Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков
учебно-методический материал

Чондаева Татьяна

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Скороговорки на автоматизацию звуков  [П] - [Б], [Т] - [Д]

Сказал Степан: «Пан или пропал». Пан пал, Степан пропал.

Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу. Понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

 Расскажите про покупки!

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Все бобры добры для своих бобрят.

По ремешку, по брёвнышку боком проведу кобылку.

По ремешку, по брёвнышку боком проведу кобылку.

От топота копыт пыль по полю летит

Наш Полкан попал в капкан. Попал в капкан наш Полкан.

Наш Полкан попал в капкан. Попал в капкан наш Полкан.

Дятел долго дуб долбил- долбил, да не додолбил.

Летят тридцать три пичужки через три пусты избушки.

Дом у дуба, дуб у дома.

Дом у дуба, дуб у дома.

Скороговорки на автоматизацию звуков  [К] - [К']

Сидит клоп на копне, колпак на клопе, копна под клопом, клоп под колпаком.

Догулялись кулики: нет ни хлеба, ни муки. Нет ни хлеба, ни муки – догулялись кулики.

Около кола колокола. Колокола около кола.

Коси, коса, пока роса. Роса долой, - и мы домой.

Купи кипу пик, купи кипу пик, купи кипу пик …

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Надо его переколпаковать, перевыколпоковать.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

Кому-то пироги да пышки, а кому-то синяки да шишки.

Наша река широка, как Ока. Как Ока широка наша река. Так, как Ока, широка наша река.

Кран обходится без рук, вместо рук у крана крюк.

Свинушки – старушки, волнушки – стрекушки, сыроежки – сладкоежки.

Укатил в уголок котик ниток клубок. Котик ниток клубок укатил в уголок.

Рукава у Кондратовой куртки коротковаты.

Укатил Костя в Кострому к куму в гости.

Ковал коваль коня. Конь копытом – коваля. Коваль кнутом – коня. Конь убежал от коваля.

Кот копейку накопил, - кошке тапочки купил, а козе – капустки кочанчик хрусткий.

Не всяко лыко в строку, не всяка строка – в лыко.

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

 Карлик Карл кувыркался на ковре.

 Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

 Сел Коля у Оки, ест Коля яблоки. Ест Коля яблоки у реки Оки.

 Константин констатировал, что закон закодировал.

 Коли Коля около колли, то и колли около Коли.

В один клин, Клим, колоти. Колоти, приколачивай.

Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!

 

Скороговорки на автоматизацию звуков  [Г]- [Г']

В голубую голубятню влетели голуби и голубята

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара. Итого гагар – пара.

. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Замолчали быстро гуси, а огонь ещё горит.

 Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Галя Ганне загадала загадку про гуся и зарядку.

Я бегу по лугу, я бегу, как могу, как могу я бегу.

 Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

Гусь Гога и его друг Ганя друг без друга – ни шагу.

Грач завёл разговор, сев у галки на забор, о том, как завёл разговор.

 Гонец с галер сгорел у галер.

Скороговорки на автоматизацию звуков  [К] - [К'], [Г] - [Г']

 

Возьми савок: смети уголь в уголок.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака!

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка …

Гуси к ручейку гусяток ведут, гусятки к ручейку никак не идут.

Собрала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

У барана-круторога рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.

Галка села на палку, а палка ударила галку.

 

Скороговорки на автоматизацию звуков  [Х] - [Х']

Ехали верхом Прохор и Пахом. Прохор и Пахом ехали верхом.

Осип осип, Архип охрип. Осип сипит, Архип хрипит.

 Прохор и Пахом ехали верхом на худом скакуне.

Хорь хорю хорошую дал хвою. Хорошую хвою дал хорь хорю.

Хорошая халва в Мисхоре. Вкусная халва – мастеру хвала.

 Хохотушка буква Х хохотала: «ха-ха-ха!»; нахохоталась, обхохоталась и ухахатывалась.

Скоморохи выше всех, ведь ходули есть у всех.

 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [М] - [Н], [М'] - [Н']

Много звону – дела мало, много дела – мало звону.

Маленькую Милу мама мылом мыла.

Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.

Мал мала меньше у мала на меже.

Моей маме Мила мимозу купила.

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа, ни у соседа, ни дома не найдешь...

Не боится мельник шуму: мало шума – мало муки, много шуму – много муки.

Где мёд, там и мухи. У мухи мёд на брюхе.

Народ за квас, а мы – за ананас. Наананасимся, и перейдём на квас.

 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [В] - [Ф], [В'] - [Ф']

Всяк человек век живёт, век учится, век живет, век учится.

Сливы – у Клавы, вишни – у Фимы, тыквы - у Вити, фиги – у Димы.

Вёз водовоз воду, набрав её из водопроводу.

Всему своё время, а на безделье – безвременье.

У реки - ивы, за селом – нивы, в корзине – фасоль, на столе – сливы.

Веретено вертелось, вращалось волчком возле валенок.

Кто в городе не бывал, - красоты не видал. Красоты не видал, - знать в городе не бывал.

 

 

Скороговорки на автоматизацию [С] - [С']

 

Где снег, там и след. На снегу след всегда сед.

На сéмеры сани по семеро в сани.

Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

У Сани сани едут сами. Едут сами сани у маленького Сани.

Коси коса пока роса. Роса долой, - и мы домой.

Сеня в сени сено нёс, щекотало щёки, нос.  

Носит Сеня сено в сени: спать на сене будет Сеня.

Сын Славина ехал в город Сливен.

Шла лиса по песочку: лизни лиса песочку.

Пьёт Саша сыворотку из-под простокваши.

Курочка пестра, уточка с носка плоска.

У осы не усы, не усищи, а усики.

 У Сони и Сани сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Везёт Сеня с Саней Соню на санках.

 Сидит соня-Олеся, с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.

Соня-Евсей, муку просей! Просей скорей муку, Евсей!

Воробей на сосне свалился к весне. Свалился к весне воробей на сосне.

Сорок сорок съели сыра кусок. Съели сыра кусок сорок сорок.

В саду у Дуси утки и гуси. В саду у Васи – поросята в квасе.

Саня и Костя идут к Соне в гости. К Сене в гости идут Саня с Костей.

Саня с невестой месят тесто. Месят тесто Саня с невестой.

Саня сено косит, а Соня сено носит. Соня сено носит, а Саня сено носит.

Семь сестёр сидели в сене, стог метать мешали Сене.

Сеня во сне сидит на сосне. Сидит на сосне Сеня во сне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа. Сосед – непоседа есть у соседа.

В миске у киски вкусные сосиски. Вкусные сосиски у киски в миске.

Испугали Люсю бабусины гуси. Рассыпала Люся свои бусы.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы. Съела Фрося ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас. Только съела – свет погас.

Влас у Славы съел сало, а Назар у Саввы сливки слизал.

У Василиски глаза лиски, у лиски – глаза Василиски.

Сеня в сени сел и всю селёдку съел.

 

Скороговорки на автоматизацию звуков [З] - [З']

 

Не знала Зоя, как зовут зайку. А Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

На возу лоза, у воза коза. Зачем, коза, стоишь у воза?

Лезут в грозу козы в лозу – грызут козы в грозу лозу.

Зина Кузина знает Кузю Зинина.

У зайки Бубы разболелись зубы. Разболелись зубы у зайки Бубы.

У Зины много забот: заболел у зайки живот.

Звала Зося зайку в гости. Забежал зайка на завтрак к Зосе.

Идет Назар на базар, купит на базаре козу Назар.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны завтракают.

У Зои мимозы, а Зины розы. Зоя у Зины взяла мимозу, Зина у Зои закупила розы.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок. Зоя на урок не идёт…

Роза замёрзла от мороза. Зато реке морозы – не угроза.

Зина в магазине забыла корзину. Зина у нас большая разиня.

В магазине купили Зине корзину. Не будь, Зина, разиней!

 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']

Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Захар сахар запасал: закрома им заполнял. Захаровы закрома засахарены сполна.

 Вяз в лесу, и я - в лес. Вяз из леса не несу.

 Злая оса боса без пояса.

 Пό лесу лозу везу, во лесу лозу вяжу.

Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.

У кого болит зуб, тот не может есть суп.

 Сеня-везеня везёт Соню на сене.

На базаре спозаранку купил Назар козе баранку.

.

 

 

Скороговорки на автоматизацию звука [Ц] -  [С] - [Ц]

У кольца нет конца, нет конца у любого кольца.

Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

Цепляйся цепко за кольцо, не поцарапай лишь лицо.

Цыплёнок и курица бегают по улице. Бегают по улице цыплёнок и курица.

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льётся.

Не станет, стоя на крыльце, писать цыплёнок букву Ц.

Скворцы и синицы – весёлые птицы. Весёлые птицы скворцы да синицы.

У лесного болотца цапля весело смеётся. Весело смеётся цапля у болотца.

Стоит воз овса, возле воза - овца. Зачем овце воз овса?

Невелика птица синица, да умница. Умница-разумница птица-синица.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Две овцы среди цветов пасутся в цветнике.

 

Скороговорки на автоматизацию звука  [Ш]

Шумно шумят шалуны в шалаше, знать много шалунов в шалаше.

Вымыли мышки миску для мишки. Миску для мишки вымыли мышки.

Кашку кушала по крошке крошка кошка на окошке.

У Прошки с плошкой вышла оплошка: опрокинул Прошка плошку.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Шишки да шило в мешке не утаишь. Шишки шуршат, шило колется.

Наша Маша, не спеша, моет в ванной малыша. Моет в ванной, не спеша, наша Маша малыша.

Есть у Миши карандаш. Чей карандаш? Наш!

Не шумите больше, мыши! Кот идёт по вашей крыше.

Лёша Глаше варит пшённую кашу. А Глаша Лёше даёт простоквашу.

Кто по камушкам прошёл, шубу шёлкову нашёл?

Не найду я ушки у нашей лягушки. Есть ли ушки у нашей лягушки?

Яшка в фуражке едет на черепашке. На черепашке Яшка едет в фуражке.

Маша кашу не доела, значит, каша надоела.

Шутил шутник, да вышутил себе башлык.

 Луша в душе мыла шею и уши. Шею и уши мыла Луша в душе.

 Метил в лукошко — попал в окошко. Метил в окошко – попал в лукошко.

 Наш Филат не виноват, и ваша Наташа не виновата. А виновата соседская Глашу.

 Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.

 - Ваша Парашка?  - Наша! - А на ней наша рубашка.

 Времена шатки, берегите шубы да шапки.

 Макар бежал к кошке, - налетели мошки. Улетели мошки – не успел к кошке.

 Наш Гришка не берёт лишка. А коли лишка, так не слишком.

 Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

 Кошка на окошке шьёт рубашку для малыша Ермошки.

 По ремешку, по брёвешку боком проведу Любушку.

 На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

На лужке лопушки, в шалаше – дружки. В шалаше дружки, на лужке лопушки.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков   [С] – [Ш]

Нашёл Серёжка на стёжке пропавшие у Матрёши серёжки.

У Маруси в камышах страшный шум стоит в ушах.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а мыши поплоше несли по два гроша.

Саша любит сушки, а Соня – ватрушки.

Чтобы угодить подружке, Саша Маше купил сушки.

 Один Семён с сошкой, а семь его сестёр – с ложкой.

Сшила Маша шапку Саше, шапка вышла, как у Даши.

Саша шапкой шишку сшиб. На лбу у Саши есть ушиб.

Пиши – не спеши, а коль спешишь – не пиши!

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.


Я спешу, спешу, спешу: письмо бабушке пишу.

Шашки на столе, шишки на сосне. Шишки на сосне, шашки на столе.

У Симы – шишки, у Сани – шашки. Сима – с шишкой, Саня – с шашкой.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша чёрная кошка – выше.

Шёл сапожник по шоссе, нёс сапожок на шесте.

 

Скороговорки на автоматизацию звука  [Ж] 

Жук летит, жук жужжит, Женя от него бежит.

Зажужжалась муха: дожужжалась паука.

Ужу на ужин жук нужен.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа жёсткий иголки.

Жеманилась жёлтая жужелица, у неё от жары голова кружится.

Полз уж к луже, уже уж в луже уже.

 Делай добро и жди добра, не дождёшься – не тужи, выше голову держи.

 Вожжи из кожи в хомут вхожи. Вхожи в хомут вожжи из кожи.
Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух.

 Жутко жёлтому жуку без жены жить на суку.

Жуки жужжали, ручьи журчали, жуки убежали, ручьи дожурчали.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [З] - [Ж]

Не лижи, коза, лозу. За лозу накажут козу.

У Жени и Зины медвежонок в корзине.

Задрожали зайки: заприметили волка на лужайке.

Оса летит, оса звенит, Женя от неё бежит.

Заржавел железный замок? Заржавел железный замок.

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Ш] - [Ж]

Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.

У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?

По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!

Не страшатся мороза моржи, не пугают лягушку ерши.

Гриша грыз коржик, орешки грыз Жоржик, а Гарик сухарик.

 

Скороговорки на автоматизацию звука [Ч]

Шубка овечки теплее всякой печки.

У Танечки – тачка, у Маши – печенья пачка.

Пекарь пёк калачи в печи, на пекаря не ворчи!

Тихо плача и скучая, час сидим за чашкой чая.

Чинно учи уроки по учебникам, иначе останешься неучем.

Течёт речка, не вытечет, печёт печка – калач выпечет.

Третьи суточки скачут Анюточки, не устав ничуточки.

Точь-в-точь, как мать и дочь. Как мать и дочь: ну точь-в-точь!

 Молчал, молчал, да и вымолчал. Вымолчал мочало: начинай сначала!

 Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.

 В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены, для кого верчены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

Ходит квочка около дворочка, водит деточек — около клеточек.

Калач на калаче, каланча на каланче. Каланча на каланче, калач на калаче.

В печи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.

 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Ц] - [Ч]

У цапли – цыпленок, у белки – бельчонок.

Очень часто бьются у Цилички блюдца.

Ученица-озорница получила единицу. Получила единицу ученица – озорница.

Везёт цапля щучку с чушкой да чашку с пичужкой.

Сидим на кочке, где растут цветочки. Не растут цветочки – не сидим на кочке.

 

Скороговорки на автоматизацию звука [Щ]

Взяв подкладку от плаща, тащим мы домой леща.

Нужные вещи - щипцы да клещи.

Щетина щётки щекочет щёку.

Кто на свете всех тощее? Не найдёшь тощей Кащея.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

В роще ты нас поищи: щиплем щавель мы на щи.

Тащит щенок прищепку; зацепился щенок за щепку.

Волки в роще рыщут, пищу ищут.

 Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.

 Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

 Плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.

 Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Огурцы ращу, товарищей угощу.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Ч] - [Щ]

Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.

Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке.

Упирается, пищит, тащит Щен тяжёлый щит.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Вещи проще положить, чем в чемоданище тащить.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] - [Щ]

Ты ловишь щуку, я ищу щётку. Ты поймал щуку, я нашёл щётку.

Шуршат щётки, шумят щепки; шуршат щепки, шумят щётки. 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков   [Л] - [Л']

Вбили кол в частокол. В частокол вбили кол, подприколошматили.

Топали до тополя, дотопали до тополя. До тополя дотопали, да ножки-то оттопали.

У ёлки иголки колки. Колки иголки у ёлки.

На мели мы налима ловили, ловили, да не выловили.

Галка села на палку, а палка ударила галку. Не садись галка на палку!

Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила, лиса лычки драла, лиса лапотки плела. Себе – трое, мужу – двое и детишкам по лаптишкам.

Лисы ловила лягушек на болоте, лягушки от лис ушли с болота.

Лакомка молоко лакала, лакала, да всё вылакала.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку глядеть было лень, искала булавку весь день.

Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.

 Коля колья колет. Поля поле полет.

Толкал лапой Полкан палку. Полкана палка ударила в лапу.

 Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила.

 У ёлки иголки колки. Колки иголки у ёлки.

 В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод.

Наш Полкан попал в капкан. Попал в капкан наш Полкан.

Кот молоко лакал, Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил- долбил, да не выдолбил.

Мы ели, ели линей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Лис улёгся в тень у липы. Лис считает листья липы.

Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

В один клин, Клим, колоти. Колоти, приколачивай.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.

Около ямы три ели вялы. На ель стану, ель достану.

Иван-болван молоко болтал-болтал, да не выболтал.

В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков   [Р] - [Р']

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

У трещётки-тараторки тридцать три скороговорки.

 Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.


В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Фрола – мухоморы.


В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

В печурочке три чурочки, три гуся, три утки, три тетерева.

На дороге Марья увидала Дарья. Марья рада Дарье, Дарья рада Марье.


Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок ворон напугали ворон. Сорок коров разогнали орлов.

На горе на пригорке стоят тридцать три Егорки. И у каждого Егорки на закорке по ружью.


Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуза.

У нас на дворе, на подворье погода размокропогодилась.


Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.

Из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупы да про подкрупки.


За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.


Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

По двору, по подворью в добром здоровье.


Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.

Полчетверта четверика гороху без червоточины.


Премудрый ворон проворно воровал ватрушки.


На корабль прокрался краб, караси украли трап.


Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Проворонила ворона воронёнка.


Вставай, Архип, петух охрип.

У пруда во мраке шуршат раки в страшной драке.


На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.


По травке по траве тропа протоптана во рве.


Прыгают во рту скороговорки как караси на сковородке.


Рано утром два барана барабанят в барабаны.


Рома Маше нарвал ромашек, а Маша Роме нарвала ревень.


С горы – не в гору, в гору – не с горы.


Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Три тропки, три травки, на тропке травка.


Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.

На травке тропка, на тропке травка.


Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

На горушки три забора, три избушки, три Егора.


Трое трубачей трубили в трубы.

По бревну по брёвнышку проползла козявочка, пролетела горлинка, пропорхала пташечка.


Шустрая норка юркнула в норку.

У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры, там на грядках помидоры.

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

Все бобры добры для своих бобрят.

Ворон у старушки воровал ватрушки.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Гриша грыз коржик, орешки грыз Жоржик, а Гарик сухарик.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Л] - [Р], [Л'] - [Р']

На болоте на лугу стоит крынка творогу. Прилетали три тетери: поклевали, - улетели. Прилетали утки, - заиграли в дудки.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Лесорубы лес рубили топором-топориком. Лес в дровишки превратили топором-топориком.


На болоте за посёлком пела-пела перепёлка. Перепел прилетел, перепёлку перепел.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Клара у Вали играет на рояле.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу сделал грабли. Продал грабли крабу краб. Грабь граблями сено, краб!

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Купили каракатице кружевное платьице. Ходит каракатица, хвастается платьицем.

Ушёл Прокоп – кипел укроп. Пришёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Шли три кума, три Прокопья, три Прокопьевича, говорили про кума, про Прокопья кума, про Прокопьевича.

 

 

На звук "Ж"

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

На звук "Р"

На звук "Ч"

Дифференциация И-Ы

- Кра! - кричит ворона. - Кража!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.

Звуки Кь, Къ

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

У киски в миске сливки скисли.

У скалы, у сакли играют ласки в салки.

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.

У мышки в норке крошки и корки. В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке. У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски, А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки. Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки. На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки. На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки, А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки... Запасов у мышки - большие излишки!




Предварительный просмотр:

Конкурс сказок для логопедов

Конкурс 1.

1. -Жили- были дедушка да бабушка и была у них внучка Машенька. Пошла как-то Маша в лес за грибами, за ягодами. Ходила, ходила да заблудилась. Идет Машенька по лесу, вдруг видит: стоит избушка. Зашла в избушку - никого.                                        

2.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна -красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому

3.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

4.Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

5.Жил мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. – Доченька, - говорила мать,- мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Конкурс 2. «Литературный портрет»

 «На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать»

Княгиня — диво: Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит, А сама - то величава,

Выступает, будто пава.

    Девочка. Невысокого роста. Мама сшила ей удивительную шапочку.

«Из - за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут. . . »

«Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. . . »

Конкурс 3

1. Назовите средство передвижения Емели в сказке «По щучьему велению»: (возок -конь-печь)

2. Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением? (лебедь -жар-птица гриф-птица)

3. Кого величают по отчеству Патрикеевна?

( сову –кошку –лису)

4. Как называется волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье? –

(самоготовка –самоугощайка –самобранка)

5. Какое мужское имя чаще других встречается в русских сказках?

(Иван – Кузьма – Василий)

6. Назовите средство передвижения Бабы-Яги?

(веник – лопата – метла)

7. Кого величают  Топтыгиным?

( волк –медведь –лиса)

8. Чья смерть на конце иглы?

(змея Горыныча - Бабы Яги -Кощея Бессмертного)

9. Сколько голов имеет Змей Горыныч?

(5 -2 -3).

10. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят?»

-(шестерых –семерых –пятерых)

Конкурс 4. Волшебные средства.

У Буратино (-----------------------------)

У Незнайки (-----------------------)

У маленького Мука (-------------------------)

У Золушки (-------------------------)

У Бабы-яги (------------------------)

У Снежной королевы (--------------------)

У Кощея Бессмертного (---------------------)

У кота (---------------)

Конкурс 5

1. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

   Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (----------------)

2. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (----------)

3. Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была:

 В доме том в конце концов стало множество жильцов.

(------------)

4. Столяр Джузеппе – Сизый нос полено как-то в дом принес.

     Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.

    Отдал его он другу Карло.

     Кого же Карло смастерил? (----------)

5. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

      И однажды бегемота вытащил он из болота.

     Он известен, знаменит. Это доктор… (------------)

6. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!( --------------)

Конкурс 6. Удивительные превращения.

Князь Гвидон     (-----------------------------)

Гадкий утенок (------------)

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (---------)

Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» (-----------)

Нильс в сказке С. Лагерлейр (--------------)

Василиса Прекрасная (---------)

Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа (----------)

Людоед (---------)

Конкурс 7.  Волшебные слова. Какому герою принадлежат следующие слова и из какой сказки?

Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой!

Сим-сим, открой дверь!

Раз, два, три, горшочек, вари!

Лети-лети, лепесток, Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели.

Крекс - фекс - пекс!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я.

А немытым трубочистам стыд и срам.

Прочитайте и угадайте  литературного героя.

  1. Ох, много лет я строил домик. Каждый кирпичик доставался мне с огромным трудом. И вот ко мне пришла страшная беда: мой домик сделали будкой для злобного пса. И тогда мне помог мой друг. Находчивый и смелый, он смог обхитрить пса и увез мой домик вместе со мной в лес, где врагам нас не найти. Ох!    

Прочитайте и угадайте  литературного героя.

    2. На наших окнах цвели прекрасные розы. Мы жили весело и дружно. Но однажды зимой мне в глаз попал осколок волшебного зеркала, и я стал видеть все злым и безобразным. Я попал в королевство бездушной волшебницы и был готов стать ее послушным слугой. Но смелая слабая девочка вызвала ее на бой и одержала победу, чтобы спасти меня.

Прочитайте и угадайте  литературного героя.

    3. Я мечтал, чтобы мне подарили собаку, верного друга. Но мама и папа были почему-то против. И все же друг у меня появился – самый лучший друг в мире; в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире знаток паровых машин, рисовальщик петухов, лучший в мире поедатель плюшек.

Конкурс 8. Конкурс загадок.

1. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка                                 (Снегурочка)

2. А дорога – далека, а корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок…                               (Маша и медведь)

3. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:

Не послушался кота, выглянул в окошко…                         (Петушок – золотой гребешок)

4. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца…                                (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

5. Колотил да колотил по тарелке носом.

Ничего не проглотил и остался с носом.                                       (Лиса и журавль)

6. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.                            (колобок)

7. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался…Кто он?                                   (колобок)

8. Отворили дверь козлята и… пропали все куда-то.                      (волк и семеро козлят)

9. По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра.                                         (по щучьему веленью)

10. Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была:

В доме том в конце концов стало множество жильцов.                      (теремок)

11. Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит, да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок – удивительный конек

По прозванью…          (Горбунок)

12. Столяр Джузеппе – Сизый нос полено как-то в дом принес.

Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.

Кого Джузеппе мастерил?           (Буратино)

13. Многим долго неизвестный

Стал он каждому дружком.

Всем по книжке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно

Он зовется…                       (Чипполино)

14. Он весел и незлобен, этот милый чудачек.

С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель пятачок.

Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх,

Это плюшевый проказник медвежонок…                (Вини-Пух)

15. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды бегемота вытащил он из болота.

Он известен, знаменит. Это доктор…                (Айболит)

16. Вот лисичка шла, скалочку нашла.

За скалочку взяла курочку, за курочку взяла уточку.

А девочку взять не удалось – расплатиться ей пришлось.                 (лисичка со скалочкой)

17. В небесах – не на земле летит баба на метле,

Страшная и злая. Кто она такая?                      (Баба Яга)

18. Что за чудный это конь. Мог скакать через огонь,

Копытом камень разбивал, искрой костер он разжигал.

Любовались все конем, когда ездили на нем.      (Сивка-Бурка)

Прочитайте и угадайте  литературного героя.

  1. Ох, много лет я строил домик. Каждый кирпичик доставался мне с огромным трудом. И вот ко мне пришла страшная беда: мой домик сделали будкой для злобного пса. И тогда мне помог мой друг. Находчивый и смелый, он смог обхитрить пса и увез мой домик вместе со мной в лес, где врагам нас не найти. Ох!

Прочитайте и угадайте  литературного героя.

    2. На наших окнах цвели прекрасные розы. Мы жили весело и дружно. Но однажды зимой мне в глаз попал осколок волшебного зеркала, и я стал видеть все злым и безобразным. Я попал в королевство бездушной волшебницы и был готов стать ее послушным слугой. Но смелая слабая девочка вызвала ее на бой и одержала победу, чтобы спасти меня.

Прочитайте и угадайте  литературного героя.

    3. Я мечтал, чтобы мне подарили собаку, верного друга. Но мама и папа были почему-то против. И все же друг у меня появился – самый лучший друг в мире; в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире знаток паровых машин, рисовальщик петухов, лучший в мире поедатель плюшек.

Использованная литература

1. -  (Русская народная сказка "Маша и медведь".)

2. -. (Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)

3. - (Русская народная сказка " По щучьему велению".)

4. - (Русская народная сказка" Волк и семеро козлят".)

5. - Русская народная сказка «Гуси- лебеди»)

1 (Василиса Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна - лягушка». )

2 (Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)

3 (Ш.Перро «Красная Шапочка»)

4(Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

5. (Незнайка - Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, поощрительные призы.

Ведущий. Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получиться это может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения – это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете – зачем? (ответы детей) Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины – вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, и еще больше приобщиться к чтению.

Класс делится на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очередности, отвечающий участник получает жетон-очко. Если представитель данной команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

Наша литературная викторина будет состоять из следующих тем:

1. Волшебные слова.

2. Удивительные превращения.

3. Волшебные средства.

4. Друзья.

Конкурс 1. Волшебные слова.

Какому герою принадлежат следующие слова и из какой сказки?

1 команда

Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой!

(Иванушка-дурачок, сказка «Сивка-бурка»)

Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка «Али-баба и 40 разбойников»

Раз, два, три, горшочек, вари!

(Девочка, братья Гримм «Горшочек каши»)

2 команда

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(Женя, В. Катаев «Цветик-семицветик»)

Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!

(Баранкин, Медведев «Баранкин, будь человеком!»)

Бамбара! Чифара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики

(Бастинда, Волков «Волшебник изумрудного города»)

3 команда

Мутабор!

(Калиф, В. Гауф «Калиф-аист»)

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я.

А немытым трубочистам стыд и срам.

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

Крекс фекс пекс!

(Буратино,  А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Конкурс 2. Удивительные превращения.

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1 команда

Князь Гвидон (в комара, в муху и шмеля)

Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа (в карлика)

Гадкий утенок (в лебедя)

2 команда

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца)

Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей)

Братец Иванушка (в козленка)

3 команда

Нильс в сказке С. Лагерлейр (в крошечного человечка)

Василиса Прекрасная (в лягушку)

Людоед (в жука)

Конкурс 3. Волшебные средства.

Какие волшебные средства были у данных сказочных героев?

1 команда

У солдата из сказки Андерсена (огниво)

У Буратино (золотой ключик)

У Незнайки (волшебная палочка)

2 команда

У маленького Мука (туфли и тросточка)

У Золушки (хрустальные туфельки)

У Снежной королевы (волшебное зеркало)

3 команда

У Бабы-яги (метла)

У Кощея Бессмертного (яйцо с иглой)

У кота (сапоги)

Конкурс 4. Друзья.

Назовите друзей литературных персонажей.

1 команда

У Маугли (Багира, Балу, Каа)

У Чиполлино (Вишенка и Редиска)

У Малыша (Карлсон)

2 команда

У Винни Пуха (Пятачок, Кролик, Иа)

У Нильса (Мартин)

У Дюймовочки (рыбки, мотылек, ласточка)

3 команда

У Герды (Кай)

У Бременского музыканта (осел, собака, петух, кот)

У Буратино (Мальвина и Пьеро)

Далее подводятся итоги конкурса сказок, и победителям вручаются поощрительные призы.

4. В стране литературных героев. (Зубанова С. Г.)

Цель: привить интерес к чтению.

Оборудование: открытки, коробочки, костюмы для сказочных героев,призы.

Действующие лица: ведущий, Старик Хоттабыч, Буратино, герои сказок.

Комнату можно украсить плакатами с иллюстрациями из любимых книг. Предложите ребятам накануне праздника нарисовать любимых литературных героев, а на празднике устройте выставку из этих портретов. Можно привлечь к подготовке мероприятия работника школьной библиотеки, разместить в классе перед праздником выставку «Книга – твой друг».

Ведущий. Здравствуйте, ребята, мы с вами собрались сегодня, чтобы побывать в сказочной стране литературных героев. Наши друзья – книжки, помогут вам сегодня одержать победу в конкурсах, которые сделают наш праздник интересным и веселым. А вот и первый конкурс.

    Спят все книжные герои

    На страничках книг твоих.

    Пробуди же к жизни их!

    Что им мучаться от скуки?

    Пусть герои оживут!

Я думаю, что вы легко узнаете героев всем известных книг по нескольким строчкам.

Конкурс «Узнай сказочных героев»

    Этот герой «...носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, ...по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал».

(Незнайка. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей».)

    «Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

    Что-то щелкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка».

(Дюймовочка. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».)

    «да, на свете,

    Говорят, царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть.

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает —

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит».

(Царевна-Лебедь. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)

    «Маленький старичок с большим носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.

    Его слушатели смеются прямо в глаза:

    – Вот так барон!

    Но он даже не смотрит на них. Он спокойно продолжает рассказывать, как он летал на луну, как он жил среди трехногих людей, как его проглотила огромная рыба, как у него оторвалась голова».

(Барон Мюнхаузен. Э. Распе «Приключение барона Мюнхаузена».)

    «Через две минуты борода его была вполне пригодна к употреблению. Он вырвал два волоска, и не успела еще растаять в воздухе сопутствующая этому хрустальная музыка, как одежда наших друзей стала выглядеть так, словно ее только что хорошенько отутюжили; а обувь не только заблестела, но даже запахла самым дорогим сапожным кремом».

(Старик Хоттабыч. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

Ведущий: Ребята, давайте попробуем пригласить на наш праздник сказочных героев из любимых всеми книг! Но для этого нам нужно отправить как можно больше писем.

Конкурс «Почтальон»

Для игры нужно подготовить несколько открыток и написать на каждой из них какой-нибудь сказочный адрес. Это могут быть, например: Изумрудный, Цветочный города, остров Буян, Тридесятое царство, Лилипутия и т. п. Так же для конкурса понадобятся коробочки, на которых написаны те же адреса. Каждый из игроков получает одинаковое количество открыток, которые необходимо будет забросить в соответствующие почтовые ящики. Участник конкурса должен забросить открытки с определенного расстояния от коробочки. Побеждает тот, кто отправит больше писем по назначению.

Выходит Буратино, в руках у него большая книга, на которой крупными буквами написано «Сказки».

Буратино. С Азбукой шагает в школу

Необычный мальчуган.

Но попал он вместо школы

В деревянный балаган.

Что за озорной мальчишка,

Деревянный шалунишка?

Скажите, дети, как меня зовут? (Буратино.)

Буратино. Спасибо за приглашение на праздник! Вы легко узнали, как меня зовут. Но помните ли вы сказку, героем которой я являюсь? Давайте поиграем в мою любимую игру «Да или нет».

Конкурс «Да или нет»

Дети делятся на две команды. Ведущий поочередно задает вопросы, на которые участники конкурса должны быстро ответить «да» или «нет». Побеждает та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов.

1. Девочку с голубыми волосами звали Мальвиной. (Да.)

2. Злой Дуремар был владельцем кукольного театра. (Да.)

3. Буратино закопал пять золотых монет в клумбе около домика Мальвины. (Нет. Он закопал их на Поле Чудес в Стране Дураков.)

4. Сказка о деревянном человечке называется «Золотой ключик». (Да.)

5. Сказку «Золотой ключик» написал Н. Носов. (Нет. А. Н. Толстой.)

6. За нарисованным очагом в коморке папы Карло находилась дверь, которая вела в страну Оз. (Нет. Дверь вела в кукольный театр.)

7. Пьеро был влюблен в Синеглазку. (Нет. В Мальвину.)

8. Лиса Алиса и кот Базилио были верными друзьями Буратино. (Нет. Они, обманом забрали у него деньги.)

Заходит Старик Хоттабыч. В руках у него мешок.

Старик Хоттабыч. Вы звали меня, о лучшие читатели среди учащихся школы! Вас приветствует Гасан Абдурахман ибн Хоттаб!

Буратино. А что ты принес нам, Хоттабыч?

Старик Хоттабыч. Книжки, очень интересные. Хочешь, подарю несколько? Тебе с картинками или без?

Буратино. Хочу! Мне нужна книга желтая в розовый цветочек. Толщиной пятьдесят сантиметров.

Старик Хоттабыч(открывая мешок, удивленно). Может быть такая? Буратино(заглядывая в мешок). Ага. А если точно такой же нет, тогда мне нужно пять по десять сантиметров; на крайний случай – десять по пять. Я считать умею. И чтобы высотой они были двадцать сантиметров.

Старик Хоттабыч. А больше или меньше вас, молодой человек, не устроит?

Буратино. Нет. Я все хорошо измерил.

Старик Хоттабыч. Мой деревянный друг, если не секрет, что вы с этими книжками собираетесь делать?

Буратино. А это ты уж сам Хоттабыч догадайся! И вообще, не хочешь, не дари!

Ведущий. Ребята, как вы думаете, зачем Буратино нужны именно такие книги?

Ребята отвечают.

Буратино. Верно. Я очень люблю книги. У меня есть домашняя библиотека. Кое-какие книги уже собрал. Всего пятьдесят сантиметров незанятых осталось. А полочка – 20 сантиметров высотой. А стены у меня в комнате желтые, в розовый цветочек.

Ведущий. Как вы считаете, ребята, любит ли книги Буратино? И правильно ли он выбирает книги для своей домашней библиотеки?

Ребята отвечают.

Ведущий.

Тот, кто книжки не читает, ищет пестрый переплет,

Книгам цену не узнает и невеждой прослывет!

Буратино. Я все понял, буду собирать не красивые, а интересные книги!

Ведущий. Хоттабыч, подари, пожалуйста, книжки в нашу библиотеку и мы все сможем их прочитать.

Старик Хоттабыч. А кто это, библиотека?

Ведущий. Ни кто, а что! «Библио» по-гречески – книга, «тека» – хранилище. Знаешь, как долго существуют в мире библиотеки? Около пяти тысяч лет! Еще не придумали, как делать бумагу, а библиотеки уже были. Но в них тоже хранили книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выдавленные на глиняных табличках, в Индии – собранные из нарезанных пальмовых листьев. Книги в библиотеках не только хранят, но и выдают читателям.

(Стучат в дверь.)

Буратино. Наши друзья из разных книжек приехали в гости, встречайте!

Входят гости.

Ведущий(гостям). Здравствуйте, гости дорогие! (Ребятам.) Дети, вы узнали наших друзей? Из каких сказок они к нам пришли? Давайте поиграем вместе!

Игга «Я расскажу о друге, а ты узнай кто я».

Литературные герои по очереди рассказывают о своем друге, а ребята угадывают кто перед ними.

    1. Ох, много лет я строил домик. Каждый кирпичик доставался мне с огромным трудом. И вот ко мне пришла страшная беда: мой домик сделали будкой для злобного пса. И тогда мне помог мой друг. Находчивый и смелый, он смог обхитрить пса и увез мой домик вместе со мной в лес, где врагам нас не найти. Ох!

(Кум Тыква и Чиполлино. Дж. Родари «Приключения Чиполлино».)

    2. На наших окнах цвели прекрасные розы. Мы жили весело и дружно. Но однажды зимой мне в глаз попал осколок волшебного зеркала, и я стал видеть все злым и безобразным. Я попал в королевство бездушной волшебницы и был готов стать ее послушным слугой. Но смелая слабая девочка вызвала ее на бой и одержала победу, чтобы спасти меня.

(Кай и Герда. Г. X. Андерсен. «Снежная королева».)

    3. Я мечтал, чтобы мне подарили собаку, верного друга. Но мама и папа были почему-то против. И все же друг у меня появился – самый лучший друг в мире; в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире знаток паровых машин, рисовальщик петухов, лучший в мире поедатель плюшек.

(Малыш и Карлсон, А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».)

Ведущий. Сколько литературных героев и ребят сегодня собрал наш общий лучший друг – книга. Сколько интересного нам с вами еще предстоит узнать с помощью книг!

СЦЕНАРИЙ БАЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

(для 3 - 6 классов)

Цели и задачи:

- показать литературных героев, рассказать о них. прививать детям любовь к книгам и чтению, развивать память и актёрские способности; приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с произведениями музыкальной культуры; повысить мотивацию самосовершенствования как в эстетическом, так и в интеллектуальном плане.

Оформление зала: зал украшен рисунками сказочных героев на листе формата А-3, сцена: слева экран для проецирования слайдов, которые сопровождают тексты, а также являются планом выступления литературных героев.

Звучит медленный вальс, выходит на сцену ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Я рада приветствовать вас на балу литературных героев. Итак, перейдем сразу к делу. Мы сегодня перенесемся в страну Литературию. Вы думаете, такой страны не существует? Ошибаетесь. Там еще не ступала нога человека, мы будем первыми.

Ведущий: Я вижу, что многие из вас перевоплотились в сказочных персонажей. Для начала я хотела бы с вами познакомиться. Я фея Снов и подруга Оле-Лукое. Я помогаю ему раскрывать зонтики над спящими детьми. Цветной зонтик над теми ребятами, которые днем были добры, послушны, вежливы, хорошо учились, помогали взрослым, и тогда они всю ночь видят добрые цветные сны, а черный зонт раскрываю над теми, кто шалил, не слушался, плохо учился, совершал некрасивые поступки. И тогда они всю ночь спят без сновидений или их мучают кошмары. Собравшиеся на балу все себя хорошо вели?... Я рада за вас.

А теперь ваша очередь представиться. Все, кто пришли в костюмах, должны назвать себя и сказать, из какой книжки они к нам прибыли. Итак, герои приглашаются сюда. Выходят участники бала. (представляются)

А теперь дефиле литературных героев под музыку.

1.музыка « В гостях у сказки» (2 круга)

Ведущий: Мы с книгой знакомимся еще в раннем возрасте, нам их читают мамы, папы, бабушки. Проверим, слушали ли вы их в детстве. Угадайте, кого из героев пригласил звездочет и из какой сказки? (презентация, слайд 1-12)

Ведущий: Молодцы! Ну а какой же бал без танцев. Я вас приглашаю на детский танец. Танцуют все.

2.«Танец маленьких утят»

Ведущий: А это правда, что

Дети очень любят рисовать

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне?

Ведущий: Я предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучший портрет сказочного героя, но не на окнах трамвая, а на листе. Вот здесь вы видите заготовки книжек. Выберите, чей портрет будете рисовать, и вперед.

Игра со зрителями

Ведущий: А пока наши участники рисуют, я буду задавать вопросы зрителям: (под музыку 3. «Усатый нянь»)

- Какого цвета были платье и глаза у Мальвины из сказки А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»? (Глаза — хорошенькие, платье — голубое.)

— Из какого материала было сделано платье Снежной королевы в сказке Ганса Христиана Андерсена? (Изо льда.)

— Какой костюм смастерил Папа Карло для Буратино?

(Курточка, штаны, башмаки, шапочка.)

— Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению?..» (Емеля из русской народной сказки.)

—Что было обязательной частью одежды Незнайки? (Шляпа.)

— Скажите, в кого превратился Гадкий утенок из сказки Ганса Христиана Андерсена? (В прекрасного лебедя.)

— На чем проделали путь в Зеленый город Незнайка и его друзья из сказочной повести Николая Носова «Незнайка и его друзья»? (На воздушном шаре).

— Перечислите друзей Дяди Федора из сказочной повести Эдуарда Успенского. (Пес Шарик, кот Матроскин, галчонок.)

(итоги, награждение зрителей сувенирами)

Ведущий: Вновь пришло время танцевальной паузы

(4. танцевальный конкурс для лит. героев)

Ведущий: Мы вернулись в Литературию. Сейчас серьезное испытание ждет наших лит.героев. Вам предстоит по очереди вытаскивать из этой коробки предметы и объяснять, из какой сказки, а может сказок, они попали сюда.

(яйцо, горошина, туфля, зеркало, клубок, сковорода, ключ, веретено, луковица) Все предметы находятся в «чёрном ящике»

Ведущий: Славно поработали наши знатоки.

Ведущий: Люди всегда мечтали, даже в сказках, о телевизоре. Помните: катись, катись, яблочко, да по золотому блюдечку, покажи мне страны чужедальние… Не думали тогда люди, что не только страны можно будет смотреть по телевизору, но и мультики, кинофильмы.

Игра со зрителями.

Ведущий: Предлагаю вам поучаствовать в комедийном телевизионном проекте «Репка». Приглашаются три человека. (пантомима басни с « озвучкой»)

Ведущий: Пришло время музыкального конкурса. Я предлагаю вам музыкальную викторину. Нужно будет исполнить хотя бы один куплет песни, караоке которой прозвучит.

Включается запись.

1. Песенка Элли и её друзей

2. «Песня о волшебном цветке», Из к/ф "Шелковая кисточка"

3. «Как львенок и черепаха пели песню»

4 « Крылатые качели»

5. «Если добрый ты»

6.» Песенка Красной шапочки»

Ведущий: Давайте еще порисуем. Проведем мастер- класс. Помните сказку про трех поросят? А я предлагаю нарисовать не трех, а целую ферму поросят. В зале есть бумага, карандаши. Разместитесь поудобнее на стульях, на полу, где угодно и повторяйте за мной. (презентация, слайды 13-16)

Ведущий: Вот и закончился мастер-класс. Разместите своих поросят на доске. Какие они получились разные. Полюбуйтесь!

Ведущий: Книги многим не дают покоя. Литературные герои будоражат воображение художников, скульпторов. Многим литературным героям поставили они памятники. Предлагаю конкурс «Угадай-ка»- кому поставлен данный памятник? (презентация, слайды 17-36)

Ведущий: Приглашаю по 2 человека от класса. В сказках часто сражаются добрые герои со злыми. Я вам предлагаю невероятную ситуацию. Представьте, что страницы книг перепутались, герои рассыпались по разным сказкам. Представьте себе бои между …(раздаются листочки с именами: Баба-Яга – Аленушка, Дюймовочка и Кощей Бессмертный; Змей Горыныч и Царевна Лягушка). Зло завязывает глаза и пытается побить добро воздушным шариком. Добро с колокольчиком ускользает от зла.

Ведущий: Как всегда в сказке добро побеждает. Пусть же и в жизни добра будет больше, чем зла.

Подводятся итоги конкурсов, проходит награждение.

Ведущий: Приглашаю вас на последний танец нашего бала «Вальс цветов» из балета«Щелкунчик».

Ведущий: Спасибо всем за внимание, до новых встреч!!!

Сценарий конкурса чтецов в детском саду

Программное содержание:Цель: повышение речевой активности детей, повышение уровня выразительности чтения стихов.

Задачи:Воспитать умение рассказывать и слушать стихи, которые читают другие дети; развивать навыки эмоционального отклика на стихи; продолжать учить рассказывать стихи эмоционально, громко, с выражением; вызывать у детей радостный, эмоциональный настрой.

Ход мероприятия:

Логопед:

Тихо-тихо рядом сядем

Входит лирика в наш дом,

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном,

И раздвинутся вдруг стены

Вся земля видна вокруг,

Плещут волны речкой пенной

Чутко дремлют лес и луг,

Вдоль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой

Эта лирика торопит,

И ведет нас за собой.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем зале. Сегодня необычный день. Сегодня мы проводим конкурс чтецов. Мы собрались, чтобы порадовать друг друга умением красиво, громко, четко рассказывать стихи и, возможно, среди нас найдутся те, кто делает это особенно хорошо.

Для начала я хотела бы пригласить сюда наших маленькую гостью, малышку из второй младшей группы Шкоркину Соню. А о ком будет ее стихотворение, мы узнаем, отгадав загадку:

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки

Прячет в лапках коготки?

(Ответы детей. Выступает приглашенный ребенок из второй младшей группы) .

Вот так вы когда то все начинали читать первые стихи. А теперь вы подросли и я нисколько не сомневаюсь, что вы сорвете бурные аплодисменты прочитав полюбившиеся стихи.

Разрешите представить наших конкурсантов:

Логопед:

А вы заметили, как особенно украшен наш зал? Это волшебница зима постаралась. Морозом сковала зима реки и озера, укрыла землю снеговой шубой. Долгих три месяца отдыхает природа от хлопот, дремлет, копит силы. Сегодня обязательно прозвучат стихи об этом загадочном, волшебном времени года.

Открывает наш сегодняшний конкурс чтецов Комар Женя (подготовительная группа «Подснежник», которая прочитает стихотворение «Приметы зимы».

Продолжит нашу конкурсную программу Костя Сафонов (средняя группа «Солнышко»). Стихотворение Сергея Есенина «Поет зима, аукает… ».

Савельева Соня (средняя группа «Колокольчик») прочтет нам стихотворение еще одно стихотворение о зиме.

Такое же стихотворение прочтет нам Даша Бушкова со средней группы «Солнышко».

Логопед:

Зима – это время веселых каникул, забав, развлечений и игр. Об этом нам расскажет Дубовский Стас (средняя группа «Колокольчик», который приготовил стихотворение «Детство».

Это же стихотворение прозвучит и от Максима Горгадзе (средняя группа «Солнышко») .

А я тоже предлагаю вам поиграть в веселую игру, которая называется «Это правда или нет? »

1) Листопад, листопад – хлопья снежные летят…

2) Прилетели птицы с юга, значит, скоро будет вьюга…

3) Санки вытащила Света – на дворе, наверно, лето?

4) Если спит медведь в берлоге – значит лето на пороге…

5) Мы у мамы шубы просим – значит, к нам вернулась осень…

Будем в шубах мы гулять и грибочки собирать…

6) Снеговик боялся стуж

И бежал под теплый душ.

Очень париться любил –

Часто в баню он ходил…

Логопед:

Молодцы, ребята! Вам понравилась игра? Зима в самом разгаре. Какая же зима без снега. Все вокруг укрыло снегом: и землю, и деревья в лесу, и крыши домов… А мы продолжаем конкурсную программу и я предлагаю вам послушать стихотворение «Зима» в исполнении Борисова Артема (средняя группа «Колокольчик») .

Логопед:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится.

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Январь радует нас новогодними праздниками и подарками. А что еще случилось однажды в январе в лесу, нам расскажет Андрей Баишев (средняя группа «Колокольчик») в стихотворении «Дело было в январе… »

Прекрасные стихи мы услышали о зверях в лесу. А я знаю одного лесного зверя, который залегает в длинную зимнюю спячку. А вы его знаете? А вы знаете почему медведь зимой спит? Давайте узнаем это из стихотворения, которое приготовила нам Дынина Лера (средняя группа «Колокольчик»).

Продолжит наш конкурс Марат Гасымов (средняя группа «Солнышко»). Стихотворение Валентина Берестова «Мишка, мишка, лежебока… »

Небольшое стихотворение о мишке выучил и расскажет нам Петя Петров (средняя группа «Солнышко») .

А что больше всего любит кушать медведь нам поведает Полина Первашова (подготовительная группа «Подснежник»). «Мишкина малина» - так называется стихотворение, которое она нам прочитает.

(Раздается телефонный звонок.)

Логопед: У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

Вы догадались, из какого стихотворения этот отрывок? А кто его автор? (Ответы детей). Конечно же это наш любимый писатель Корней Иванович Чуковский. С ранних лет стихи К. И. Чуковского приносят всем радость, не только вы, но и ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки, не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона»… Сегодня мы с вами услышим много стихов, отрывков из сказок, которые приготовили ребята к этому конкурсу.

К. И. Чуковский начал писать стихи случайно. Однажды, работая в своем кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь, которая не хотела мыться. Корней Иванович взял ее на руки и, совершенно неожиданно для себя, сказал ей тихо:

Надо, надо умываться

По утрам, и вечерам,

А немытым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр». И сейчас мы послушаем отрывок из сказки «Мойдодыр». Я приглашаю Дашу Прокопчук (подготовительная группа «Улыбка») .

(Появляется Айболит).

Айболит: Оо, если я утону, если я пойду ко дну…

Логопед: Здравствуйте, извините, кто Вы?

Айболит: Я думаю, меня здесь все знают. Неужели я ошибаюсь? Ребята, вы меня узнали? Что вы обо мне знаете?

Логопед: Доктор Айболит, сейчас про тебя расскажет Алина Сидоркевич (подготовительная группа «Улыбка»).

Айболит: Какая же ты молодец, Алина! Я так разволновался от радости, что мне нужны мои пилюли. (Достает из аптечки денежку). Ой, что это?

Логопед: Что это у Доктора Айболита, ребята?

Дети: Денежка.

Айболит: Действительно, денежка… Наверное, кто-то потерял…

Логопед: В каком произведении Чуковского живет хозяйка денежки? (Ответы детей) .

Айболит: Пойду-ка, я ребята, верну денежку хозяйке. (Уходит) .

Логопед: А мы послушаем отрывок из произведения «Муха-Цокотуха». Встречайте Карину Подымахину (подготовительная группа «Улыбка») .

А теперь пришла очередь Эле Курановой (средняя группа «Снежинка») рассказать свою версию отрывка из этой же сказки.

Логопед: А в большой реке

Крокодил лежит.

И в зубах его не огонь горит –

Солнце красное!

Ребята, вы угадали о какой сказке идет речь?

Дети: «Краденое солнце»!

Логопед: Отрывок из этого произведения К. И. Чуковского прочтет нам Харлампьев Саша.

А теперь послушаем Макееву Арину. Она тоже хочет прочесть отрывок из этой сказки

(Под музыку заходит Федора. Плачет, причитает)

Федора: Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои…

Логопед: Ребята, вы узнали из какой сказки пришла к нам эта гостья? Как ее зовут?

Дети: Федора из сказки «Федорино горе»

Логопед: Здравствуйте, Федора! Что случилось, Федорушка?

Федора: У меня горе, беда

Убежали кто куда…

Почему, скажите,

Мне вы подскажите…

Логопед: Послушай, Федора, Олю Аврамкину (подготовительная группа «Улыбка») .

Федора: Ну, спасибо, Оля! Помогла ты мне, Оля! А я хочу с вами потанцевать. (Общий танец под веселую музыку. Федора прощается, уходит) .

Логопед: Вот мы и вспомнили прекрасные сказки и стихи замечательного детского писателя К. И. Чуковского. Не менее интересные сказки в стихах написал для детей великий русский поэт А. С Пушкин. Продолжит наш конкурс Андрей Слепцов (средняя группа «Солнышко», он прочтет нам отрывок из «Сказки о спящей красавице и семи богатырях». А. С. Пушкин писал не только сказки, но и лирические, очень красивые стихи. Предлагаю вам послушать Рому Сазонова (старшая группа «Снежинка») Он нам прочтет стихотворение А. С. Пушкина.

Логопед: Вот такие замечательные сказки рассказывают, читают нам наши мамы и бабушки. К нам сегодня на праздник специально пришла Кристина Габышева, которая очень любит свою бабушку и приготовила для нее сюрприз – стихотворение Доры Хайкиной «Бабушкины руки».

Подходит к концу наш замечательный конкурс и хочется мне сейчас несколько строк прочесть о нашей Родине.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает,

Старый дом, в лесу смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки – березка-скромница

И ромашковый бугор,

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Завершает нашу конкурсную программу Святослав Николаев (подготовительная группа «Подснежник», стихотворение «Рисунок».

Логопед: Молодец, Святослав. Этим замечательным выступлением мы завершаем наш конкурс чтецов и нам пора подводить итоги. Передаю слово жюри. (Слово предоставляется членам жюри) .

Спасибо вам, ребята, за замечательные стихи, я вижу, как вы любите и умеете красиво их читать. Готовьте стихотворения к Новому Году, Деду Морозу… До новых встреч!

(Вручение дипломов, награждение участников конкурса) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Автоматизация и дифференциация звуков С-З, Ш-Ж в словах и словосочетаниях

Конспект разработан для учащихся 2-х классов, имеющих нарушения устной и письменной речи....

Коррекционная педагогика.Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.

Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.                «Покажите мне другой народ, у которого было бы больше песен»....

Методическая разработка «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках».

Поговорки и пословицы  - это «самоцветы и самородки» русского языка – несут неподражаемый колорит, выражает мысль образно, эмоционально. Большой фразеологический словарь поможет детям постепенно ...

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...

Звуки "Г-Гь". Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков.

Существует множество пособий по постановке и автоматизации звуков [к, к', г, г', х, х']. Но, когда начинала работать с четырехлетними детьми, у которых страдают не только заднеязычные, но ...