Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Умелые руки не знают скуки"
рабочая программа

Васильева Наталья Евгеньевна

Рабочая программа разработана для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

    Настоящая рабочая программа разработана на основе программы примерной программы «Технология», в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.

Цели и задачи курса

- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и  желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;

-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 

-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;

- учиться анализировать выполнение своих работ и работ других ребят, делать и воспринимать замечания  и подсказки корректно, вежливо.

Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально  значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека  на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.

                      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «Умелые руки не знают скуки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Занятия не дублируют  материал  уроков технологии.  Внеурочная деятельность   расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а так же с другими материалами.  Работа на занятиях организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющими  навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами, выполняются более простые поделки.

    Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, обучающиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.  Дети получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

    Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа курса «Умелые руки не знают скуки» рассчитана на один год обучения. На курс «Умелые руки не знают скуки» в 1 классе выделен 1 час в неделю,  33 часа в год.  

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • освоение техники безопасности при работе;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:  

Создание условий для формирования следующих умений:  

  • положительно относиться к учению,  
  • проявлять интерес к содержанию курса;
  • принимать  одноклассников,  помогать  им,  отзываться  на  помощь  от взрослого и детей;
  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,  возникающие в результате наблюдения, рассуждения,   обсуждения, самые  простые  и  общие  для  всех  людей  правила  поведения  (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • чувствовать  удовлетворение  от  сделанного  или  созданного  самим  для родных, друзей, для себя;
  • бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
  • осознавать  уязвимость,  хрупкость  природы,  понимать  положительные  и негативные последствия деятельности человека;
  • с  помощью  учителя  планировать  предстоящую  практическую деятельность;
  • под  контролем  учителя  выполнять  предлагаемые  изделия  с  опорой  на план и образец.

Метапредметные результаты: 

  • с  помощью  учителя  учиться  определять  и  формулировать  цель деятельности;
  • учиться проговаривать последовательность действий;
  • с  помощью  учителя  объяснять  выбор  наиболее  подходящих  для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться  готовить рабочее место,  с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты  и  выполнять  практическую  работу  по  предложенному  учителем  плану  с опорой на образцы;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью  шаблона;
  • учиться  совместно  с  учителем  и  другими  учениками  давать эмоциональную оценку деятельности класса.  

Познавательные УУД:

  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром:  предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и  окружающего  мира,  конструкторско-технологические  и  декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
  • сравнивать  изучаемые  материалы  по  их  свойствам,  анализировать конструкции  предлагаемых  изделий,  делать  простейшие  обобщения;  
  • группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от  уже известного;
  • находить  ответы  на  предлагаемые  вопросы,  используя    свой жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  занятиях;    
  • делать выводы о результате  совместной  работы всего класса;
  • преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую  –  в  изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться  слушать  и  слышать  учителя  и  одноклассников,  совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА

Количество часов в год: 33 часа (1 час  в неделю)

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1

Изделия из природного материала

2

2

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием  кусочков рваной бумаги, пластилина

4

3

Объемные игрушки из бумаги.

2

4

Игрушки из ниток

2

5

Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины

4

6

Украшения  для новогодней елки.

3

7

Оригами: конструирование из бумаги

4

8

Торцевание: работа с бумагой.

2

9

Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами:  тканью, бумагой, трикотажными нитками.

8

10

Общая коллективная тематическая работа для выставки

2

Всего:

33

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  КУРСУ К КОНЦУ ГОДА

Личностными результатами изучения курса является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения курса являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов.

  • Педагогика сотрудничества
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Проектно-исследовательская  технология
  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Информационно-компьютерные технологии 
  • Технологии развивающего обучения
  • Здоровьесберегающая технологи

                                                         УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival.1september.ru
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор
  • Персональный компьютер.

Оборудование класса

  • Ученические парты.
  • Стол учительский .
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
  • Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Для работы необходимы следующие предметы:

альбом;

картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;

воздушные шарики и цветные нитки;

карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;

клей ПВА;

рамочки деревянные;

ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;

различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;

мука;

тесьма, бисер, бижутерия;

глина;

растительные сухие материалы;

крупа и макароны;

салфетки разных цветов;

ткань.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из различных материалов, проявить фантазию, а также развить творческие способности. Занятия курса проводятся в различной форме. что способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у обучающихся.

           Структура занятий.

  • Определение темы занятия (кроссворд, ребус, загадка).
  • Правила работы с материалами, необходимыми на данном занятии.
  • Выполнение творческой работы.
  • Рефлексия. Оценивание результата (что получилось, что не получилось и почему).
  1. Изделия из природного материала.(2 ч.)

Инструктаж по ТБ. Заготовка природного материала Аппликация из осенних листьев.

  1. Панно, созданные в мозаичной технике с использованием кусочков рваной бумаги, пластилина (4ч.)

Пейзажи. Знакомство с жанром живописи. Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги. История мозаики.   Мозаичная техника. Панно - мозаика из пластилиновых шариков.  

  1. Объемные игрушки из бумаги.(2 ч.)

История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». Игрушка «Лягушонок». Виды бумаги.

  1. Игрушки из ниток (2 ч.)

Какие бывают нитки? «Цыпленок». «Гномик».

  1. Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины. (4 ч.)
  2. Украшения  для новогодней елки. (3 ч.)

  Яблоко, лимон, груша, клубника – подвесные игрушки для елки.

Украшения для новогодней елки:  зайчик из ватных шариков, гирлянды.

  1. Оригами: конструирование из бумаги. (4ч.)

         Коллективная работа «Сова». Что такое аппликация? Аппликация «Собака». Аппликация «Аквариумные рыбки».

            9. Торцевание: работа с бумагой. (2ч.)

          Знакомство с техникой. Коллективная работа «Букет сирени».

  1. Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: тканью, бумагой, трикотажными нитками. (8ч.)

Работа с бумагой, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания, роспись. Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки. Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация. Изготовление панно из цветной бумаги.

  1. Общая коллективная тематическая работа для выставки. (2 ч.)

Панно «Весенний букет» из соленого теста.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема занятия

            Основные виды учебной деятельности

Дата

В году

В теме

Изделия из природного материала.

1.

2

1

2

Инструктаж по ТБ. Заготовка природного материала.

Аппликация из листьев «Рыбки в пруду».

Научатся: различать средства познания окружающего мира; различать инструменты и материалы; называть виды предметно-практической деятельности; организовывать рабочее место.

Уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать вопросы

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием  кусочков рваной бумаги, пластилина

3.

1

Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Систематизировать знания о материалах и инструментах, осваивать способы организации рабочего места.  Слушать учителя, задавать вопросы, Понимать значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности

4.

2

Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги

5.

3

Панно  из пластилиновых шариков: « Мои сказочные герои»

6.

4

Панно  из пластилиновых шариков: « Мои сказочные герои»

Объемные игрушки из бумаги

7

1

История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса».

Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.                                             Работать в паре

8

2

Игрушка «Лягушонок». Виды бумаги.

Игрушки из ниток

9

1

Какие бывают нитки? «Цыпленок».

Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.      Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.                                             Работать в паре

10

2

Изготовление изделия из ниток « Гномик»

Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины

11

1

Изготовление животного зайчик из глины

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.                      Анализировать объекты с целью выделения признаков. Сотрудничать с одноклассниками.

Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу.

12

2

Изготовление сказочного героя из глины

13

3

Изготовление человека из глины

14

4

Изготовление человека из глины

Украшения  для новогодней елки.

15

1

Изделие для ёлки яблоко, лимон

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения.  Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.                            Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

16

2

Изделие для ёлки груша, клубника

17

3

Украшения для новогодней елки:  зайчик из ватных

шариков, гирлянды.

Оригами: конструирование из бумаги.

18

1

Что такое аппликация? Коллективная работа « Сова»

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.   Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе. Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда

19

2

Коллективная работа « Сова»  

20

3

Аппликация « Собака»

21

4

Аппликация « Аквариумные рыбки»

Торцевание: работа с бумагой.

22

1

Знакомство с техникой. Коллективная работа «Букет сирени».

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике.   Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.

23

2

Коллективная работа «Букет сирени».

Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами:  тканью, бумагой, трикотажными нитками.

24

1

Открытка-приглашение, выполненная в

технике аппликации – гармошки.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике.     Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. Адекватная самооценка собственных учебных достижений, соблюдение правил бережного отношения к одежде. Научатся: пользоваться выкройкой для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи ниток;  познакомятся с видами и свойствами ткани, правилами безопасной работы

25

2

Открытка-приглашение, выполненная в

технике аппликации – гармошки.

26

3

Изготовление сувенирной открытки в

технике аппликация.

27

4

Изготовление сувенирной открытки в

технике аппликация.

28

5

Изготовление панно из цветной бумаги.

29

6

Изготовление панно из цветной бумаги.

30

7

Плетение косичек из ниток.

Аппликация из косичек.

31

8

Плетение косичек из ниток.

Аппликация из косичек.

Общая коллективная тематическая работа для выставки

32

1

Изделие из солёного теста «Весенний букет»

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений. Слушать учителя.

33

2

Изделие из солёного теста «Весенний букет»

КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ

Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей 1 класса во внеурочной деятельности проходит через участие их в выставках, конкурсах  массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная  деятельность является важным итоговым этапом занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые руки не знают скуки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании обучающихся, способствует развитию художественных способностей и ск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...


 

Комментарии

Анненкова Татьяна Владимировна

Отлично составлена программа.