Диагностический инструментарий учителя-дефектолога
консультация

Л.В.Михайлова

В данной работе представлен диагностический инструментарий учителя-дефектолога: название методики, ее автор, исследуемый процесс и  возраст, для которого данная методика разработана. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dia._instr._def.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

№ п/п

Название методики, автор

Исследуемый процесс

Возраст

1.

ГБУ НСО «ОЦДК»

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов ПМПК

Пакет № 1

Методические средства, для оценки развития детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет) различными специалистами ПМПК.

Примерные диагностические средства для диагностики уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) (учителем-дефектологом).

Пакет № 4 Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).

Пакет № 6  Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Пакет № 9  Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет).

Пакет № 10 Методические средства для оценки особенностей девиантного поведения несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет.

Методические средства для оценки состояния компонентов речевого развития ребенка среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).

Методические рекомендации по специфике проведения диагностики уровня овладения программным материалом общего уровня образования для различных категорий детей среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).

Методические средства для диагностики уровня овладения программным материалом детьми старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) учителем-дефектологом ПМПК.

от 0 до18 лет

2.

Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»

Пространственно-временные понятия и отношения

Сформированность сенсорных эталонов

Особенности развития мышления

Эмоционально-волевая сфера

Связная речь

3-7 лет

3.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»

Зрительное восприятие («Узнавание недорисованных изображений», «Нелепицы»)

Мышление («Исключение понятий», «Исключение предметов», «Понимание прочитанного текста», «Составление рассказа по последовательному ряду картинок» (Х. Бидструп))

Пространственные представления (Понимание и употребление предлогов, обозначающих взаимное расположение объектов

Складывание разрезных картинок (А. Н. Бернштейн)

3-7 лет

4.

Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественна и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет.

Задания для обследования детей 3—4 лет.

Задания для обследования детей 4—5 лет.

Задания для обследования детей 5—6 лет.

Задания для обследования детей 6—7 лет.

Дошк.

Мл.шк

5.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста/ авт.-сост. М.П. Злобенко и др.

Речь (понимание обращенной речи, связная речь, словарный запас)

ФЭМП (количество, величина, геометрические фигуры, ориентировка в окружающем пространстве, ориентировка во времени)

Логическое мышление: (группировка по цвету, величине, форме; разрезные картинки; выделение лишнего; последовательные картинки; «Сравни пары предметов»; логические задачи)

3-7 лет

6.

Диагностика психофозических процессов и речевого развития детей 3-7 лет/ авт. - сост. О.А. Романович

Запас представлений об окружающем мире (вопросы в соответствии с возрастом ребенка)

Моторная сфера:

- задания на исследование общей моторики

- задания на исследование оптико-кинестетической организации движения (сделать «зайчика», «козу», сложить 1-й и 2-й пальцы в кольцо, «Пальчики здороваются», «Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке», «кулак-ребро-ладонь», «Застегивание пуговиц»)

- задания на исследование зрительно-пространственного гнозиса

- задания на исследование графических навыков

Пространственные представления:

- определи местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте

- соотнесение события со временем его происшествия

Мышление:

- «4-й лишний»

- «Разрезные картинки»

- «Назови одним словом все предметы на картинке» (наглядно)

- «Назови одним словом предметы, которые названы» (на слух)

- «Сравни картинки»

- Сериация (по цвету, величине, действию)

- Систематизация («Найди место предмета в пустом окошке»)

Конструктивный праксис:

- «Собери пирамидку»

- «Построй фигуру из палочек»

- «Сложи кубики с картинками»

- «Собери матрешку»

Речь:

Задания на исследования импрессивной речи

Задания на исследование сенсомоторного уровня речи (общее звучание речи, артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексика, связная речь)

3-7 лет

7.

Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития

Блок 1. Диагностика пространственного восприятия

Блок 2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности

Блок 3. Диагностика умственного развития

Блок 4. Диагностика знаний и представлений об окружающем мире и развития речи

Блок 5. Диагностика сформированности учебной мотивации

Дошк.

Мл.шк

8.

Л.С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики детей»

Исследование общего состояния психической сферы и личности ребенка

Развернутая методика нейропсихологического обследования детей:

- двигательная сфера;

- познавательные процессы: восприятие, память, внимание;

- речь и речевые процессы;

- исследование письма;

- исследование чтения;

- интеллектуальная деятельность;

- исследование счета;

- эмоционально-волевая сфера

Дошк.

Мл.шк

9.

Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. – «Экспресс-диагностика готовности к школе»

Субтест 1. "Нелепицы»

Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант

Субтест 3. Последовательные картинки

Субтест 4. Геометрические фигуры

Субтест 5. Аналогии

Субтест 6. Логопедический

Субтест 7. Запрещенные слова

Субтест 8. Ключи

Субтест 9. Чтение

Субтест 10. Рисунок человека

Субтест 11. Составление слов

Дошк.

10.

Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е.А.Стребелевой

Методика проведения психолого-педагогического обследования  детей-сирот  разного возраста

Дошк.

Мл.шк.

11.

Верещага И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями, включающими нарушения зрения и слуха

Методика проведения психолого-педагогического обследования  детей с тяжелыми и множественными нарушениями, включающими нарушения зрения, слуха, двигательной и познавательной функций, так и их различные сочетания

Дошк.

Мл.шк.

12.

Школьный  тест  умственного  развития  (ШТУР). К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова

«Общая осведомленность»,  «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Правила построения числового ряда»

 6-9 кл.

13.

Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ). К.М.Гуревич, В.П.Арсланьян

«Общая осведомленность»,  «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Последовательные картинки», «Геометрические аналогии»

2-4 кл.

14.

И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова  Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова «Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике для учащихся специальной коррекционной школы (к программам С (К) ОУ VIII вида)»

Раздел I. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 1–4 классов с нарушением интеллекта

Раздел II. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 1–9 классов с умеренной умственной отсталостью

Раздел III. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 5–9 классов с нарушением интеллекта

1-9 кл.

15.

Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.

Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

Дошк.

Мл.шк

16.

http://www.inclusive-edu.ru/materialy-proekta-1-pmpk/reestry-diagnosticheskihmetodik/

(Институт проблем инклюзивного образования МГППУ)

Реестры диагностических методик

от 0 до18 лет

17.

Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ

Организация деятельности учителя-дефектолога на ПМПК по определению специальных условий образования

Методики, используемые учителем-дефектологом

от 0 до18 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал учителя-дефектолога

Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная....

Диагностический материал учителя-дефектолога

Диагностический материал учителя-дефектолога...

Практический инструментарий учителя-дефектолога

Диагностический инструментарий...

«Адаптация диагностического инструментария учителя-дефектолога к современным требованиям образования в условиях ПМПК»

   Обучающиеся, приходящие на ПМПК все разные: по возрасту, по соматическому состоянию, по психическому состоянию, по уровню развития речи и т.д. Поэтому поиск новых диагностических п...

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога.

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога....

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью.

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью....

Диагностический инструментарий учителя дефектолога.

Протокол дефектологического обследования....