Адаптированная рабочая программа по "Логоритмика" для обучающихся с ТНР. 3 класс
рабочая программа

Попова Марина Николаевна

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_s_tnr_3_klass.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_______________________ Михайлова О.П.

«      «  августа 2020 г.

Утверждено

Приказом по МБОУ СОШ №24

От       августа №

Директор МБОУ СОШ № 24

_________________Н. Ю. Тарасова

Адаптированная рабочая программа

                               по предмету «Логоритмика»

для обучающихся с тяжёлыми нарушениями  речи

(вариант 5.2)

3 класс

Подготовил:

Учитель – логопед

МБОУ СОШ №24

Попова М.Н.

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме),  на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ  министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ТНР;  
  • Учебный план МБОУСОШ №24 на 2020-2021 учебный год, реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ  (для обучающихся с ТНР, Вариант 5.2).
  • Основная адаптированная образовательная  программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант В)  
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой

Цель:  преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

 Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий. 

Задачи:

  • Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
  • Развитие дыхания и голоса;
  • Развитие чувства темпа и ритма в движении;
  • Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;
  • Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» включает развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построения и перестроения); общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению отдельных групп мыщц, развитию и коррекции движений общескелетной мускулатуры; музыкально – ритмические упражнения, предусматривающие развитие координации движений (в том числе речевых) с музыкой; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Основным средством реализации программы коррекционного курса «Логопедическая ритмика» являются музыкально – ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью (движения с хлопками, действия с предметами; в соответствии с характером музыки, ее динамикой и регистрами). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание, двигательную память. Такие упражнения позволяют научить детей ритмично двигаться, переключаться с одного темпа на другой, сохраняя двигательную программу.

Выполняя упражнения, дети привыкают слушать музыку и сочетать свои движения с ней. Чувство ритма у школьников развивается путем восприятия и усвоения звучащего ритма через движение, через воспроизведение ритмического рисунка на инструментах. Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, служат для коррекции нарушений речи. Это песни – пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно передавать темп и ритм речи. В программе песни – пляски представлены в каждом классе с учетом возможностей детей. Работа над песнями – плясками проводится в определенной последовательности. Сначала разучиваются движения под музыку песни, далее движения соединяются со словами.

В программе по логопедической ритмике представлены музыкальные игры, развивающие ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

При проведении музыкальных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, облегчающие пространственную организацию двигательного акта и использующиеся как сигнал для выполнения движений.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно – логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, продолжительного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы, обеспечивают дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха, что создает необходимые условия для развития фонационного дыхания. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе.

Голосовые упражнения способствуют выработке координированной работы дыхательной, артикуляторной и голосовой мускулатуры, развитию основных акустических характеристик голоса (силы, высоты, тембра). Упражнения могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Работа по развитию голоса осуществляется и на уроках музыки. Модуляции голоса воспитывается с помощью мелодекламации и чтения стихотворений с различными интонациями.

Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счет, на определенный акцент в музыке. Проводятся игры на развитие подвижности органов артикуляторного аппарата. Дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения определяются совместно с логопедом с учетом механизма и формы речевой патологии, особенностей психофизиологического развития обучающихся. В связи с этим в программе по логопедической ритмике не приводятся конкретные упражнения для каждого класса.

  1. Место курса «Логопедическая ритмика» в учебном плане

Данный курс в учебном плане МБОУСОШ№24 на 2020-2021 уч.год относится к федеральному компоненту к коррекционно-развивающей  области. 

В 3 классе на изучение коррекционного курса «Логопедическая ритмика» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели) при пятидневной рабочей недели.

По учебному плану: 34 часа ( 1 час в неделю).        

Количество часов на I полугодие: всего – 16 часов, в неделю – 1 час.            

Количество часов на II полугодие: всего – 18 часов, в неделю –1 час.

  1. Результаты изучения курса

  Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями

Метапредметные  результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

Предметные результаты:

В результате изучения логоритмики в   классе ученик получит возможность:

  • Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
  • Четко прекращать движение по сигналу;
  • Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
  • Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
  • Хорошо открывать рот, правильно  артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
  • Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
  • Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе;
  • Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
  • Развитие  зрительного  и слухового внимания;
  • Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
  • Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
  • Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне.
  1. Содержание курса

Музыкально-ритмические движения

Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки.

Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой

«Поезд», «Маляр»,  «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».

Музыкально-игровой материал

Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма, развитие и формирование основных движений. «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А.Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк», «Расскажи стихи руками». Театрализованные представления под музыку.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции  

Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.

Музыкальные инструменты

Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки).  Воспроизведение несложного музыкального рисунка с использованием  инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр.

Правильная передача ритмического рисунка на муз. инструментах.

Танцевальные движения

Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла

Упражнения на развитие внимания и памяти

Чистоговорки

Речевые игры

Ритмические игры.

Пальчиковые игры и сказки.

Театральные этюды.  

Коммуникативные игры

Подвижные игры, хороводы, физминутки

Планируемые результаты освоения   программы по логопедической ритмике

Обучающиеся должны знать и уметь :

- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- совершенствовать общую и мелкую моторику;

- расширить лексический запас;

- развить слуховую память и внимание;

- совершенствовать фонематическое восприятие, дикцию, темп речи.

Ожидаемые результаты

  1. исправление и смягчение дефектов речи детей;
  2. улучшение  двигательных способностей  детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
  3. усиление  впечатлительности, музыкального  восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
  4. увеличение  количества  энграмм, появление  потребности  в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».  

Четверть

Раздел

Всего часов

1 четверть

Школа. Класс. Учебные принадлежности.

Осень. Сентябрь.

Ягоды. Грибы.

Овощи. Фрукты.

Осень. Октябрь.

Деревья.

Осень. Ноябрь

1

2

2

1

1

1

1

Всего:9 ч.

2 четверть

Дикие животные.

Домашние животные.

Домашние птицы.

Дикие птицы.

Рыбы.

Транспорт.

Зима. Декабрь.

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 7 ч.

3 четверть

Зима. Январь.

 Посуда. Мебель.

Комнатные растения.

Зима. Февраль

Инструменты. Инвентарь.

Родина. Отечество.

Профессии.

Весна. Март

Путешествие в волшебный лес

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Всего: 10 ч.

4 четверть

Весна. Апрель.

Космос

Космос

Одежда. Обувь.

Первоцветы.

 Насекомые.

Здравствуй, лето!

1

1

1

1

1

2

1Всего: 8 ч.

За год: 34 ч.

    Календарно - тематическое планирование курса «Логопедическая ритмика»

Тема раздела\тема урока

К-во часов

Дата

Коррекционная

направленность

Деятельность учащихся

План

Факт

1 четверть

1

Школа. Класс. Учебные принадлежности.

1

Развивать речевое дыхание на основе упр. на дыхание, артикуляционный аппарат на основе артикуляционной гимнастики, фонематическое восприятие на основе кор. упр.  

Развивать мимических мышц на основе упр.  к теме «Ягоды».

Развивать общую моторику на основе ритмических игр  «Туча»,  «Догонялки» и двигательных упражнений; тонкую моторику на основе упр.  «Разминаем пальчики» и пальчиковых игр.

Развивать внимание, память, мышление на  основе дидактической игры «Сравни ягоды». Слитность и плавность речи, грамматический строй речи на основе дидактической игры «Скажи по- другому» и игр по лексическим темам: «Овощи и фрукты», «Ягоды. Грибы» Деревья» «Домашние животные».

Умение расслабляться на основе  упражнения на релаксацию «Звери и птицы спят»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Выработка двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков; умение подражать и перевоплощаться.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Уметь осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Выбор эффективных способов решения задач.

Преодоление импульсивности, непроизвольности.

Уметь  контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

2

Осень. Сентябрь.

1

3

Осень. Сентябрь.

1

4

Ягоды. Грибы.

1

5

Ягоды. Грибы.

1

6

Овощи и фрукты.

1

7

Осень. Октябрь

1

8

Деревья.

1

9

Осень. Ноябрь.

1

Конец 1 четверти: 9 час

2 четверть

1

Дикие животные.

1

Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие на основе кор. упр.;

развивать общую моторику на основе двигательных упражнений  ритмических игр и тонкую моторику на основе пальчиковой гимнастики на лексические темы, мимику. Развивать внимание, память, мышление на  основе дидактических игр ; слитность и плавность речи, грамматический строй речи;  

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь подражать и перевоплощаться.  

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Выбор эффективных способов решения задач.

Преодоление импульсивности,

непроизвольности.

Уметь  контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

2

Домашние животные

1

3

Домашние птицы.

1

4

Дикие птицы.

1

5

Рыбы.

1

6

Транспорт.

1

Развивать речевое дыхание на основе упр. на дыхание, артикуляционный аппарат на основе артикуляционной гимнастики, фонематическое восприятие на основе скороговорок и чистоговорок.

Развивать общую и тонкую моторику, мимику. Развивать внимание, память, мышление; слитность и плавность речи, на основе сихотворения с движениями «Двенадцать месяцев»

грамматический строй речи, общую моторику на основе двигательного упр. «Автобус» и тонкую моторику на основе коррекционных упражнений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь подражать и перевоплощаться.  

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.  

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Уметь осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Выбор эффективных способов решения задач.

Преодоление импульсивности, непроизвольности.

Уметь  контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

7

Зима. Декабрь.

1

Конец 2 четверти: 7 часов

3 четверть

1

3 четверть

Зима. Январь.

1

Развивать речевое дыхание на основе упр. на дыхание, артикуляционный аппарат на основе артикуляционной гимнастики, фонематическое восприятие на основе кор. упр.

развивать общую моторику на основе двигательных упражнений  ритмических игр и тонкую моторику на основе пальчиковой гимнастики на лексические темы, мимику. Развивать внимание, память, мышление на основе игр «Будь внимателен» «Доскажи словечко»; слитность и плавность речи, грамматический строй речи; общую и тонкую моторику на основе коррекционных упражнений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь подражать и перевоплощаться.

 Уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Преодоление импульсивности, непроизвольности.

Уметь  контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

2

Посуда. Мебель.

1

3

Комнатные растения.

1

4

Зима. Февраль.

1

5

Зима. Февраль.

1

6

Родина. Отечество.

1

Развивать речевое дыхание на основе упр. на дыхание, артикуляционный аппарат на основе артикуляционной гимнастики, фонематическое восприятие на основе кор. упр.  

развивать общую моторику на основе двигательных упражнений  ритмических игр и тонкую моторику на основе пальчиковой гимнастики на лексические темы, мимику. Развивать внимание, память, мышление ; слитность и плавность речи, грамматический строй речи  на основе игр по лексическим темам: ; общую и тонкую моторику на основе коррекционных упражнений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Преодоление импульсивности, непроизвольности.

Уметь  контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

7

Профессии.

1

8

Весна. Март.

1

9

Прогулка в волшебный лес

1

10

Инструменты. Инвентарь.

1

Конец 3 четверти: 10 час.

4 четверть

1

Весна. Апрель.

1

Развивать речевое дыхание на основе упр. на дыхание, артикуляционный аппарат на основе артикуляционной гимнастики, фонематическое восприятие на основе кор. упр.  

Тонкую моторику на основе пальчиковой гимнастики на лексические темы

Развивать внимание, память, мышление на основе дидактических игр на лексические темы.

 слитность и плавность речи, грамматический строй речи на основе коррекционных упражнений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Уметь подражать и перевоплощаться.  

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Уметь осознанно и строить речевое высказывание в устной форме.

Преодоление импульсивности, непроизвольности.

Уметь  контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

2

Космос.

1

3

Космос.

1

4

5

Одежда. Обувь.

Первоцветы.

1

1

6

Насекомые

1

7

Насекомые

1

8

Здравствуй, лето!

1

Конец 4 четверти:

8 часов

Конец года:

34 часа

Список  дополнительной литературы

  • Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009
  • И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум,2005
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой.- М.: АСТ, Астрель. 2011.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой. -М.: АСТ, Астрель. 2012.
  • Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса для детей с ОВЗ (для слабовидящего обучающегося)

Адаптированная рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса для детей с ОВЗ (для слабовидящего обучающегося)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса (для обучающихся с ОВЗ)

Адаптированная РП по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихс...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8  классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс для обучающихся с ОВЗ (7.1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Программы по рус...

Адаптированная рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2022 годы

Рабочая программа  по физике разработана для обучающихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся  имеют рекомендацию ПМПК для обучения по адаптированной программе для...

Адаптированная рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2023 годы

Рабочая программа  по физике разработана для обучающихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных ...