Консультация для родителей «Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, имеющего нарушения речи»
консультация

Михеева Мария Валерьевна

       Особенности речевого развития детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка в целом, на формирование всех психических процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_semi_s_detmi_tnr.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, имеющего нарушения речи»

         

       Особенности речевого развития детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка в целом, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психологических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена слуховая память, страдает продуктивность запоминания. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наибольшие трудности возникают при выполнении заданий по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими. Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических синдромов, которые проявляются в:

- нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости;

- повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других - с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности;

- в изменении мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, недостаточной сформированностью общей и артикуляционной моторики.

     Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего детства слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

      Однако не каждый ребенок благополучно усваивает все нормы родного языка. У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременное правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

       На отношение ребенка к своему речевому недостатку огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. Установка может быть неправильной: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят хуже, чем ты, а учатся хорошо». Ребенок внушаем, и очень скоро он придет к мнению, что его речь нормальна, а дефект – это проявление индивидуальности.

       Возможна и другая установка: «Ты уже большой, а говоришь, словно тебе 2 года. Тебя не возьмут в школу. Неужели трудно произнести нормально, как все?» При этом комплекс неполноценности усилится еще больше. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду личностных изменений и снижению самооценки детей.

        При правильном подходе семьи к воспитанию такого ребенка, эффективном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой недостаток.

        Как известно, существуют и более тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. Это такие дефекты: алалия - системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; анартрия -  это сложное нарушение, обусловленное поражением определенных зон головного мозга и затрагивает только фонетический строй речи;  дизартрия - нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата и другие.

УЧАСТИЕ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

        Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе!

       В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

       Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей является формирование у ребенка потребности в общении.
Для формирования речи важное значение имеют:

- моторное развитие (развитие двигательной сферы);

-дифференциация (различение) слухового восприятия;

- развитие ориентировки в окружающем мире;

-формирование потребности в общении.

      В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

      На отношение родителей к речевому дефекту детей влияют следующие факторы: глубина самого дефекта, просвещенность в сфере логопедии, компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения, и т.д.

      Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. Большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо найти причины неврологических проблем и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действуюшие на ребенка.

      При наличии у ребенка страха, ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем принуждения стараться его преодолеть. Не следует рассказывать на ночь слишком эмоциональные сказки, разрешать просмотр телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.

      Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. Доказано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые ситуации.

       Недостатки речевого развития, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом. Иногда они могут сохраняться очень длительное время, осложняя жизнь ребенку и его родным. Воспитание правильной речи у детей - сложная задача, требующая своевременного вмешательства специалистов, длительных занятий. Серьезность этих занятий родители должны понять и своевременно помочь своему ребенку.

       Естественно, ведущая роль в работе над коррекцией дефектов речи принадлежит логопеду. Но при тяжелых нарушениях одних занятий с логопедом бывает недостаточно, необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми – родителями, воспитателями, родными, которые закрепят достигнутые на логопедических занятиях результаты, помогут сократить подготовительный период работы, сделать его более интересным для ребенка, более результативным.

        Совместная работа по профилактике и коррекции дефектов речи требует настойчивости, систематичности, терпения. И только такая работа принесет желаемые результаты.

Составитель: учитель-логопед Михеева М.В.

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Аннотация Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи  родителям, воспитывающим детей  нарушениями в развитии. Метафоричность н...

Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...

Помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Т.М. Ратынская, А.В. Рязанова

В своей работе специалисты Центра лечебной педагогики исходят из представления о том, что семья является основной, естественной сре дой, в которой живет и развивается ребенок. Поэтому при работе с де...