Статья о развитии цветовосприятия у детей с нарушениями зрения
статья

Тимофеева Юлия Владимировна

Цветоразличение является необходимым компонентом в системе развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, так как, именно развитие восприятия цвета есть основа восстановления зрительных функций, оно способствует повышению остроты центрального зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tsvetovospryatiya.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие цветовосприятия у детей с нарушениями  зрения

Тимофеева Ю. В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение коррекционного  вида (МБДОУ № 9)

 г. Кемерово

Учитель – дефектолог

   

       Цветоощущение или цветовое зрение является функцией центрального зрения. Именно благодаря этой зрительной функции глаз, человека способен воспринимать все многообразие цветов. Реализуется цветоощущение за счет работы колбочного аппарата. Так же как и острота зрения, данная функция развивается  прижизненно.

       Под цветоразличением понимается способность глаза воспринимать все многообразие цветов.

        Способность человека воспринимать цветовую картину мира оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности. Кроме того, цвет, визуально фиксируясь и длительное время, оставаясь в сознании человека, обладает большой эмоциональностью.

         Цветоразличение является необходимым компонентом в системе развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, так как, именно развитие восприятия цвета есть основа восстановления зрительных функций, оно способствует повышению остроты центрального зрения. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании человека. Даже обычное зрительное пятно стимулирует зрительную реакцию. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознавании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

         К сожалению, снижение зрения в различной степени, взависимости от сложности дефекта, ограничивает естественную стимуляцию зрительной системы, вследствие чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно – перцептивный опыт, как нормально видящий. В то же время следует отметить, что, по мнению Л. П. Григорьевой, развитие зрительного восприятия обусловлено активной деятельностью ребёнка и именно в условиях организованного зрительного опыта следует ожидать  более высоких результатов развития зрительных функций.

         Кроме этого, формирование зрительного образа зависит от процесса анализа сенсорных признаков объекта. Первичный сенсорный анализ обеспечивает выделение признаков воздействующего на глаз объекта (цвет, размер, форма и т.д.). Это осуществляется с помощью перцептивных действий в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности. Качество различимости признаков объектов оказывает существенное влияние на  формирование адекватного зрительного образа.

        Следовательно, можно сделать вывод о том, что формирование зрительного образа невозможно без овладения системой сенсорных эталонов.  Необходимо соблюдать последовательность в усвоении эталонов и связей между ними внутри каждой системы и затем между системами. Дети должны усваивать название эталонов.

         Полное овладение системой эталонов цвета включает как знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями (представлениями о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, о возможности получения цветов путем смешения других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности).

         Овладение сенсорными эталонами цвета осуществляется в процессе практических действий: дети выбирают заданный цветовой эталон среди множества окрашенных и неокрашенных объектов, закрашивают предметное изображение определенным цветом. Таким образом, у детей формируется отношение к цвету как к важнейшему признаку предметов, расширяются знания о предметах, которые имеют признак того или иного цвета.

Причины нарушения цветового зрения

Нарушение функции цветоразличения носит преимущественно врожденный характер и характеризуется возникновением трудностей восприятия, невозможностью различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего), что чаще всего приводит к смешению восприятия зеленого и красного цветов.

        Приобретенные расстройства цветоразличения встречаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и центральной нервной системы. Приобретенные расстройства цветоразличения могут иметь место в одном или двух глазах и выражаются в нарушениях восприятия всех трех цветов или проявляются в видении предметов, окрашенных в какой-либо цвет.

Степени аномалии цветоразличения неодинаковы и зависят от заболевания органа зрения. Аномалии рефракции чаще всего приводят к легким формам нарушения цветового зрения. При близорукости наблюдается нормальная трихромазия.

При изменениях на глазном дне могут быть некоторые нарушения цветоразличения. Осложнение цветоразличения характерно для дистрофии сетчатки, при которой нарушение цветового зрения начинается со снижения порога чувствительности между красным и зеленым цветами. Частичная атрофия зрительных нервов иногда приводит к патологии цветового зрения.

Нарушение цветовосприятия наблюдается при слабовидении при  врождённых особенностях зрения, наследственности, и поражении сетчатки или зрительного нерва, врожденной атрофии зрительного нерва.  

Нарушение могут быть, как в виде аномалии цветовосприятия по трём цветам, полной цветовой слепоты, так и в виде частичной цветовой слепоты.

Глазные заболевания,  приводящие к нарушениям цветового зрения:

Ретинопати́я — невоспалительное поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Основной причиной являются сосудистые нарушения, которые приводят к расстройству кровоснабжения сетчатки. К ним относятся недоразвитие фоторецепторов сетчатки и их повреждение как в процессе самой ретинопатии, так и при проведении хирургического лечения, наличие тяжёлой сопутствующей патологии ЦНС, врождённое повреждение проводящих зрительных путей и подкорковых центров.

Ретинопатия часто проявляется как осложнение сахарного диабета и других системных заболеваний. Прогрессирование ретинопатии приводит к ухудшению или потере зрения.    

3.   Структура дефекта цветовосприятия

Слабовидение при  врождённых дефектах зрения, наследственности, и поражении сетчатки или зрительного нерва, врожденной атрофии зрительного нерва приводит к нарушениям цветовосприятия.

Наблюдаются трудности соотнесения цветов по подобию. Ребёнок не усваивает порядок расположения цветовых тонов в спектре, не изменяет цвета по светлоте и насыщенности, не разбирается в сочетании цветов, не отличает контрастные сочетания от мягких, пастельных тонов, не определяет на глаз тонкие цветовые различия.

Трудности категоризации, трудности с образованием определённых цветовых групп, категорий цветов. Дефекты цветоощущения, нарушение информации о цвете объекта. Ребёнок правильно различает отдельные цвета, правильно их называет, но не может сказать, к какому предмету данный цвет относится. И наоборот, не может сказать, каков цвет у апельсина, моркови, ёлки. Не может назвать предметы определённого, конкретного цвета. Отсутствует обобщённое представление о цвете, больной не в состоянии выполнить процедуру классификации цветов.

4. Тифлопедагогическая диагностика цветовосприятия

        Диагностика цветовосприятия осуществляется тифлопедагогом как различимость цветового тона с помощью задания: называние цветов, появляющихся в случайном порядке, называние цветов спектра.

Различимость цветового контраста диагностируется с помощью задания: называние красного изображения на зелёном фоне, зелёного на красном, синего на жёлтом, жёлтого на синем, красного на синем.

Диагностика цветового зрения у детей со сложным зрительным дефектом диагностируется по степени снижения чувствительности к основным цветам. У детей с патологией сетчатки и зрительного нерва выделены два основных типа цветовых расстройств.

Первый тип относительно сохранное различение яркости и цветового тона наряду с выраженным нарушением восприятия контраста и формы хроматических изображений.

Второй тип цветовой патологии  - наблюдаются грубые изменения восприятия яркости, цветового тона, контраста и формы хроматических объектов.

Проводится также исследование порядка расположения цветовых тонов в спектре, способность изменять цвета по светлоте и насыщенности, разобраться в сочетании цветов, способности отличать контрастные сочетания от мягких, пастельных тонов, определять на глаз тонкие цветовые различия.

Анализ результатов, полученных в первой серии диагностического исследования, даёт возможность решить вопрос о необходимости, объеме и содержании коррекционной работы по повышению уровня сформированности сенсорных эталонов детей с нарушением зрения.

5. Коррекция нарушений цветовосприятия

          Как было уже отмечено выше - формирование полноценного зрительного образа невозможно без овладения системой сенсорных эталонов.  Как отмечает Л. П. Григорьева, - необходимо соблюдать последовательность в усвоении эталонов и связей между ними внутри каждой системы и затем между системами. Именно поэтому коррекция цветоразличения должна включать в себя дидактические задания, направленные на овладение детьми  системой восприятия эталонов цвета, и, кроме этого, формирование способов обследования цветовых свойств предметов и развитие аналитического восприятия цвета.

       Обобщение материалов по данной теме, в частности таких авторов как, Л. А. Венгер, Л. А. Ремезова, Л. П. Григорьева позволили выстроить определенную схему работы с детьми, имеющими нарушения зрения, позволяющую скоррегировать нарушения цветоразличения.

        В своей деятельности с детьми, имеющими нарушения цветоразличения (цветослабость), я выделила основные направления коррекционной работы:

 - овладение системой цветовых эталонов, где использовались задания направленные на знакомство с хроматическими цветами, с ахроматическими цветами, задания по формированию знаний о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, обучение получению цветовых тонов, знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте.

 - формирование способов обследования цветовых свойств предметов, где дети обучались действиям идентификации и сопоставлении предметов и их изображений по цвету. С детьми проводилась работа, направленная на закрепление знаний о цвете в памяти; закрепление представлений о цвете в пространстве; знакомство со сложными цветами; формирование представлений о теплых и холодных цветах.

  - развитие аналитического восприятия цвета, где выполнение заданий преподавалось в следующем порядке: обучение построению цветовых сочетаний по образцу, по замыслу; развитие способности исключать лишний предмет по цвету в сериационных и классификационных рядах; обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

   

Список литературы

  1.  Венгер, А. А. Отбор детей в специальное дошкольное учреждение [Текст] / А. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1972. – 98 с.
  2. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст [Текст]  / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1968. – 80 с.
  3. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектульной недостаточностью [Текст] : учебное пособие  /  Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалёва. – Спб. : КАРО, 2005. – 304 с.
  4. Григорьева,  Л. П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] :  пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе  / Л. П. Григорьева, М.Э. Бернадская, О. Г. Солнцева. – 2-е изд.  – М. : Школьная пресса, 2007. – 72 с.
  5. Пилюгина. Э. Г.  Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст]  / Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1983. – 93 с.
  6. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушениями зрения [Текст]  : учебно – методическое  пособие для педагога – дефектолога / Л.И. Плаксина. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 87 с.
  7. Ремезова, Л. А. Играем с цветом [Текст] :  формирование представлений о цвете у дошкольников : методика / Л.А. Ремезова. - М. : Школьная Пресса, 2004, - 96 с.
  8.  Форслинд, А. Ф. Цветные загадки [Текст] : весёлые игры и красочные эксперименты / А. Ф. Форслинд; перевод со шведского О. О. Лозовской. – М. : Издательский Дом Мещерякова, 2010. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...

Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"

Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"

Статья  на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....

Презентация на тему: Создание специальных условий для развития, воспитания, обучения детей с нарушениями зрения и слуха.

Как создавать среду в образовательных организациях для комфортного пребывания  для детей с нарушениями, для их полноценного обучения, воспитания и развития....