Проект дистанционного обучения "Мы вместе".
проект

Мусихина Татьяна Валерьевна

Разработка и реализация включения технологии дистанционного обучения в коррекционно-развивающую деятельность логопеда, учителя-дефектолога, психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_vmeste.docx191.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

ПРОЕКТ

«МЫ ВМЕСТЕ»

Разработка  и реализация  включения технологии дистанционного обучения в коррекционно-развивающую деятельность логопеда, учителя-дефектолога, психолога  

Содержание:

Часть 1. Описание проекта…………………………………………………………….3

Тема проекта……………………………………………………………………………3

Краткая аннотация проекта……………………………………………………………3

Описание проблемы, решению которой посвящен проект……………………...4 – 5

Основные целевые группы, на которые направлен проект…………………….........5

Основные цели и задачи проекта………………………………...................................6

Принципы дистанционного обучения (ДО)………………………………………….7

Организация дистанционных занятий…………………………………………....8  – 9 Часть 2. Рабочий план реализации проекта…………………………………………10

Сведения об основных исполнителях проекта……………………………………...10

Материально-техническое обеспечение……………………………………………..10

План реализации проекта (поэтапный)……………………………………………...11

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта; конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе………………………………………………………................................12

Механизм оценки результатов……………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………………13

Тема проекта: «Мы вместе».

Разработка и реализация  включения технологии дистанционного обучения в коррекционно-развивающую деятельность логопеда, учителя-дефектолога, психолога с детьми с ОВЗ.

Краткая аннотация проекта  «Мы вместе».

Заявителем проекта является Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья».  

Проект создан с целью комплексного, системного подхода к коррекции и социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии посредством применения дистанционных технологий в логопедической работе.

Цель: внедрить  методы и средства дистанционного обучения в практику психолог-педагогического воздействия  с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты реализации проекта: данный проект, в сложившейся чрезвычайной ситуации, обеспечит непрерывный процесс коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, а также поможет выработать оптимальную модель учебных занятий с данной категорией детей.

Новизна проекта состоит в использовании инновационных подходов в коррекционно-развивающей работе.

Место реализации проекта: ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья» отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

Описание проблемы, решению которой посвящен проект

Актуальность проекта. В связи с пандемией коронавирусной инфекции в России, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, они стали недопустимы в условиях карантина. Здоровье наших маленьких подопечных теперь напрямую зависит  от соблюдения режима самоизоляции. Тем не менее, сложившаяся пауза в коррекционно-развивающих занятиях с детьми, имеющими  тяжелые нарушения речи, может привести к необратимым последствиям – потере сформированных умений и навыков у детей с ОВЗ, таким образом, сведут все усилия специалистов на нет. В сегодняшних условиях, в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются также и родители детей с ОВЗ, многим из которых не хватает опыта и знаний в развитии своих детей.

Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в поиске новых образовательных моделей. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона  «Об образовании в РФ» предусмотрено «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий» [6].

Таким образом, одним из новых и перспективных направлений может стать дистанционная форма обучения.

Вопросами теории и практики дистанционного обучения (ДО) занимались следующие отечественные исследователи: Ю. Н. Афанасьев, А. А. Ахаян, А. М. Бурлаков, А. В. Хуторской и др. Внедрение их научных исследований в педагогическую практику показывает положительный опыт реализации систем ДО.

По мнению А. В. Хуторского дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования.

Чем же так привлекательно дистанционное образование?

Во-первых, дистанционное обучение как любая система обучения опирается, прежде всего, на достижения педагогических наук (педагогики, дидактики, частных методик).

 Во-вторых, оно привлекательно, конечно же, своей гибкостью. Участники дистанционной формы обучения, как правило, не посещают контактные регулярные занятия, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для получения необходимых ему умений и навыков. Это является большим преимуществом для людей с ослабленным здоровьем и инвалидов.

В-третьих, дает возможность педагогу скорректировать коррекционно-развивающий процесс с учетом умственных и физических особенностей детей с ОВЗ, что обеспечивает индивидуализацию обучения.

Из вышеизложенного мы можем заключить, что в нынешний момент, именно дистанционное обучение должно обеспечить максимальное взаимодействие между обучающимся и педагогом. Применение дистанционных технологий в коррекционно-развивающем процессе будет способствовать непрерывности обучения, индивидуализации учебного процесса, преемственности в работе специалиста с семьей.

Это позволит осуществлять качественное педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также сделает учебный процесс доступным для получателей социальных услуг в сложившейся ситуации.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, зачисленные в  отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, имеющие  отклонения в развитии.

Основные цели и задачи проекта

 Цель проекта: разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе технологии дистанционного обучения.

Для достижения  цели необходимо решение ряда задач:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации дистанционного обучения.
  • Выделить основные формы, методы и виды коррекционно-развивающей работы при обучении детей с ОВЗ на основе дистанционного обучения.
  • Внедрить дистанционное обучение в практику работы логопеда, учителя-дефектолога, психолога.
  • По завершении проекта провести анализ эффективности коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий обучения.

Принципы дистанционного обучения 

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса.

Принцип выбора содержания образования. Содержание коррекционно-развивающих занятий должно соответствовать перспективному планированию работы специалистов и нормативным требованиям ФГОС.

Принцип индивидуализации. Индивидуальная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ и направлена на развитие и проявление творческих особенностей детей с ОВЗ.

Принцип гуманизации. Направленность обучения и образовательного процесса на личность ребенка с ОВЗ; создание максимально благоприятных условий для его развития.

Принцип интерактивности. Возможность значительный объем учебной информации доводить доступными инструментами (обратная связь,  обучающие игры, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами). Данный принцип позволяет поддерживать высокую мотивацию к занятиям у детей с ОВЗ.

Принцип регламентности обучения. Изучение опыта практического применения ДО показывает, что особенно для дошкольников и младших школьников должны быть обеспечены жесткий контроль и четкое планирование.

Организация дистанционных занятий

Основой построения дистанционного обучения являются дистанционные занятия, с помощью которых и осуществляется основное обучение. Дистанционные занятия в некоторой степени похожи на традиционные коррекционно-развивающие занятия. Ключевым отличием дистанционного занятия от традиционного является наличие инструментов, обеспечивающих развитие у детей с ОВЗ необходимых навыков и умений через дистанционные технологии.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая родителем (законным представителем) работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом по телефону: с помощью приложения WhatsApp, социальной сети «ВКонтакте; по электронной почте, а также в режиме онлайн занятий с помощью приложения Zoom. 

Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые дети с ОВЗ отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Средства и формы дистанционного обучения.

В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения:

− печатные издания;

− электронные издания;

− компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

− учебно-информационные аудиоматериалы;

− учебно-информационные видеоматериалы;

− тренажеры;

− дидактические материалы;

− компьютерные сети.

По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

− рассылка печатных материалов занятий, видео транслируемых занятий, аудиоматериалов  по электронной почте, по телефону через приложение WhatsApp, через социальные сети «ВКонтакте;

− посредством проведения видеоконференций в системе Zoom.

При организации дистанционных занятий необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к проведению занятий с использованием компьютера  (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров проводят один раз в день и не чаще 3 раз в неделю. Продолжительность занятия  не должна превышать нормы СанПиН и иметь гибкий индивидуальный подход.

Для снижения утомляемости через 5-7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиологического напряжения. Может использоваться специальная гимнастика для глаз. Комплекс упражнений следует менять не реже 1 раза в месяц.

Занятия на ПК должны проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Включение родителей в единое образовательное пространство через партнерские формы и методы взаимодействия приводит к развитию их педагогических компетенций, что способствует повышению качества образования детей с ОВЗ, уровню их социализации.

Часть 2. Рабочий план реализации проекта

Сведения об основных исполнителях проекта

Ребенок с ОВЗ. Является наиболее значимым участником среды, центральным элементом, на чье развитие и благополучие направлена деятельность всей системы информационно-образовательной среды (ИОС).

Логопед, учитель-дефектолог, психолог. Реализуют дистанционную коррекционно-развивающую работу с ребенком с ОВЗ согласно индивидуальному образовательному маршруту, консультируют родителей (законных представителей)  в рамках учебного процесса. В ходе обучения они использует  печатные, электронные издания, дидактические материалы, аудио и видео материалы, в том числе, практические задания и др.

Родитель (законный представитель) ребенка с ОВЗ. Родитель – важный участник ИОС, являющийся значимыми в жизни и образовании ребенка с ОВЗ. Осуществляет сопровождение ребенка с ОВЗ, выполняет с ним работу в сфере дополнительной части индивидуальной образовательной траектории (практические задания, предложенные логопедом).

 

Материально-техническое обеспечение

Комплект учебного оборудования  включает:

1.        Системный блок с монитором, клавиатурой и мышью.

2.        Комплект из двух акустических систем.

3.        Принтер.

4.        Сканер.

5.        Веб-камеру.

6.        Планшет или телефон.

7.        Микрофон.

8.      Методические и учебные материалы, диски с электронными обучающими играми издательства «Учитель».

План реализации проекта (поэтапный)

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный этап

Сбор базы данных родителей (законных представителей). Подключение и проверка подключения к системе Zoom.

 С 27.04.2020 года по 30.04.2020 года

Логопед

 Ж. В. Цыганкова

Учитель-дефектолог Мусихина Т.В.

Психолог Абрамова С.Н.

Практический этап

Проведение коррекционно-развивающих занятий с применением дистанционных технологий согласно календарно-тематическому и индивидуальному планированию работы.

С 06.05.2020 года и по окончании срока самоизоляции, в связи с коронавирусной инфекцией

Логопед

 Ж. В. Цыганкова

Учитель-дефектолог Мусихина Т.В.

Психолог Абрамова С.Н.

Оказание родителям (законным представителям) консультативной помощи в инклюзивном  сопровождении детей с ОВЗ

С 06.05.2020 года и по окончании срока самоизоляции, в связи с коронавирусной инфекцией

Логопед

 Ж. В. Цыганкова

Учитель-дефектолог Мусихина Т.В.

Психолог Абрамова С.Н.

Завершающий этап

Подведение итогов проекта, оценка эффективности дистанционного обучения

По окончании режима самоизоляции

Логопед

 Ж. В. Цыганкова

Учитель-дефектолог Мусихина Т.В.

Психолог Абрамова С.Н.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта 

Основным результатом проекта станет разработка эффективной рабочей модели деятельности учителя-логопеда в сложившейся эпидемиологической ситуации. Таким образом, будет достигнута цель проекта: внедрение дистанционных технологий в практику психолого-педагогического воздействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Конкретные ожидаемые результаты:

  • непрерывность коррекционно-развивающего процесса;
  • положительная динамика в развитии у детей с отклонениями в развитии;
  • повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в способах оказания помощи своему ребенку в процессе инклюзии;
  • обеспечение необходимого уровня социализации и самореализации детей с ОВЗ.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Данный проект может послужить альтернативной моделью последующего обучения детей с ОВЗ при помощи дистанционных технологий, которые в силу удаленности или своих физических особенностей не могут посещать контактные занятия в нашем реабилитационном центре,

Механизм оценки результатов

Критериями качественной оценки проекта станут позитивные изменения в развитии детей с ОВЗ, а также удовлетворительные отзывы родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.

Критериями количественной оценки послужит контрольный мониторинг уровня развития детей с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения [Текст] : методическое пособие. - М.: РАО, 1999, - 120 с.
  2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование, 2011: [электронное научно-техническое издание] : http: // technomag.edu.ru/doc/172651
  3. Применение дистанционных технологий в обучении детей, имеющих

ограниченные возможности здоровья [Текст] : Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 2013. – 159 с.

  1. СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях [электронный ресурс] : http://docs.cntd.ru/document/902227775
  2. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [электронный ресурс] : http://zakon-ob-obrazovanii.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

продвижение проекта "Поможем детям вместе"

Хотим начать с того, что делать добро – это всегда приятно, а главное добро – это смысл жизни.В 2009 году ученики 11а класса впервые решили организовать сбор макулатуры, а  полученные деньг...

Социальный проект "Клуб "Мы вместе""

В 2007-2008 году был успешно реализован проект клуб « Радость» при поддержке Комитета по молодежной политике ХМАО-Югры. Создание клуба "Мы вместе" - это продолжение начатого...

"ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ" /1 место в муниципальном Конкурсе социальных проектов «Историю пишем вместе». Декабрь 2016 года/

    В декабре 2016 года состоялся муниципальный Конкурс социальных проектов «Историю пишем вместе», в котором приняли участие 8 школ нашего района: 3 средних и 5 основных....

Дистанционное обучение вместе с Яндекс.Учебником

Дистанционное обучение вместе с Яндекс.Учебником...

Проект "Легко если вместе"

О взаимодействии воспитателей детского дома и учителей школ по развитию положительной мотивации учебного процесса....