Образовательное событие как социально - значимая для ребенка ситуация личного развития.
методическая разработка

Шевцова Светлана Геннадьевна

Сценарий реализованного образовательного события с детьми 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательное событие в ДОУ22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие

как социально - значимая для ребенка ситуация личного развития.

Шевцова С.Г.

воспитатель коррекционной группы

для детей с тяжелым нарушением речи.

  1. Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 6  «Страна детства».

Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(ОНР I-II – 13 человек; моторная алалия – 1 ребёнок).

  1. Возраст 4-5 лет.
  2. Адаптированная основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе ФГОС ДО, с учетом  ПООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.
  3. Количество детей в группе 14 (5 девочек, 9 мальчиков)

  1. Краткое описание идеи образовательного события «Дорога ложка к обеду».

Замысел события.

В момент сервировки детских столов к обеду младший воспитатель не положила столовые ложки. Увидев это, воспитатель сначала хотела исправить ситуацию, потом стало интересно: «А заметят ли дети? Как выйдут из проблемной ситуации?»

Реакция детей на отсутствие привычного предмета приёма пищи была разной: одни молча искали взглядом ложку, другие (доверяя взрослому «видимо так надо») стали есть вилкой гущу из супа, третьи обратились с вопросом к воспитателю: «Где моя ложка?» Вместе стали рассуждать о необходимости недостающего столового предмета. Дети предлагали разные варианты выхода из проблемной ситуации: «купить» (пока сходим в магазин, остынет суп, станет неприятным на вкус), «есть вилкой» (неудобно, вкусный бульон вытекает). Самое удачное решение на текущий момент – это «попросить у взрослого». После завершения обеда, дети с улыбкой вспоминали необычное происшествие.

Проявления детской инициативы.

Вечером, во время самостоятельной игровой деятельности, Соня неожиданно спросила: «А давным-давно были ложки?»  Варианты поиска информации детьми: «Пусть воспитатель расскажет», «Надо дома спросить», «Надо в компьютере всё про ложки прочитать».

Наутро, силами педагогов группы, появилась маленькая выставка «Ложки бывают разные» (цель: освоение детьми с ТНР способов словообразования и расширение семантических полей - «ложка из металла-металлическая», «ложка из дерева-деревянная», «ложка из пластика-пластиковая»; «ложка-ложечка»; «ложка для обуви»; «ложка-вешалка», «ложка-сувениры»).

Проживание события в игровой деятельности:

  • дети в свободной деятельности исследовали ложки разные по фактуре, величине, дизайну и сферам применения;
  • использовали необычные для них ложки в игровой деятельности «Дом» (для еды), «Строители» (грузили мелкие строительные детали в кузов машины), «Катапульта» (метание мягких модулей), «Телефонный разговор» (построение игрового диалога), «Аптека» (мерные ложки), «Магазин обуви» (применение обувной ложки), «Пронеси – не урони» (весёлые упражнения в ручной умелости);
  • ребёнок вспомнил, что ложка похожа на часть катапульты (видел в мультфильме «Фиксики») и продемонстрировал общий принцип работы катапульты.

Провокации взрослого (цель: поддержка игровой деятельности дошкольников с ТНР):

  • Негромкая  русская народная музыка (цель: классификация неречевых звуков, развитие чувства ритма и музыкальных способностей). Дети тут же взяли хохломские ложки и стали стучать ими в ритме музыки. В ход пошли и металлические, и пластмассовые ложки. Активно  обсуждали качество звука ложек разной фактуры.
  • Игра на развитие воображения «На что похожа ложка?» (цель: развитие воображения дошкольника в ходе придумывания предмету дополнительных свойств и функций) явилось началом детской творческой деятельности. Сначала только пятеро желающих сделали себе игровых персонажей  и использовали их в импровизированной элементарной театральной деятельности. Взрослому пришлось суфлировать артистам, так как дети с ТНР избегают речевой деятельности, заменяя её на мимику и жесты.
  • Клубный час (цель: помощь в  приобретении жизненного  опыта (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции).

Старшие дошкольники прониклись идеей события и активно включились в творческую деятельность по превращению одноразовой пластиковой ложки в «человечка» по своему замыслу. На следующий день групповая выставка успешно переехала в фойе образовательного учреждения и стала активно пополняться новыми экземплярами от старших дошкольников и их родителей.

  • Интеграция в мини-музей центров детской инициативы «Посчитай правильно» (цель: освоение способа согласования числительного с существительным - 1 ложка, 3 ложки, 5 ложек), «Почитай-ка» (цель: формирование интереса к предметам окружающей действительности, развитие воображения средствами художественных произведений), «Сделай сам» (цель: удовлетворение потребности в творческой деятельности).
  • Экспериментальная деятельность «Какой ложкой удобно и безопасно принимать пищу?» (цель: исследование свойств ложек из разных материалов – теплопроводимость,  величина, гигиеническая обработка).

Перенос приобретённых знаний и умений в свободную игру: 

  • ложка-сказочный герой,
  • ложка-инструмент,
  • ложка-маркер игрового пространства, т.е. ложка как предмет-заместитель.

Рефлексия.

Ситуативная беседа (проговор воспитанниками испытанных эмоций индивидуально с учетом уровня развития речи и коммуникативных культурных практик).

  • «Чем хороша ложка? Как можно её использовать? Если бы ты был(а) волшебником (волшебницей), как бы изменил(а) ложку?»

Цель: актуализация эмоциональных переживаний и практических умений после прошедшего образовательного события.

  • «С кем  играл(а)? Что понравилось в игре что не понравилось? С чем (кем) хоте(а) поиграть сейчас?»

Цель: активизация игрового и познавательного мотивов в разных видах детской деятельности.

  1. Ссылка на видеоролик   https://youtu.be/3GAWpHuHjEE 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка

Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

ОРИЕНТАЦИЯ РЕБЕНКА-ПОДПОСТКА НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ

Материал на подительское собрание (лекторий)...

Статья по теме "Социально-значимая деятельность, как средство развития социальной активности старшеклассников"

Из опыта работы классного руководителя 10А класса   ГБОУ СОШ №96 Калининского района Клименко Е.Е....

Долгосрочный социально значимый проект "Русские обряды и традиции. Народная кукла. Роль куклы в воспитании ребенка"

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегод...

Социально-значимый проект «Здоровое питание – здоровый ребенок»

Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство у врачей, работников образовательных учреждений и...

Работа с социальными партнерами как социально значимое учебное событие.

Работа с социальными партнерами - Санкт-Петербургским Океанариумом (проект «Большая Регата») и Кафедрой культурологического образования СПб АППО (проект «Литературный багаж») п...