Использование интерактивных технологий Мимио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья

Юлия Константиновна Сорокина

В статье раскрывается опыт использования интерактивных технологий Мимио в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедической группы. Целью данной работы является формирование навыков работы на интерактивной доске у детей  ограниченными возможностями здоровья. Результатом данной работы является повышение качества образования в соответствии с ФГОС, а также заинтересованности детей и мотивации их к включению в образовательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_statya.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.К.Сорокина

учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №29

Курортного района,  Санкт-Петербург, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МИМИО

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Речь детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с опозданием и, многие дети, к моменту поступления в дошкольные учреждения не владеют речью. Что влечет за собой также и затруднение восприятия речи. Это значит, что на начальных этапах обучения речь не может быть средством формирования навыков и умений. Следовательно, ведущими, на первых порах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть не словесные методы. Тем не менее, словесные методы не исключаются, а лишь правильно используются в сочетании с наглядными и практическими.

Речь сопровождает всю деятельность взрослых и детей в непрерывной образовательной и в совместной деятельности, она служит средством фиксации результата деятельности, обобщением полученного детьми опыта. С ее помощью ставят цель, к которой потом совместно продвигаются.

Однако, основой всего процесса обучения, служат наглядные и практические методы. Но и для их использования необходим определенный уровень подготовленности детского восприятия. Ребенок должен уметь фиксировать внимание на предмете, рассматривать его, узнавать в изображении. Необходимо учитывать несформированность данных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья при выборе наглядных средств обучения.

В современном мире педагогу на помощь приходят компьютерные технологии, в частности интерактивные технологии Мимио, которые позволяют более эффективно организовать образовательный процесс с дошкольниками, использовать имеющиеся в арсенале педагога методы и приемы, чтобы задействовать все возможности ребенка.

Многие педагоги дошкольных учреждений нашего района владеют навыками использования данных технологий. Игры с интерактивной доской используются в непрерывной образовательной и совместной деятельности с детьми. Педагогами проводятся интегрированные занятия и физкультурно-логопедические досуги. Проекты, созданные с использованием интерактивных технологий Мимио, позволяют сделать образовательный процесс деятельностным. Педагоги, наряду с авторскими проектами, используют проекты, созданные коллегами-педагогами, которые размещены на официальном сайте Мимио в России.

Проект, созданный с использованием интерактивных технологий Мимио, представляет собой набор слайдов с играми и игровыми упражнениями. Данные слайды связаны между собой единой темой или персонажем. Это может быть путешествие сказочного героя, лексическая тема или одно из направлений сенсорного развития. А также это может быть просто набор дидактических игр, перенесенных с бумажного носителя на цифровой. Интерактивные технологии Мимио переносят игровое пространство с горизонтальной плоскости в вертикальную, что также способствует расширению у детей пространственных представлений.

Во время непрерывной  образовательной и совместной деятельности педагог стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые необходимы для восприятия ребенком в данный момент. Учитывая то, что внимание детей непроизвольное, неустойчивое, все лишнее, что будет отвлекать детей, убирается за пределы видимости.

Здесь нам также помогают технологии Мимио. Данные технологии позволяют иметь в поле зрения только те изображения, которые необходимы педагогу для работы в данный момент, остальные же могут располагаться за экраном и, по мере необходимости, появляться на нем. Педагог подает детям материал дозировано.

В начале обучения детей с ограниченными возможностями здоровья работе на интерактивной доске используются крупные, яркие изображения предметов и игрушек. В каждой игре участвует один предмет. Проводим игры на развитие зрительного и слухового внимания, умения прослеживать взглядом за движущимся предметом. Возможности интерактивных технологий позволяют располагать на слайде игры звуковые файлы, которые можно использовать не только для развития слухового внимания, но и как сюрпризный момент, а также оценку правильности и неправильности выполнения задания.

С большой осторожностью переходим к использованию большего количества  картинок в одной игре, чтобы внимание детей не рассеивалось.

Так как, дети часто, усвоив название предмета на одной картинке, не узнают этот предмет в другом изображении, используем игры на группировку или нахождение определенных предметов. В этих играх используем различные изображения одних и тех же предметов.

Но, прежде чем использовать картинку в качестве игрового материала, специально учим детей воспринимать изображение, упражняем их в соотнесении изображения с реальными предметами. Проводим такие игры, как «Выбери предмет», в которых дети выбирают из реальных предметов только те, которые в данный момент изображены на экране.

Еще одна из возможностей интерактивных технологий: на одном и том же месте игрового слайда может быть два изображения (одно видимо для ребенка, другое проявляется при прикосновении к экрану). Данный прием часто используется при изучении эмоций или действий человека.

Наиболее приемлемыми для начального периода обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются практические методы, т.е. организация различных видов детской деятельности.

Начинаем обучение с совместных действий взрослого и ребенка, сопровождаемых речью взрослого. И всегда помним, что нельзя полагаться только на использование техники и работу на экране доски. Никто не отменял действий с игрушками и предметами. Упражняем в действиях с предметами, знакомим с изображениями на картинках и, только затем, переходим к интерактивной доске.

Знакомя детей на данном этапе с интерактивной доской, выполняем действия со стилусом (указкой) совместно, сопровождая все движения речью. Объясняем, показываем и совместно выполняем движения со стилусом сначала в воздухе, затем приближаясь к доске и, передвигая изображения по экрану.

Далее вводим в использование жестовую инструкцию. Затем переходим к подражанию ребенка взрослому, при этом постоянно оречевляем действия, выполняемые ребенком.

На данном этапе эффективно используем интерактивные проекты, направленные на развитие сенсорных представлений или проекты, созданные по мотивам некоторых сказок. Детей привлекает эстетическое оформление данных проектов, они эмоционально реагируют на знакомые изображения, уверенней действуют с изображениями привычных предметов.

Далее используем показ, который сопровождается словесной инструкцией. И только затем переходим к словесной инструкции или словесному описанию. Также в ходе всей работы активно используем наглядные методы – показа, образца, жестовой инструкции.

На этом этапе работы подключаем к использованию проекты по лексическим темам и более сложным сказкам, которые требуют уже достаточно хорошего понимания словесной инструкции.

Игры и игровые упражнения, представленные в проектах на этом этапе работы, направлены на развитие внимания, памяти, формирование пространственных и сенсорных представлений и, конечно же, речи.

У детей с ограниченными возможностями здоровья умения и навыки работы с интерактивной доской развиваются постепенно и очень индивидуально. Одни дети быстро осваивают приемы работы на экране. У других это происходит крайне медленно. Но, независимо от скорости освоения навыков работы на интерактивной доске, у каждого ребенка формируется  положительный настрой и чувство успешности. Потому что на доске все получается, а если что-то выходит не так, то есть кнопка отмены операции.

В нашей работе мы всегда помним о том, что интерактивные технологии не заменят живого человека и не обеспечат индивидуальный подход к каждому ребенку. Это может сделать только педагог, творчески относящийся к своей работе.

Поэтому, создавая авторские проекты, мы всегда учитываем особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Не перегружаем проекты информацией, анимацией и звуковыми эффектами, чтобы дошкольники могли максимально сосредоточиться на задании, не утомляясь и не отвлекаясь.  

Использование наглядно-практических методов в сочетании с речевым сопровождением взрослого и ребенка, при том, что речь в этот процесс включается постепенно, дает ребенку возможность развития в соответствии с его индивидуальными особенностями. Каждый ребенок продвигается совместно со взрослым с той скоростью усвоения материала, который доступен лично ему. При этом ощущение успешности, которое так необходимо каждому ребенку для наиболее комфортного состояния, а, следовательно, и для всестороннего развития, сопровождает детей на всем протяжении обучения.

Список использованной литературы:

1. С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

2. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе с детьми

выступление на заседении школьной проблемной группы...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

Использование альтернативных технологий в работе с детьми с сенсомоторными нарушениями в условиях подготовки и введения ФГОС для детей с ОВЗ

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школь...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В данной статье рассказывается об использовании инновационных технологий при работе с дет...

"Использование интерактивных технологий в работе логопеда с детьми"

Коррекционные занятия, проводимые с использованием интерактивных технологий, позволяют легче завладеть вниманием ребёнка и вовлечь его в процесс общения. Очень важна возможность использования различны...

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...