Методическая разработка "Приемы самомассажа"
методическая разработка

Шуть Олеся Сергеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_samomassazha.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы

самомассажа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5—10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4—6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме:

  • массаж головы;
  • массаж мимических мышц лица;
  • массаж мышц губ;
  • массаж мышц языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Поглаживающие движения от середины лба, носа,  верхней губы, подбородка к ушам.

Если солнце жарко греет.                                                

Если легкий ветер веет.
Стало сухо и тепло —
Это лето к нам пришло.

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно.
Птицам улетать пора —
Это осень к нам пришла.

Круговые движения в области лба. щек. подбородка.

Если вьюга кружит, злится.
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома. -
Это к нам пришла зима.

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

Если тает снег и лед.
Звонкий ручеек течет.
Распускается листва —
Это к нам пришла весна.

Комплекс 1

1

Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучи.

Поёт о солнце скворушка,

Кричат о нём грачи.

2

Солнышко - милое,

Поделись своей силою!

Просыпайтесь лучики,

Согревайтесь рученьки.

3

Пальцы – лучики  проснулись,

Наклонились, потянулись,

Быстро встали на зарядку,

Рассчитались по порядку.

4

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

5

Солнышко проснулось,

К щечкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

6

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

7

Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

Стало сухо и тепло-

Значит, лето к нам пришло.

8

Если дождь стучит по крышам

То сильней, то тише, тише,

Землю всю листва укрыла-

Значит, осень наступила.

9

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома-

Значит, к нам пришла зима.

Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.

Поочерёдно поглаживать пальцы. Направление движений (НД) – от кончиков пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец опустить («клюв открыт»).

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.

Поочерёдно растирать пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию.

Сжимать пальцы в кулачки  и разжимать их.

Поочередно поглаживать и называть пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Проводить пальчиками обеих рук по лбу. НД – от середины лба к верхней части ушей.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Проводить пальчиками обеих рук по щекам. НД – от носа к средней части ушей.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Поглаживающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Постукивающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Комплекс 2

1.

Лето, лето, лето!

Летом много света.

Солнце светит ярко,

Стало очень жарко.

2.

Лето, лето, лето!

Теплый дождик, где ты?

Погуляем под дождем

И, быть может, подрастем.

3.

В теплый солнечный денек

Прилетел к нам ветерок,

Стал волною он играть,

Нашу лодочку качать.

4.

Подари нам, лето,

Солнечного света,

Теплую погоду,

Дальние походы.

5.

Лето, лето, лето!

Солнышком согреты

И деревья, и кусты,

И душистые цветы.

Поглаживающие движения.

НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Постукивающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Волнообразные движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Зигзагообразные движения. НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Комплекс 3

1.

Если дождь стучит по крышам

То сильней, то тише, тише,

Землю всю листва укрыла-

Значит, осень наступила.

2.

Осень в гости к нам пришла,

Краски яркие взяла.

Стала желтою трава,

Разноцветною - листва.

3.

Осень в гости к нам пришла

Сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят…

Осень любит листопад!

4.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

5.

Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг»,

Вам пора лететь на юг!»

6.

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не л6нись, да поспевай,

Собирай–ка урожай.

Постукивающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Постукивающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Зигзагообразные движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Пощипывающие движения. 

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Комплекс  4

1.

Смотрят дети из окна:

По дорожке ледяной

В гости к ним идет зима

В белой шубке меховой.

2.

Белая метелица

По дорогам стелется,

Закружилась над землей,

Затянуло небо мглой.

3.

За снежинками снежинки

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

4

На ветвях развесил иней

Ночью Дедушка Мороз

Он сегодня очень сильный-

Щиплет щеки, лоб и нос.

5

Побежим домой скорей.

Не догонит нас Мороз!

Рукавичкой посильней

Разотрем мы щеки, нос.

6.

Завтра снова будем мчаться

На коньках и на санях

И на лыжах с гор кататься-

Ведь зима у нас в гостях

Поглаживающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Легкие постукивающие движения. НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Пощипывающие движения. 

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Растирающие движения. 

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Комплекс    5

1.

Мы весну встречаем

С первыми лучами.

Они весело бегут,

Звонко песенку поют.

2.

Первые капели

В полдень зазвенели.

Стал мороз весною слаб,

Снегу жарко: кап, кап, кап.

3.

Шлепаем по лужам

После зимней стужи.

Каждый год весной потом.

Под ногами: шлеп, шлеп, шлеп.

4.

Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распушились

На осине и ольхе.

5.

Обогрела всех весна,

Пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной проснулись.

Птицы  с юга к нам вернулись.

6.

Землю солнышко согрело,

И трава зазеленела.

День весенний стал длиннее,

Небо ярче и синее.

Поглаживающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Постукивающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Похлопывающие движения. 

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Зигзагообразные движения. 

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные  движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения.

НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Комплекс    6

Самомассаж  мышц головы, шеи и лица

Длительность самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5—10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4—6 раз.

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке мышц лица

3. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

5. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

6. «Пальцевой душ лба». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

9. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение

3—5 с.

10. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

11. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

12. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

13. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

14. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

15. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

16. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

17. «Всасывание». Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

18. «Пожевывание». Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

19. «Пальцевой душ губ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

20. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

21. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

22. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

23. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух,

чух».

24. «Пальцевой душ щёк». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

25. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

26. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Комплекс 7

 Самомассаж  ушных  раковин                      

Длительность самомассажа для детей может составлять 5—10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4—6 раз.

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3—5 раз.

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком

положении 2-3с.

Комплекс 8

  Самомассаж  мышц  языка                

Длительность самомассажа для детей может составлять 5—10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4—6 раз.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1, Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Мимическая гимнастика

1. Губы в трубочку и расслабить.

2. Углы рта в стороны и расслабить.

3. Выдувание воздуха из уголков рта, поочерёдно.

4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

5. Посвистеть.

6. Показать зубы верхней челюсти.

7. Показать зубы нижней челюсти.

8. Облизывание верхней и нижней губы.

9. Надуть щёки и расслабить.

10. Втянуть щёки и расслабить.

11. Набрать воздух под верхнюю губу.  

12. Набрать воздух под нижнюю губу.

13. «Перегонять» воздух из одной  щеки в другую.

14. Беззвучное произнесение губных звуков: м, б, п, а также о, у, я.

15. Беззвучное произнесение слов: боб, бип, бон, ком, ром, ком, Тим.

Весь комплекс повторять в день 3—4 раза перед зеркалом. Каждое упражнение повторять 5—6 раз подряд

Гимнастика мышц зева и глотки

1. Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны.

2. Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.

3. Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой
сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.

4. Покашливание с высунутым языком.

5. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.

6. Имитация рвотных движений.

7. Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со
звуком
а.

8. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).

9. Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мычанию; имитация свиста.

10. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у.

11. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.

12. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию
запрокинуть голову назад).

13. Опускание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опустить голову).

14. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.

15. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.

Упражнения для активизации мышц мягкого неба

1. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенье).

2. Глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т. п.; имитация глотательных движений.

3. Позевывание, широко открывая рот.

4. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

5. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном
нёбе).

6. Произвольное покашливание.

7. Покашливание с высунутым языком.

8. Имитация рвотного движения.

9. Имитация рвотного движения с высунутым языком.

10. Сделав предварительно рвотное движение, громко откашляться со звуком а.

11. Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).

12. Произнесение гласных звуков и, э, и, о. у на твердой атаке.

13. Пропевание гласных звуков а, э, и. о, у.

14. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его. вначале сочетая поднимание с зевком,
а затем без зевка.

15. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: н …а, н … а. (Звук н отделяется от а паузой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простейшие приёмы самомассажа

Самомассаж доступен всем. Его можно проводить на уроке физкультуры, дома в свободное время, в бане и т.п.Самомассаж - полезное и эффективное средство снижения утомления - повышения работоспособн...

Мастер-класс по самомассажу

Использование методов самомассажа по ситеме Су-Джок на уроках и во внеурочной деятельности...

Методическая разработка Тема. Гимнастика и самомассаж для людей творческих профессий

Работа посвящена проблеме недостаточной двигательной активности студентов колледжа искусств и способам ее решения.  Автор достаточно подробно описывает нарушения состояния здоровья, возникающие и...

Методическая разработка "Самомассаж как средство восстановления спортсменов"

Массаж – это неотъемлемая часть комплексного лечения спортивных травм и заболеваний. Он имеет большое значение при восстановлении (реабилитации) работоспособности после них....

Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц. головы и шеи, мышц лица, губ и языка", " Самомассаж рук и ушных раковин"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....

Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц головы и шеи. мышц лица, губ и языка" , " Самомассаж рук и ушных раковин""

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....