Проблемы влияния гаджетов на развитие речи.
статья

Головина Инна Викторовна

Проблемы влияния гаджетов на развитие речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы влияния гаджетов на развитие речи.

В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами (планшетными устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронными устройствами представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей.

У детей, использующих электронные игрушки, слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации.

Ослабление и обеднение связей между родителями и детьми, иногда доходящее до полного непонимания и отчуждения, различные варианты бегства от реальности в виртуальные удовольствия, снижение управляемости поведением детей уже достигли масштабов глобальной междисциплинарной и межведомственной проблемы, находящейся в пространстве профессиональной ответственности медицины, психологии, педагогики, социологии, информатики, образования, культуры и др., заслуживающей всеобщего внимания и обсуждения.

По данным исследований 74% семей регулярно использовали гаджеты для раннего развития, а также для отвлечения и утешения ребенка, при нарушениях поведения (капризы, истерики), для скрашивания долгого ожидания в поездках, очередях, на приеме у врача, чтобы ребенок не мешал беседовать со специалистом; для приобретения личного времени (время для разговоров по телефону, выполнения срочной работы и уединения). По данным анкетирования родителей, современный ребенок начинает знакомиться и активно взаимодействовать с гаджетами с первых лет жизни. Наблюдается отчетливая тенденция к снижению возраста знакомства и активного взаимодействия детей с гаджетами.

Телевидение постоянно присутствует в жизни 96,2% семей. Многие дети познакомились с ним и регулярно смотрят телепрограммы с возраста от 6 мес. до 3 лет. Причем большинство детей смотрят телевизор без взрослых. Постоянно работающий телевизор как звуковое сопровождение обнаруживается у 43,1% семей. Многие дети пользуются гаджетами самостоятельно (могут запускать игры, включать музыку или мультфильмы, просматривать фотографии).

Возраст от 0 до 3 лет — это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления. Это время зарождения самосознания и появления первичной самооценки. В этом возрасте возникают особые эмоциональные отношения с близкими. Ребенок знакомится с границами и правилами окружающего мира и пытается подчинять им свое поведение. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые электронные устройства могут необратимо навредить ребенку.

Доминирующей высшей психической функцией ребенка до 3 лет является восприятие — зрительное, слуховое, кинестетическое. Детей привлекает полимодальный сенсорный опыт, получаемый без особых усилий, от техногенных приспособлений (оживающие, трансформирующиеся под пальцами картинки, многообразие цветов, форм, графических композиций, иллюзии объемности и глубины пространства, богатое звуковое сопровождение, ощущение вибрации). Нажатие кнопок, прикосновение к экрану планшета сопровождается изменением содержания, что у детей раннего возраста часто выступает в качестве желаемого игрового результата. Таким образом, в жизни ребенка появляются стереотипно закрепленные двигательные и речевые программы, повторяющиеся примитивные музыкальные фрагменты вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры. Манипуляции с планшетом заменяют эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений.

Одним из наиболее частых и ранних последствий гаджетов являются нарушения речевого развития и коммуникации, негативно отражающиеся на формировании мышления, усвоении социальных навыков, на познавательной активности ребенка и на его поведении.

Артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Исключительно мотивация постичь мир взрослых заставляет ребенка трудиться над расширением активного словаря, над шлифовкой правильного произношения. Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями (наполненное смыслом общение со значимым взрослым) — это движущая сила речевого развития. Позитивно окрашенная реакция родителей, их заинтересованное внимание к речи ребенка, эмоционально насыщенное ежедневное вербальное общение, чтение книг, заучивание стихов и песенок, комментарии, адресованные ребенку родителями по поводу происходящего на улице и дома, все это обязательные составляющие поддержания высокой мотивации к вербальному общению ребенка и развитию у него речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние гаджетов на речевое развитие детей

В данной статье рассматривается негативное влияние гаджетов на речевое, интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей до 6-7 лет. Статья будет интересна родителям дошкольников и младших шк...

консультация для родителей"Влияние гаджетов на развитие ребенка"

laquo;Влияние гаджетов на развитие ребенка»Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка. Многие родители не осознавая последствий, специально дают своим детям гаджеты. Цели мог...

Влияние занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр.

Современные дети, к сожалению, не умеют играть.Важно учить дошкольников игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка. Решению этой задачи способствуют занятия по развити...