Система работы воспитателя по экологическому воспитанию и здоровьесбережению в рамках реализации АООП НОО и АООП ООО
методическая разработка

Система работы воспитателя поэкологическому воспитанию и здоровьесбережению в рамкох реализации АООП и АООП ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 27»

Система работы воспитателя

 по экологическому воспитанию

 и здоровьесбережению

  в рамках реализации

АООП НОО и АООП ООО

                                          Воспитатель: Балабанова Т.В.

   

Пятигорск.  2020 г.

Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших  учеников достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека - созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости и трудолюбия.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС ОО), предусматривается формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование основ экологической культуры; подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Начальной ступенью формирования экологической культуры личности является экологическая грамотность. В основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил эколого ориентированного поведения и является одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Экологическое образование и воспитание школьников с нарушениями слуха определяется основной целью – формированием у детей целостного представления об окружающем мире, о месте человека в нем. Реализация этой цели достигается путем личностного речевого и интеллектуального развития ребенка через приобщение его к миру природы, через усвоение элементарных системных представлений о природе, о человеке, о взаимосвязях и взаимоотношениях между ними.

Экологическое образование - это неразрывная часть общего образования, потому что в основе экологического образования лежат знания о природе, которые изучаются в процессе общего образования. Особенность экологического образования состоит в том, что его содержание составляют специфические знания, умения и навыки.

Задачи экологического образования учащихся:

1.Обеспечить формирование у учащихся с нарушениями слуха экологических знаний.

2. На основе экологических знаний содействовать превращению их в убеждения учащихся.

3.Способствовать осознанию учащимися необходимости постоянной заботы об окружающей среде и бережном к ней отношении.

4. Подготовить учащихся к активной повседневной деятельности по охране природы.

5.Воспитывать моральную ответственность каждого человека за благополучие природной среды.

6.С раннего детства прививать потребность систематически общаться с природой.

7.Формировать у учащихся способность эмоционального восприятия природы, чувства любви и уважения к ней.

8. Развивать устойчивый интерес к изучению природы и желание передавать свои знания природоохранного характера другим.

9.Сформировать у учащихся с нарушенным слухом как равноправных граждан Российской Федерации экологическую культуру.

При обучении и воспитании глухих и слабослышащих школьников особое внимание уделяется тому, чтобы дети на доступном им уровне понимали взаимосвязи развития общества и природы. Более сложная, но вполне доступная задача – выработка бережливого и заботливого отношения к объектам природы, растениям, животным, водоёмам, лесам, рощам, лугам. И осознание необходимости постоянно укреплять своё здоровье.

. Во внеурочной деятельности дети учатся вести наблюдения за растениями и животными, за погодой и сезонными изменениями в природе на экологических прогулках и экскурсиях. У детей вырабатываются умения и навыки распознавать представителей растительного и животного мира ближайшего окружения. Складывается привычка проявлять заботу о растениях и животных в разные сезоны года.

На основе приобретённых знаний воспитывается любовь к природе, а вместе с ней развивается способность к глубокому восприятию красоты природы и чувство бережного отношения к ней.

Внеурочная работа со школьниками с нарушением слуха имеет свои особенности и требует соблюдения определённых условий:

1.Непременным условием является тесная взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности: внеурочная работа проводится после изучения программного материала.

2. Важное значение имеет учёт возрастных особенностей и уровня развития детей.

3. В работе с детьми с нарушениями слуха возрастает значение полноты и чёткости информации об экологическом факте, обсуждения полученной информации с детьми, организация детской деятельности по мотивам информации и применения их в конкретных жизненных ситуациях.

Под информацией понимаются наблюдения, полученные в ходе экскурсии или учебной прогулки, это и аудио-, видео-, компьютерная информация благодаря которой мы совершаем виртуальные путешествия по самым красивым местам нашей Родины и всего мира.

Важнейшим видом внеурочной деятельности являются природоведческие экскурсии, экскурсии-игры и прогулки экологического содержания. Они проводятся в течение всего учебного года, в разные сезоны: осенью, зимой, весной. Содержание экскурсий меняется не только по сезонам года, но и по месяцам внутри каждого сезона. Меняются и формы организации и проведения внеурочных мероприятий, но сезонный принцип соблюдается неукоснительно.

Экскурсионная работа, в силу своей коррекционно-компенсаторной направленности, приобретает особое значение. Во-первых, эти дети обучаются в условиях школы-интерната, их социальное общение ограничено, следовательно, важность специально организованной работы по изучению окружающей действительности, в частности экскурсий возрастает.

Во-вторых, в силу особенностей развития мышления у глухих детей школьного возраста, большей в сравнении со слышащими роли наглядно-чувственного мышления, непосредственное общение с окружающим в ходе экскурсий положительно влияет на усвоение знаний, активизацию речевого развития, познавательных интересов, интеллектуальных способностей и дарований каждого.

Помимо экскурсий и прогулок используются подвижные игры природоведческого содержания, такие как «Одни остаются, другие улетают», « Птицы на кормушке», «Хитрая лиса и ловкие мышки», «Экологическая эстафета» и др.

Проводятся общешкольные линейки:

- «Проводы осени»

-«День Земли»

- «Берегите животных»

- « Год экологии в России»

 - совместное мероприятие с кинологами МЧС «Скоро лето. Скоро поход. Как вести себя в походе»

Правильно организованные наблюдения за явлениями природы возбуждают познавательный интерес, активизируют деятельность учащихся.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, играет практическая, исследовательская работа. Знания, полученные учеником, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Во многих классах учащиеся активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности. Учащиеся 10а и 10 б кл. приняли участие в Международном конкурсе «Законы  экологии» по проекту «Год экологии в России». Под руководством Негуляевой Е.Ю. и Даниловой Л.В.  воспитанники изучили тему «Законы экологии» и разобрали вопросы предыдущего конкурса.  Ребята получили дипломы и сертификаты участников.

Учащиеся 8А класса приняли участие Во Всероссийском конкурсе «Педлидер» в номинации исследовательской работы обучающихся в области экологии . Получены дипломы

и в XIII Всероссийском дистанционном конкурсе «Достояние страны» в номинации «Осенние фантазии». В рамках проектной деятельности были подготовлены пять презентаций для кабинета биологии и географии.

Учащиеся 5А класса также проводят исследовательскую работу. Они посадили семена и наблюдают за ростом растений, ежедневно производят уход за ними и фиксируют свои наблюдения.

Программа  «Экологического воспитания  и здоровьесбережения»  предусматривает формирование здорового образа жизни воспитанников. В рамках этого направления проводятся разнообразные мероприятия:

- «Путешествие по стране Здоровья». Это был совместный праздник старшеклассников и младших учащихся. Ребята путешествовали по станциям здоровья с  любимыми сказочными героями.

- В поисках рецепта здоровья

- Как определить качество продуктов

- Вредные привычки

- Основы правильного питания

- Гигиенические основы режима дня школьников

- Физическая культура и здоровье

- Внимание – грипп!

- Стоп ВИЧ / СПИД!

- Надень маску – защити себя от коронавируса.

Ребята всех возрастов активно участвуют в озеленении и уборке территории.

        Для того чтобы выяснить уровень сформированности  основных экологических компетенций необходимо проводить своевременный мониторинг. Это необходимо для организации целостности образовательного процесса, проведения корректирующих мероприятий в случае их необходимости.

На сегодняшний день проведен первый этап оценки общих компетенций воспитанников.  Были предложены анкеты и проведен их анализ.

Анкета «Бережное отношение к природе» (для учащихся)

  1. Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:

А) С красивой окраской?

Б) С необычным  поведением?

  1. Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:

А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый  букет?

Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?

  1. После отдыха с родными в лесу ты:

А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?

Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?

Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:

А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?

Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?

Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охран природы:

А) Ничего, я еще маленький.

Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу.

Анкета «Мое здоровье» (для учащихся)

Поставь соответствующий кружок рядом с позицией, с которой ты согласен: 3 – да; 2 – частично; 1 – нет.

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни

 а) из-за простудных заболеваний;

 б) из-за отсутствия закалки;

 в) по другим причинам.

Делаешь ли ты утреннюю зарядку?  _________

Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры? ____

Ты занимаешься на уроке физкультуры:

            а) с полной отдачей;

            б) без желания;

            в) лишь бы не ругали.

Занимаешься ли спортом дополнительно?

А) в школьной секции;

б) в спортивной школе.

6. Оцени степень своей успешности сегодня на уроке:  

математики;

физкультуры;

 русского языка;

окружающего мира;

      д) технологии.

Были ли физкультурные паузы на ваших уроках? __

Обработка результатов дала положительные результаты. Большинство воспитанников имеет высокий уровень сформированности  основных экологических компетенций:

Отвечая на 1 вопрос «Гуляя в лесу с родителями, куда ты пойдешь?» 90% воспитанников ответили «По хорошей тропинке, не вредя растениям».

Отвечая на следующий вопрос 80% детей ответили, что после отдыха с родными в лесу попытаются собрать мусор и вместе с родителями выбросить его потом в урну.

К единогласному 100% мнению пришли все дети, что лучшее, что можно сделать для охран природы это «Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу».

Таблица 1.

Следующим шагом станет разработка фонда оценочных средств для мониторинга общих компетенций и разработка положения о системе  оценки достижений учащихся по освоению АООП.

На основе проделанной работы были сделаны следующие рекомендации:

Необходимо строить учебный процесс так, чтобы все учебные предметы несли определенную экологическую нагрузку.

На уроках и внеклассных мероприятиях шире использовать занимательный материал: наглядные схемы, модели, экологические сказки, загадки.

Педагог должен выводить учащихся на понимание взаимосвязей общества и среды, основных противоречий этих взаимоотношений и взаимозависимостей; понимание роли места человека в природе.

Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся. Нельзя навязывать эти правила, нужно целенаправленная продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС»

описание системы работы ГБОУ СОШ с.Черный Ключ по здоровьесбережению в условиях введения ФГОС...

Система работы по здоровьесбережению в средней школе

Представлен опыт работы по реализации программы "Здоровье"  в средней школе. Анализируются проблемы общего характера и присущие Березовской школе. Раскрыты направления деятельности, формы работы....

Игровая технология в системе работы по экологическому воспитанию учащихся 9-х классов.

Статья, освещающая роль применения игровой технологии на уроках английского языка при работе с экологическим воспитанием учащихся средней ступени обучения....

Система работы по формированию здорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника

Система работы по формированиюздорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников в летний период

Главное - увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае дети будут с большим удовольствием посещать детский сад в ле...

Статья «Система работы по здоровьесбережению обучающихся с ОВЗ»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26211490","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Солоп М.И.,директор КОУ «Радужнинская школадля обучающихся с ограниченнымивозможностя...