Педагогический проект «Коррекция устной речи при нарушении её плавности у детей с ОНР»
проект

Татаркина Елена Викторовна

Данный проект предполпгает работу с заикающимися детьми в условиях логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Коррекция устной речи при нарушении её плавности

у детей с ОНР»

Разработчик: Татаркина Е.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

Надым, 2019г

                                                           

1.Введение.

Какой бы ни был длинный путь,

всегда он начинается с первого шага.

Восточная мудрость

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем – на выборе профессии. 

Заикание, как показывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2 - 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.

Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.

Педагоги дошкольной организации, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с нарушением речи, закладывают основы его нравственного воспитания, но и все вместе решают задачи преодоления умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки для работы над речью.

1.1.Актуальность проекта.

Заикание известно так же давно, как давно существует человеческая речь. Как показывает практика, всё чаще появляются дети с заиканием. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Это нарушение мешает в полной мере научиться правильному общению, а значит овладеть знаниями.

В наш  детский сад на ровне с нормально развивающимися детьми, поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи с разными формами дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание). По результатам диагностики в начале 2019 учебного года в детском саду было выявлено, что у 1 ребёнка наблюдается нарушение плавности речи. Так как у логопедов детского сада не было в практике заикающихся детей, то встала общая проблема: с помощью каких наиболее эффективных методов и приёмов устранить заикание у дошкольников.

В связи с актуальностью данной проблемы и необходимостью нахождения путей её решения определили тему работы логопеда в детском саду на весь учебный год: «Коррекция устной речи при нарушении её плавности у детей с ОНР».

1.2.  Цель проекта— устранение заикания. Решение этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление отклонений в пользовании самостоятельной речью и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личностных особенностей, проявляющихся в общении. 

 Гипотеза: процесс коррекции заикания будет более эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:

  • Комплексный подход педагогического коллектива к преодолению речевой патологии у дошкольников.
  • Взаимосвязь и тесная работа педагогов и родителей в коррекции нарушений у детей.
  • Создание оптимальных условий и проведение мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений.
  • Развитие и проявление правильной речи у заикающихся детей в разных эмоциональных состояниях.

В ходе реализации  Проекта заданная цель достигается путем решения следующих задач: 

  1. Восстановить согласованную деятельность дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата у заикающихся детей для преодоления речевых судорог.
  2. Совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме.
  3. Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка, закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи.
  4. Снизить уровень эмоционального напряжения у детей.
  5. Создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы.

Новизна проекта: отличительной особенностью данного проекта является направленность на устранение у детей дошкольного возраста параллельно сразу двух тяжёлых нарушений: общего недоразвития речи и заикания, через нормализацию макросоциального окружения.

1.3. Принципы реализации проекта.

  • Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
  • Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным возрастным особенностям детей.
  • Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
  • Принцип постепенности подачи учебного материала.
  • Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп.

1.4. Методологический аспект

Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, JI.3. Арутюнян, JI. И. Белякова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.). Широко известен тот факт, что при заикании страдают все компоненты интонационной стороны речи. Некоторые отечественные и зарубежные специалисты позиционируют заикание как главным образом просодический дефект (Г.Бергман, М.Вингейт). Одним из характерных признаков речи заикающихся является монотонность речевой мелодики. На фоне постоянного напряжения и тревоги речь теряет свою музыкальность, стройность, звучность, отмечаются такие проблемы, как отсутствие правильного акцентирования во фразе, ограничение в способности к модуляции голоса, скованность мимики, эмоциональной выразительности взгляда, жеста (Л.З. Арутюнян).

Методики Н.А.Чевелевой и С.А.Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е.Левиной). Только Н.А.Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А.Миронова — в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада.

Методика Селиверстова В.И. рассчитана для логопедической работы с детьми.  По сути является комплексной системой логопедических занятий с детьми, так как предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции — работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому необходим в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а с другой стороны — от разной сложности речевых ситуаций, от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

 Отсюда и рекомендованная ими последовательность:

  1. отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь.

При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап — завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау характеризуются определенной схожестью — в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.

 В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.

1.5. Предполагаемые результаты

 По окончании интенсивного курса коррекции заикания дети с заиканием должны:

- усвоить   содержание   «Основной образовательной программы   дошкольного образования МДОУ;

- научиться пользоваться  самостоятельной  речью  без заикания при переходе к контекстной речи;

- уметь формулировать простое предложение, распространять его;

-формулировать без заикания вариативные высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния и др.

2.  Реализация проекта

 Для реализации проекта требуется тесное сотрудничество логопеда, педагогов, родителей в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую у дошкольников игровую деятельность.

Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем в непосредственно образовательной деятельности. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий и является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей 5-го года жизни.

Логопедические занятия  являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное воздействие логопеда на предрасположенного к заиканию ребёнка.

Индивидуальные занятия (по коррекции звукопроизношения и по устранению заикания) логопед проводит 2 раза в неделю в утренние часы.  Длительность логопедического занятия: воспитанники старшей группы – 25 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-132 раза в неделю в утренние часы.

2.1. Этапы и сроки реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь) 2019г.

Цель: Выявить основные проблемы в речевом развитии детей.

Задачи:

1.Определить направления дальнейшей работы по коррекции нарушений речи.  2.Разработать план коррекционной работы по заиканию.

3.Донести до педагогов и родителей необходимость в совместных действиях по устранению заикания у детей.

                                     Мероприятия.

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Диагностика детей

1.09.19-15.09.19

педагогический коллектив

2.

Изучение материалов: методической литературы, пособий, программ по коррекции заикания и устранения нарушений плавности речи

1.09.19-31.09.19

Учитель-логопед

3.

Составление учебно-тематического планирования

16.09.19-18.09.19

Учитель-логопед

4.

Подбор игр и упражнений для коррекции устной речи, направленные на:

  • Развитие речевого дыхания;
  • Релаксацию;
  • Расслабление речевого аппарата;
  • Самомассаж.

20.09.19-30.09.19

Учитель-логопед

5.

Круглый стол с участием педагогов и родителей: «Заикание – что это такое?».

15.09.19

Учитель-логопед, воспитатели, родители

6.

Сбор анамнестических данных о заикающихся детях.

сентябрь

Учитель-логопед,воспитатели

2 этап. Практический (октябрь 2019- апрель2020)

Цель: Апробирование на практике коррекционной работы по устранению нарушений плавности речи у детей.

Задачи:

1.Коррекция плавности речи  у детей со стороны взрослых в повседневной жизни.  

2.Повышение уровня родительской мотивации в коррекции устной речи при нарушении её плавности у детей.

3.. Расширение знаний и практических умений у педагогов по устранению заикания у дошкольников.

План работы

по устранению заикания у детей

Направления

                Приемы и методы  

Сроки проведения

1.

Работа над дыханием

Выработка правильного полного вдоха и выдоха.

Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.

Октябрь 2019

2.

 Работа над артикуляцией.

Использование специальных упражнений для органов артикуляции, мимических мышц. Обучение приемам самомассажа.

ноябрь2019

3.

Работа над гласными звуками.

Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков.

декабрь 2019

4.

Работа над согласными звуками

Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Обучение вибрационному массажу со звуком.

январь 2020

5.

Работа над словами и фразой.

Работа над произносительной стороной речи, звукопроизношением.

Февраль

2020

6

Работа над выразительной речью

 Работа над логическим ударением, интонацией, паузами на материале фраз и коротких рассказов из жизни детей. Использование речевых и дидактических игр.

Март

2020

7.

Работа над стихотворной речью.

Прослушивание сказок в стихах, в баснях , речевые игры.

март 2020

8.

Работа над диалогической речью

 Использование чтения по ролям, заучивания наизусть.

Апрель 2020

9.

Составление рассказов по серии

  Порядок работы: составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Виды работ: составление рассказа.

Апрель 2020

Речевые занятия, являясь основной формой логопедической работы с детьми, тем не менее, не могут быть исчерпывающими. Воспитание навыков правильной речи и поведения требует длительных и постоянных тренировок, не ограниченных рамками логопедических занятий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Логопедические занятия  проводятся на фоне правильного отношения окружающих к ребенку из группы риска по заиканию и системы его воспитания.

В ходе коррекционных занятий, наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка. На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать у детей интерес к диалогической и монологической речи в нормальном темпе.

Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, работы над фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, как это принято в массовом детском саду, но и в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

Работа над фразой предполагает постепенное формирование точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Механическое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

Работа с родителями

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других

взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда .

Для ознакомления родителей с содержанием работы и осуществления взаимодействия с учителем-логопедом и воспитателями используются следующие формы работы.

Мероприятия для родителей.

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

 Консультация для родителей «От чего может возникнуть заикание»

02.10.2019

Учитель-логопед

2.

Памятка для родителей и воспитателей «Если ребёнок заикается».

13.10.2020

Учитель-логопед

3.

Консультация для родителей «Сохранение психического здоровья детей в условиях детского сада и семьи».

16.11.2020

Учитель-логопед

4.

Анкета на осознание и выявление причин заикания у детей

15.12.2020

Учитель-логопед, воспитатели

5.

Индивидуальные консультации для родителей.

В течении года

Учитель-логопед

6.

Цикл коррекционно-игровых занятий для родителей:

  • Упражнения для развития речевого дыхания.
  • Расслабление мышц речевого аппарата.
  • Упражнения для релаксации.
  • Самомассаж.

Октябрь-апрель

Учитель-логопед

Мероприятия для педагогов

1.

Круглый стол с участием педагогов, родителей  «Кто и как лечит заикание».

11.11.2019

Учитель-логопед, воспитатели

2.

Консультация для педагогов «Логоневроз. Проблемы общения очевидны».

14.12.19

Учитель-логопед.

3.

Выступление на педагогическом совете  «Коррекция устной речи при нарушении её плавности у детей с ОНР».

По плану МДОУ

Учитель-логопед,

3 этап. Заключительный этап (май 2020)

Цель: проверка эффективности реализации проекта.

Задачи:

1.Проведение итоговой диагностики детей.

2. Анализ проведённой работы по коррекции нарушений плавности речи и устранению заикания у дошкольников.

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Диагностика и анализ результатов работы по устранению заикания и коррекции общего недоразвития речи у детей

15.05.20-30.05.20

Учитель-логопед

2.

Отчёт о результативности работы с заикающимся ребёнком учителя-логопеда на итоговом педагогическом совете

май

Учитель-логопед.

                                             

2.2. Оценка эффективности проекта

Для правильной организации фронтальной и индивидуальной работы важно своевременно обследовать заикающихся дошкольников, чтобы иметь полное представление  о каждом ребенке в отдельности.

Обследование проводится с 1 по 15 сентября. При проверке выясняются некоторые формальные сведения о ребенке, о развитии его речи в раннем возрасте, время появления заикания, какие меры были приняты родителями для устранения дефекта (лечили у врача, занимался с логопедом, находился в специальных учреждениях: санатории, диспансере, яслях), речевая среда, в которой он воспитывается (контакт с заикающимися родственниками, наличие двуязычия, повышенные требования к речи и т. п.). Во время обследования вначале проверяется общее речевое развитие (состояние произношения и восприятия звуков, объем и качество словаря, грамматическое оформление речи), затем возможности пользования той или иной формой (ситуационной или контекстной) речи без заикания и состояние технических навыков в изобразительной деятельности. Все полученные данные записываются в речевые карты обследования. Обследование осуществляется в несколько приемов. Проверку речи логопед проводит индивидуально.

После  обследования детей, намечаются конкретные методы и приемы коррекционной работы, учитывая особенности каждого ребенка.

Обследование проводится по методике Нищевой Н.В.(Приложение 1 )

Методика по четырём блокам общего и речевого развития.

-раннего психомоторного развития.

-поведения и психических процессов;

-неречевые психические функции;

-моторная сфера;

Методика определения уровня общего и речевого развития оформляется в таблицу.(Приложение 2) по следующим критериям:

1блок.Ранее психомоторное развитие ,поведение и психическая сфера- 6 баллов.

2блок .Неречевые психические функции-9 баллов.

3блок. Моторная сфера -12баллов.

4блок. Произносительная сторона и речевые психические функции 42 балла.

Максимальное количество баллов по всем показателям  69баллов.

Методика мониторинга представляет цели, методы. Процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития языковых компонентов каждого ребёнка. Кроме того, мониторинг позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.

         Разрабатывается план работы по устранению заикания у детей(Приложение 3).

         Для родителей и педагогов проводятся консультации, круглые столы, разработаны памятки (Приложение 4,5).

3.Планирование ресурсного обеспечения.

Научно-методические:

В процессе реализации проекта используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности.

Материально-технические:

Организация имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч детей с ТНР), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Проекта (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, хозяйственный инвентарь.

Проект предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проектом предусмотрено также использование ДОУ обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В настоящее время создано множество технических средств обучения, которые помогают учителям – логопедам в учебной, воспитательной и коррекционной работе с детьми. Использование развивающих компьютерных игр и технологий позволяет решать ряд коррекционных задач:

  • Развитие и коррекция психических процессов;
  • Активизация словаря;
  • Закрепление ранее полученных навыков;
  •  Развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации;
  • Знакомство с буквами и звуками;
  • Тренировка навыков слогового чтения;
  • Запоминание написания слов;
  • Умения составлять слова из  букв и слогов;
  • Освоение звукобуквенного анализа;
  • Развитие зрительной и слуховой памяти.

Программно-дидактический комплекс «Мерсибо плюс» (диски + флешка) - дидактические игры и материалы направленные на:

  развитие речи ребенка от 2 до 8 лет;

 работу над исправлением звукопроизношения;

 развитие внимания, памяти, логического мышления;

 стимуляцию развития творческого воображения;

 развитие связной речи;

 знакомство с цифрами;

 пополнение знаний об окружающем мире.

Интерактивный стол. Использование интерактивного стола помогает сделать коррекционно-развивающий процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. Интерактивный стол - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

Интерактивная SMART-доска. Использование интерактивной доски на занятиях учителя-логопеда позволяет:

 повысить качество обучения детей с нарушением речи;  

 развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

 развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;

 повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;

 обеспечить психологический комфорт на занятиях.

Кадровые:

  1. Учитель-логопед
  2. Воспитатели
  3. Инструктор по физической культуре
  4. Музыкальный руководитель.

4. Риски и их предупреждение

Риски

Предупреждения

1

Пассивность педагогов и недостаточная методическая подготовленность к работе с ребёнком с заиканием.

  • Изучение методической литературы.
  • Взаимопросмотры  образовательной деятельности с детьми;
  • Разработка диагностического материала для детей;
  • Разработка системы стимулирования;

2

Недостаточная заинтересованность  родителей в совместной деятельности по реализации проекта

  • Организация мероприятий совместных с родителями;
  • Обсуждение речевых проблем детей на собраниях, круглых столах;
  • Вовлечение родителей в процесс реализации проекта.
  • Просветительская и информационная работа  с родителями

4.1. Профилактика  заикания и рецидивов у детей.

Логоневроз может возникнуть в любом возрасте и проявляться постоянно или в определенных ситуациях.

В детстве заикание особенно сильно влияет на социальную адаптацию. Профилактика и лечение дефекта зависит от пациента, его состояния и степени запущенности. Различают три вида профилактики логоневроза: предупреждающая детские нарушения речи; предупреждающие рецидивы; предупреждающие нарушения социальной адаптации. Есть несколько групп детей, которые могут пострадать от заикания. Они составляют группу риска. Если ребенок привязан к матери, восприимчив и слаб, лучше провести профилактику заикания без наличия явных симптомов нарушения речи. Важны такие мероприятия детям, для которых характерно раннее речевое развитие. Их речевой аппарат сильно нагружен, поэтому для ослабления воздействия речь начинает «тормозить». Такое явление служит тревожным сигналом для родителей — ребенку необходима разработка речевого аппарата. Предупреждение логоневроза у детей Предупреждение хронификации заикания заключается в нормализации состояния ребенка или взрослого, который пережил сильный испуг. Родные такого человека должны сделать все возможное, чтобы чувство страха быстрее исчезло.

Если заику окружают условия, которые повышают тревожность, его нужно изолировать от всех стресс-факторов. Человеку с угрозой развития заикания нужно больше спать и меньше воспринимать новой информации: чем больше времени он проведет в спокойной обстановке, тем быстрее восстановится его психика. Для профилактики устойчивого заикания используется пение или ритмизированная речь - эти методы позволяют настроить ритм речи и избежать заикания. Нельзя запрещать больному говорить, если у него начинается заикание. Такое поведение родителей приведет к развитию комплексов. Логопеды рекомендуют переводить речь ребенка из монологической в диалогическую. Упрощенная речь помогает легче произносить звуки. Полезно детям учить стихи, читать вслух интересные книги: важно переключить акцент с того, как ребенок произносит звуки, на содержимое читаемого. Нельзя наказывать детей, которые медленно или слишком быстро говорят.

Предупреждение рецидивов заикания — важный этап восстановления ребенка или взрослого после лечения. Избавиться полностью от них нельзя, т. к. механизмом может стать любая стрессовая ситуация или травмирующее событие. Предупреждение рецидивов заключается в следующих действиях: больной учится правильно расслабляться, он должен повышать стрессоустойчивость и отпускать все неприятности, которые с ним случились; лечащийся должен использовать дыхательные упражнения; больному следует позитивно настроить себя: его восстановление пройдет быстрее, если он не будет бояться новых трудностей.

После избавления от судорожных заминок у ребенка сохраняется низкая адаптивность нервной системы, поэтому любые физические или психологические нагрузки могут запустить негативную реакцию снова. От рецидивов спасает регулярная профилактика.

Заключение.

Заикание — это проблема, которая мучает и взрослых и детей. Возникает дефект речи в любом возрасте и влияет на социальную адаптацию. Чтобы помочь больному после лечения или предотвратить проблему в будущем, используется эффективная профилактика. Важным фактором избегания заикания является поддержка родных и близких людей.


Список литературы.

1. Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Логопедия. //Заикание. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Издание 2-е, дополненное и переработанное. – М.: В. Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Визель Т.Г. «Коррекция заикания у детей». М. АСТ «Астрель», 2009.
3. Волкова Г. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». Серия: Коррекционная педагогика «Сфера», Творческий центр, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 

4.Выгодская И. Б., Пелленгер Е. А., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.  Книга для логопедов.– М. «Просвещение»», 1993
5. Исагулиев П.И. «Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания».  М., НИИ Школьных технологий, 2009.
 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

6.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

7.Нищева Н.В. Диагностический инструментарий обследования речевого развития ребёнка. С-Пб:- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

8. Парамонова Л.Г. «Как воспитать гения» Логопедия для всех. М. «АСТ», 2002.
9. Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тренингах» Библиотека логопеда. М. «АСТ: Астрель», 2009.

10.Рождественская В. И. Воспитание речи заикающихся дошкольников. – М, 1960.

11.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994.

12.Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. 13.Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

14.Чевелева Н. А. Исправление заикания у детей. – М.: Просвещение,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект "Коррекция нарушений речевой и интеллектуальной деятельности учащихся с ОВЗ с помощью балансировочной доски Бильгоу»

Мозжечковая стимуляция - современный метод коррекции различных нарушений в речевом и иттеллектуальном развитии....