Классный  руководитель  8 класса

Маркова Т.П.

   Гены определяют наши психические и физические возможности. Гены  определяют наши с вами черты характера и склонности, гены влияют на нашу предрасположенность к болезням, к асоциальному поведению или к таланту и т.д.
Агрессивность, доброжелательность, гениальность, слабоумие, аутизм, экстраверсия -  передаётся   детям от родителей. Всё это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Причём  у мальчиков  в меньшей степени  происходят изменения посредством воспитания , чем у девочек. Мужской пол сильно привязан  к своему генотипу.
  Говорят: - «Яблоко от яблоньки не далеко падает» и этому есть своё подтверждение. Человек часть природы , и всё выше сказанное справедливо и для него. Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе и возможности  изменяться по средством воспитания. То есть здесь тоже есть граница,  через которую  ребёнок в силу своего генотипа не может перейти.  Мы не можем знать  и узнавать эти границы и усердно применяем все воспитательные средства в надежде воспитать гармонично развитые  личности.  Как правило,    мы получаем разные результаты нашей воспитательной деятельности.  
   Воспитательный процесс детей с ОВЗ  отличается от детей, которые не имеют ограничений  в здоровье. Цель воспитания детей с ОВЗ помочь  обучающимся максимально интегрироваться в современном обществе. Помочь научиться жить в мире, я бы сказала,  «нормальных»  людей. Идти в ногу со временем по возможности приобретая, умения, навыки и жизненный опыт. И чтобы достичь  нашей с вами цели и выполнить поставленные задачи мы используем различные виды деятельности ( социально -коммуникативную,  трудовую,  продуктивную, познавательно-исследовательскую, Музыкально- художественную). Эта работа должна вестись   постоянно,  начиная с начальных классов. Такие предметы как ритмика, музыка, ЛФК, физкультура, рисование, труд  способствуют  эмоциональному и физическому  раскрепощению. Являются ключиком для  открытия дверцы в мир социума.  Те дети, у которых я веду классное руководство, я знаю с 1 класса.  Вижу, как они огорчаются, обижаются, ненавидят, радуются, улыбаются и чувствуют себя счастливыми,  когда они чего- то достигают. Благодаря профессионализму некоторых  педагогов   дети чувствуют себя уверенно, их  самооценка повышается, но мне от этого становиться тревожно. Дети уже подростки и всё чаще задают вопросы: - « Почему мы не такие как все», «Почему мы ограничены в выборе» и мне приходится отвечать на эти,  для меня непростые вопросы, шлифуя все острые углы, чтобы не поранить  их самолюбие.
        Чтобы  повышать уровень воспитанности и сохранить его на должном уровне в своей работе я использую  различные средства. (экскурсии, походы, подготовка к различным мероприятиям, беседы, дискуссии, тематические классные часы и родительские собрания.) Они направлены  прежде всего на
Личностное развитие, Гражданскую активность, Информационно-медийную просвещённость, Военно-патриотическую деятельность .

     Конечно, не все средства удаётся применить в полном объёме   в воспитательном процессе.  Это, прежде всего,  связано с возможностями родителей и ограниченная оснащенность школы  компьютерной и мультимедийной техникой.

     Надо сказать, что из 10  обучающихся в классе 80% детей участвовали  в различных мероприятиях начиная от местного уровня  до Всероссийского. Участвовали бы больше детей , но в силу отдалённости проживания эти дети не могут находиться в школе  дольше запланированного времени. Вы можете задать закономерный вопрос. А почему нельзя подготовиться к мероприятиям дома: выучить стих, нарисовать, поделку сделать, сфотографировать. Это же так просто. Да с нашей колокольни это очень даже просто. Но детям с ОВЗ это сделать не представляется возможным. А вот почему.
У них появляется  идея, фантазия, но когда эту идею надо воплотить в жизнь, как правило,  и закономерность начинаются препятствия, которые в силу объективных и субъективных  причин  невозможно преодолеть «особенному»  подростку. У детей с ОВЗ часто забывается  или отсутствует алгоритм действий  для реализации своего творческого потенциала.  Поэтому во всех творческих делах им нужен руководитель, вдохновитель, который  уговорит, направит,  обеспечит процесс их самостоятельной работы.

     В конце учебного года  я обязательно провожу   диагностику  по критерию  воспитанности детей с ОВЗ по 8 направлениям. Цель, которой::  прослеживания динамики развития личности для дальнейшей корректировки воспитательного плана.
Вот какие результаты достигли дети в этом году.
. Внешний вид:  70 % обучающихся  имеют высокий уровень; 30% обучающихся сохраняют  низкий уровень 2 год.  (Здесь надо настойчивей проводить работу с родителями.)

Манера обращения, речь: 70% обучающихся  имеют высокий уровень; 30% обучающихся сохраняют  низкий уровень речевой грамотности.

Отношения к учителям: 100% высокий уровень.

Отношения с одноклассниками:100% высокий уровень

Дисциплинированность (в плане выполнения поручений): 60% высокий. 40 % низкий уровень.

Отношение к школьному имуществу : 100% высокий уровень

Особенности поведения: 40% высокий; 60% низкий уровень.

Отношения к своим поступкам 90% высокий 10% низкий уровень.
Мониторинг состоит из наблюдений, бесед,  опроса.

В конце своего доклада  хочу сказать.

Правильная системная  организация процесса воспитания, позиционирование ребенка с ОВЗ  как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.