Статья "Организация работы с детьми с нарушениями зрения в инклюзивных группах".
статья

Нуриахметова Татьяна Викторовна

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в условиях инклюзии направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, по формированию коммуникативной, познавательной и учебной мотивации, а также успешную подготовку детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нуриахметова Т.В. учитель-дефектолог МАДОУ детский сад №30 г. Нефтекамск

Организация работы с детьми с нарушениями зрения в  инклюзивных группах

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в условиях инклюзии направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, по формированию коммуникативной, познавательной и учебной мотивации, а также успешную подготовку детей к школьному обучению.

 В детском саду созданы все условия: оборудован лечебный кабинет современными аппаратами, кабинеты для индивидуальной работы с детьми.

Участие в работе с ребёнком широкого круга специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку (учителя- дефектолога, логопеда, психолога, воспитателей, а также медицинского персонала) - всё это способствует раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка с нарушением зрения.

В ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, основной целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В состав комиссии входят врач-педиатр, старшая медсестра, сестра ортоптистка, старший воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физ. воспитанию).

В ходе обследования воспитанников в детском саду выявляются дети с отклонениями в развитии. Специалисты консилиума диагностируют таких детей, назначают коррекционный маршрут. Тифлопедагог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребёнка, беседует с родителями; совместно с .врачом-офтальмологом определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. После развёрнутого психолого-медико-педагогического изучения детей оформляются индивидуальные карты на каждого ребёнка, и составляется индивидуальная коррекционная программа

 Индивидуальная карта  включает в себя следующие пункты

-анкета-знакомство

-зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания

- таблица динамики повышения остроты зрения

-заключение учителя-дефектолога по результатам первичного психолого-педагогического обследования ребёнка

- зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели, практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности

- материалы обследования

- индивидуальная программа обучения и воспитания

Лечебно-восстановительная и коррекционная работа проводится под руководством врача-офтальмолога. Врач назначает лечение и даёт рекомендации по дозировке зрительной нагрузки, рекомендует тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели. Сестра –ортоптиска проводит лечение по повышению остроты зрения с помощью медицинских приёмов лечения на аппаратах Педагоги проводят дидактические игры и упражнения направленные на активизацию сетчатки глаза для выработки остроты зрения.)

Лечение проходит в 3 этапа: плеоптика, ортоптика, диплоптика На первом этапе лечения (плеоптика) специалистами проводится работа по повышению остроты зрения с помощью медицинских приемов лечения на аппаратах, которые имеются в лечебном кабинете, и с помощью педагогических приемов коррекции. На этом этапе педагоги спецгрупп проводят дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию сетчатки глаза для выработки остроты зрения.

На втором этапе (ортоптика) проводится работа по исправлению косоглазия. Коррекционная работа, проводимая специалистами, направлена на выработку фузии (умение сливать два изображения в одно).

На третьем этапе (плеопто-ортопто-стереоскопическое лечение) коррекционные упражнения направлены на закрепление бинокулярного зрения и выработку стереоскопического зрения

Лечебно - восстановительная работа тесно связана с коррекционно-педагогической и строится на основе тщательного планирования с учётом зрительных возможностей. Если говорить о педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии.

Тифлопедагог проводит коррекционно-развивающие игры  по следующим направлениям:

 Развитие зрительного восприятия:

-Цвет

-форма

-величина

Ориентировка в пространстве и на микроплоскости:

-ориентировка от себя

-ориентировка на рабочей плоскости

-ориентировка в пространстве

-ориентировка по схеме

Социально-бытовая ориентировка:

-предметные представления

-ребёнку о нём самом

-наблюдения на улице

-приобщение к труду взрослых

Развитие мелкой моторики

-комплексы пальчиковых игр

-самомассаж рук

-подготовка руки к письму

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ (ИОП ,ООП), так и в ходе режимных моментов: 

-индивидуальные занятия со специалистами

-фронтальные занятия

-активные действия в специально-организованной среде ( игра в группе, прогулка)

- совместная деятельность и игра с другими детьми

- приём пищи

-дневной сон

- праздники, конкурсы ,экскурсии

 

Одной из видов фронтальной работы в инклюзивных группах является профилактика нарушений зрения у детей. Эта работа проводится во время НОД и режимные моменты

Эффективным средством предупреждения утомления являются физминутки. Предлагаются комплексы детям из 2-3 упражнений, которые просты, интересны, удобны для выполнения. В эти комплексы широко вводятся имитационные упражнения в сопровождении стихов

В работе используются элементы здоровье сберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. В работе используются таблицы для специальных тренировочных упражнений для глаз.

Таблицы адаптированы к условиям детского сада (использованы сказочные персонажи, красочные изображения предметов окружающего мира) Широко используется методика упражнений глазных мышц по Аветисову Э.С. « Метка на стекле». Эти упражнения снимают зрительное утомление глаз, тренируют мышцы глаз и хрусталика, способствуют

Хорошей основой для инклюзии является кружковая работа. . Дети из разных групп ( в том числе и дети с нарушением зрения) объединяются общими интересами и проявляют творческие способности

В результате проводимой работы в условиях инклюзии у всех детей повышается острота зрения , улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания и наблюдается положительная динамика развития .

За период с 2009 по 2013 год получили офтальмологическое лечение 128 детей. Из них у 33 детей – 100% зрение, у остальных оно повысилось на 50-60 %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения и речи

в презентации обобщен опыт работы с детьми с нарушением речи и зрения старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения

Данная работа подготовлена в связи с индивидуальной работой с учащимся, имеющим нарушение зрения....

СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранен...