Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"
методическая разработка

Паньшина Мария Олеговна

Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_defektologa_i_logopeda.docx12.25 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС

Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями зависит от правильной, слаженной и организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса.

        Специфика сопровождения обучающихся такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития детей.

        Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

        Контингент наших обучающихся – это дети со сложной структурой дефекта (когнитивными нарушениями, речевыми, эмоционально-волевыми, двигательными и сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра).

        Взаимосвязанная работа специалистов службы сопровождения (учитель-дефектолог, учитель-логопед) строится на основных методологических принципах коррекционного обучения и воспитания:

  • Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приемов, используемых в процессе коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для получения наибольшей эффективности
  • Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объеме в соответствии с требованиями АООП
  • Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между коррекционными педагогами (учителем-дефектологом и учителем-логопедом), когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов. Применение данного принципа позволяет  обеспечить непосредственную образовательную деятельность каждого специалиста более плодотворной
  •  Принцип системности и комплексности коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  • Принцип непрерывности предполагает постоянное и непрерывное коррекционное обучение, воспитание и сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности
  •  Принцип адекватности требований и нагрузок
  •  Принцип соответствия возрастным и индивидуальным нормам

Основные задачи, выделяемые в ходе совместной коррекционной работы специалистов:

  • Осуществлять разностороннее обучение детей с особыми образовательными потребностями
  • Поддержать обеспечение единства системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ

        Специалисты службы сопровождения учитель-дефектолог и учитель-логопед совместно координируют свою работу: обсуждают результаты проведенных диагностик и мониторингов, планируют совместное календарно-тематическое планирование, согласно АООП и результатам мониторинга, планируют совместные консультации с родителями и другими педагогами.

        Такое сплоченное и взаимосвязанное сотрудничество даёт наибольшие результаты в динамическом развитии обучающихся, позволяет специалистам обсуждать спорные вопросы в психическом развитии детей, приходить к общим выводам и мнению в решении этих вопросов., обеспечивать комплексное коррекционное воздействие на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»

Формулировки  рекомендаций  учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...

Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»

Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»...

Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе

Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речив 1 классе...

Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»

Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в фор...