Синдром дефицита внимания и гиперактивность (презентация)
презентация к уроку

Котрочева Татьяна Андреевна

В данной презентации раскрыто понятие СДВГ, его причины, диагностика, прогноз и способы коррекции. Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_defitsita_vnimaniya_prezentatsiya.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Синдром дефицита внимания и гиперактивность » Подготовила: учитель – дефектолог начальной школы Котрочева Татьяна Андреевна

Слайд 2

Содержание Определение понятия; Этиология и возможные причины СДВГ; Типы СДВГ; Диагностические критерии СДВГ; Ребенок с СДВГ, какой он? Прогноз при СДВГ; Основы коррекционной работы с детьми с СДВГ.

Слайд 3

Определение понятия Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) — неврологическо -поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Это одна из форм проявления минимально – мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.

Слайд 4

Этиология и возможные причины СДВГ СДВГ — это комплексное хроническое расстройство мозговых функций, которое проявляется в различных областях функционирования и поведения. Нарушения, вызывающие СДВГ: Недостаточное энергоснабжение мозга Архаичность и незрелость связей в мозгу Личностная зрелость ребёнка Органические поражения мозга Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции Пренатальные и перинатальные факторы Семейные факторы Генетические причины Пищевой фактор

Слайд 5

Сопутствующие нарушения при СДВГ Нарушение зрительного восприятия; Нарушение зрительно – моторной координации; Вестибулярные нарушения; Нарушение крупной моторики; Нарушение мелкой моторики; Повышенная тактильная чувствительность; Повышенная слуховая чувствительность; Низкая чувствительность; Депрессии; Тревожность; Оппозиционно –вызывающее расстройство; Трудности обучения – дисграфия , дислексия , дискалькулия ; Трудности в обработке информации; Тики и подёргивания; Частые головные боли; Отягощенный период полового созревания. !Необходимо понять, что многие проявления плохого поведения обусловлены теми нарушенными биохимическими процессами, которые происходят у детей с СДВГ в мозгу!

Слайд 6

Типы СДВГ СДВГ подразделяется на три типа : комбинированного типа — это наиболее распространенный тип СДВГ. Человек проявляет импульсивное и гиперактивное поведение, легко отвлекается и не может сосредоточиться. импульсивного / гиперактивного типа — это наименее распространенный тип. Человек проявляет признаки гиперактивности и постоянно двигается. У него нет признаков невнимательности. СДВГ с невнимательностью — люди с этим типом СДВГ не проявляют признаков гиперактивности и импульсивности. Вместо этого человек легко отвлекается и ему тяжело сосредоточиться. В основном “невнимательный тип” — это тип, который часто упоминается как СДВ, поскольку термин не содержит слова «гиперактивность». Расстройство было описано как СДВ до того, как в 1987 году было добавлено слово «гиперактивность». По существу, СДВ теперь является устаревшим названием СДВГ.

Слайд 7

Диагностические критерии СДВГ Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки на риск) действия. Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными , так чем же отличаются дети с СДВГ? Заболевание выявляется, если поведение ребенка контрастирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях .

Слайд 8

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка. Такой ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать подобные нарушения поведения. В зависимости от основных нарушений врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или СДВГ комбинированного типа. В постановке диагноза помогает опросник для родителей. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активнести – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активнести мозга.

Слайд 9

Ребенок с СДВГ, какой он? «Я испытываю трудности с концентрацией внимания, поэтому не всегда могу справляться с учебными заданиями. Делаю ошибки по невнимательности, не обращаю внимание и не слушаю объяснений. Иногда могу проявлять чрезмерную подвижность, верчусь, встаю, совершаю много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях. Я понимаю, что моё поведение неприемлемо и создаёт много проблем, как в ДОУ так и дома. Но Я такой и ничего с собой сделать не могу!»

Слайд 10

Прогноз при СДВГ Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, невысоким уровнем достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией. Описаны три возможных варианта развития СДВГ: У 30% больных симптомы по мере взросления уменьшаются; 40% больных симптомы сохраняются в зрелом возрасте; в 30% случаев к симптомам СДВГ присоединяются более серьезные психопатологические проявления, например наркомания или антисоциальное расстройство личности.

Слайд 11

Основы коррекционной работы с детьми с СДВГ Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие. Дети с СДВГ любопытны, но не любознательны. Они всё смотрят, слушают, трогают и пробуют, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимые действия. Знания, представления и умозаключения таких детей поверхностны. Понимание предметов и явлений также поверхностное, представления о социальных и межличностных отношениях довольно упрощенные. Формируется невнимательность. Внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. Внимательность надо развивать с раннего детства, а не надеяться на то, что ребёнок перерастёт и с возрастом всё пройдёт. В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации . Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами.

Слайд 12

При выполнении задания следует ориентироваться на одну способность ребёнка и тренировать только её. Например, только внимательность без усидчивости или только усидчивость и спокойствие без сосредоточения его внимания на каком- либо задании. Не следует подавлять физическую активность ребёнка, нужно её задействовать. Например , просить ребёнка помогать учителю - раздавать тетрадки, поливать цветы , писать на доске… но при этом не акцентировать внимания на аккуратности и поощрять его, хвалить . Необходимо помогать ребёнку переключать деятельность с одного вида на другой, подготавливать его к смене заданий. Искать методы индивидуального мотивирования. Система запретов обязательно должна сопровождаться альтернативными вариантами. Импульсивность и агрессия могут снижаться от положительного эмоционального и тактильного воздействия. Учитель должен иметь всю информацию об особенностях развития детей с СДВГ, о заболевании СДВГ. Ребёнок с СДВГ требует индивидуального подхода. Ученик с СДВГ должен сидеть на первой парте перед доской и учителем . Урок строится по чётко распланированному порядку. Задания пишутся на доске. Для каждого задания существуют временные рамки выполнения. Большие задания дробятся на более чёткие и мелкие.

Слайд 13

Методы организации деятельности Организация пространства Внешняя среда Чёткая организация. Отсутствие посторонних раздражителей. Концентрация внимания ребёнка на определённых составляющих среды . Домашняя среда Устойчивость домашней среды. Большое свободное пространство. Отсутствие перемещений предметов и мебели в квартире . Организация рабочего места Тихая и спокойная обстановка. Отсутствие внешних раздражителей, шумов. Организация времени Определённый последовательный режим дня. Упорядоченность действий = привычка хорошего поведения. Наиболее продуктивное время – начало дня и начало урока. Интересное необычное оформление распорядка действий. Например , в картинках . Заранее обговоренные правила Озвучить правила поведения, выполнения задания. Записать их. Попросить ребёнка повторить их всему классу или записать их на доске. Объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.

Слайд 14

Краткость инструкции Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, на запомнит, не будет ей следовать. Давая инструкцию, нужно также учитывать неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость. Алгоритмичная организация учебной деятельности Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Такая подача информации снижает нагрузку на внимание и систематизацию материала при запоминании . Формулировки, иллюстрации, оформления не должны содержать ничего лишнего и отвлекающего.

Слайд 15

Алгоритм действий при работе с ребенком с СДВГ 1.Отвлечь ребенка от капризов. 2. Поддерживать дома и на уроках четкий распорядок действий. 3. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). 4. Задать неожиданный вопрос. 5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка). 6. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. 7. Не приказывать, а просить (но не заискивать). 8. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас). 9. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). 10. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. 11. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). 12. Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения. 13. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.

ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа  специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Некоторые приемы поведения родителей и выбор альтнрнативы наказанию....

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»...