Статья "Коррекционная кинезиология"
статья

Рассадина Галина Викторовна
Статья "Коррекционная кинезиология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида

Выступление по теме:

«Коррекционная кинезиология»

Составитель: Г.В.Рассадина

Комсомольск-на-Амуре

Оглавление

1.Проблема школьных стрессов и их преодоление__________________________стр 3.

2.Коррекционная кинезиология__________________________________________стр 4.

3 Описание психофизиологических упражнений___________________________стр 6.

1. Проблема школьных стрессов и их преодоления

В последнее время после проведения целого ряда исследований по изучению состояния здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, все больше специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования.

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркнем лишь некоторые из них.

Первое.

Дети и подростки – наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья.

Второе.

Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести родители и школа.

И, наконец, третье. Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки. Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складываетсяПсихическая нагрузка – это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в процессе деятельности. (Можем добавить к этому, что повышение ответственности за результаты своей деятельности также резко увеличивает психическую нагрузку. Не потому ли перегруженные школьники выбирают путь безответственности и беспечности? Может быть, они просто интуитивно уберегают себя от перегрузок? – В. С.)

В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков. В программе «Поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами» (Сазонов В.Ф., 1996) дается следующее определение психической перегрузки: в старшем возрасте.

Психическая перегрузка – это действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Даже профессиональные дефектологи испытывают дефицит методических приемов для работы с детьми и подростками, находящимися в состоянии психоэмоционального стресса. Однако сама жизнь заставляет школьных учителей считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала. В статье «Психотерапия в валеологическом аспекте» В.В. Ендолов и В.Ф. Сазонов (1999) выдвинули положение о том, что в школах давно ведется психотерапевтическая по своей сути работа под названием педагогической или психологической коррекции. Пора подключать к этой работе психофизиологические методы коррекции психоэмоционального состояния учащихся.

2. Коррекционная кинезиология

Краткое описание:

Дано понятие коррекционной кинезиологии как методики коррекции (исправления) психоэмоционального состояния человека с помощью биообратной связи и "телесного раппорта".

Концепция коррекционной кинезиологии

Коррекционная кинезиология - это методика коррекции (исправления) психоэмоционального состояния человека с помощью биообратной связи и "телесного раппорта", установленных между корректором и его клиентом с помощью непроизвольных изменений мышечного тонуса, обеспечивающих им состояние взаимной подстройки.

Раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и лёгкости, которое позволяет людям хорошо контактировать друг с другом и устраняет фильтры сознательного критического восприятия.

Телесный раппорт в коррекционной кинезиологии - это взаимное доверие и взаимопонимание на уровне тела, явно проявляющееся в непроизвольных изменениях мышечного тонуса, сопровождающих изменения психоэмоционального состояния.

Телесный раппорт позволяет кинезиологу не только тесно взаимодействовать с психоэмоциональным состоянием клиента, но и кинестетически "якорить" достигнутое в результате коррекционных действий позитивное психоэмоциональное состояние.

Коррекции в коррекционной кинезиологии проводятся не руками, как это видится со стороны, а за счёт своеобразного «психоэмоционального резонанса» психики кинезиолога с психикой клиента. Движения руками при этом лишь обеспечивают телесный раппорт, необходимый для такого резонанса. Именно этим глубоким психоэмоциональным резонансом можно объяснить нередко возникающие явления эмоционального истощения и повышенной усталости, наступающие у кинезиолога после проведённой коррекции, не сопоставимые по уровню с мышечной нагрузкой, полученной им за время проведения сеанса.

Коррекционные действия в коррекционной кинезиологии первоначально разрабатываются в качестве уникальных индивидуальных процедур по конкретной проблеме клиента, а затем начинают применяться как неспецифические универсальные коррекции.

Можно образно сказать, что коррекционная кинезиология использует контролируемый плацебо-эффект. Можно также сказать, что используется эффект самовнушения,только это самовнушение делается с помощью кинезиолога-корректора. В этом как раз и заключается специфика метода!

В основе методики коррекционной кинезиологии лежат следующие явления:

1. Идеомоторные реакции.

Термин «идеомоторные действия» был предложен в 1852 году Уильямом Карпентером для объяснения механизмов колебаний ивового прута, рамки и маятника в лозоходстве, вращения стола медиумами и движения стрелки на доске «уиджа»Карпентер полагал, что мышечное движение может быть инициировано мозгом независимо от воли самого человека или его эмоций. Мы можем не отдавать себе отчёта в этом на сознательном уровне, но нашему разуму могут что-либо внушать как другие люди, так и окружающие нас обстоятельства.Эти внушения могут влиять на непроизвольные мышечные движения и моторное поведение.

Идеомоторные реакции обеспечивают в коррекционной кинезиологии совершенно явную и заметную "визуализацию" скрытых подсознательных реакций, т.е. делают их доступными для наблюдения и регистрации. В виде изменения мышечного тонуса и/или мышечного сопротивления из идеального мира психики в реальный мир выходят подсознательные реакции как клиента,так и самого корректора. Участие в мышечных реакциях сразу двух психик и двухсубъектов - корректора и клиента - представляется очень важным фактом, так как благодаря этому обстоятельству такой своеобразный невербальный "мышечный" разговор с подсознанием может протекакть как в режиме диалога между двумя психиками,так и в режиме монолога и выдавать в этом случае ответы либо только из психики клиента, либо только из психики самого корректора. Но при этом ценность идеомоторных реакций остаётся высокой в обоих случаях: отражают ли они подсознательные реакции клиента или подсознательные реакции корректора, т.к. в обоих случаях они дают доступ к подсознанию, из которого трудно извлечь информацию в доступном виде любым другим путём. Важно, что сведения из подсознания и/или эмоциональной сферы,полученные путём идеомоторных реакций, не подвергаются по пути интерпретации со стороны сознания, как, например, в случае пересказа сновидений или различных вариантов интроспекции.

Принципиально важным отличием коррекционной кинезиологии от других методов, также использующих идеомоторные реакции (маятник,лоза,рамка и т.д.) является то, что в ней идеомоторную реакцию формирует не сам корректор в одиночку, а два человека - корректор и его клиент, которые находятся при этом в особом состоянии телесного раппорта и психоэмоционального резонанса.

В коррекционной кинезиологии идеомоторные реакции делают интуицию видимой и позволяют отделить её от логики.

2. Функциональная мышечная слабость.

3. Мышечное тестирование (мышечный мониторинг).

4. Обратная связь («биообратная связь») между корректором и его клиентом, в которую не включено сознание.

5. Психоэмоциональный резонанс между кинезиологом-корректором и его клиентом.

 Психоэмоциональных резонанс - это достижение сходных психоэмоциональных состояний у корректора и его клиента без использования сознания в качестве посредника.

В интересах проведения коррекции вначале психика корректора подстраивается под состояние клиента, а затем, после достижение необходимого уровня раппорта, наоборот, производится подстройка психики клиента под психоэмоциональное состояние корректора, играющего в этом случае роль позитивного шаблона. Стоит ещё раз подчеркнуть, что психоэмоциональный резонанс формируется автоматически и непроизвольно, минуя этап осознавания.

3. Описание психофизиологических упражнений.

  • Упражнение «Лобно-затылочный обхват» («Фронтально-окципитальная позиция»)

Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.

Выполнение:

На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но в более тяжелых случаях будет эффективнее, если руки будет накладывать кинезиолог, близкий человек или просто человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову.

Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Особенно это важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

Могут быть различные варианты использования этого упражнения:

  • Настройка на работу

Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми). Выбор рук произвольный. Вслед за ведущим или самостоятельно повторять следующий текст: «Все плохое у меня – позади. Все хорошее – впереди. Я полностью присутствую здесь и сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на уроке. Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хорошо понимаю учителя. Я хочу получить пользу от этого занятия. Я готов к работе». Повторить 2–3 раза.

2.Снятие стресса

Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.

Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.

2. Упражнение «Точки земли»

Предназначено для лучшего понимания получаемой информации.

Выполнение:

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой (точка VC-24 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – к лобку. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. Упражнение «Точки пространства»

Предназначено для лучшего восприятия зрительной (визуальной) информации.

Выполнение:

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке над верхней губой под носом (точка VG-26 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки – к копчику (окончание позвоночника). Дыхание произвольное. Держать так в течение 30 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. Упражнение «Точки равновесия»

Предназначено для гармонизации мыслительной деятельности и усиления концентрации внимания.

Выполнение: Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке за сосцевидным отростком (за ухом), а ладонью другой руки накрыть область пупка. Держать в течение 30–45 секунд. Дыхание произвольное. Перенести пальцы на другую сторону головы. Держать столько же.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

5. Упражнение «Массаж трех зон» («Кнопки мозга»)

Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма. Мы очень широко применяем это упражнение в своей коррекционной практике. Его можно применять как мини-зарядку каждое утро.

Выполнение:

1) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести легкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины (точки К-27 по акупунктурной классификации). Массировать 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

2) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж «губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая – в ямке между нижней губой и подбородком (точки VG-26 и VC-24 по акупунктурной классификации). Массировать точки 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Ладонью другой руки провести легкий массаж (растирание) области копчика. Растирать копчик 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

  • Упражнение «Знак бесконечности»

(«Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»)

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

Выполнение:

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

7. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте»

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

Выполнение:

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Полезным дополнением к описанному упражнению будет следующее: при выполнении перекрестных движений коленно-ладонные соприкосновения постепенно переходят в коленно-локтевые. Такое коленно-локтевое перекрестное движение называется по-английски «кросс-кролл». Его очень широко применяют в образовательной кинезиологии (см.: Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998).

1. «Кнопки мозга». Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3. «Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки». Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

6. «Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга».Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.. Укрепляют наружные глазные мышцы ,снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки» Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.

8. «Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

9. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5–8 раз.

10. «Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии: коррекция и развитие интеллекта методом кинезиологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОМ КИНЕЗИОЛОГИИ.Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтеньДля ребенка 6 - 17 лет средой жизне...

Возможности использования образовательной кинезиологии в обучении школьников

Образовательная кинезиология предоставляет возможность учащимся любого возраста раскрыть свои способности и сделать их действенными посредством определённых двигательных упражнений....

Развивающая программа - кинезиология.

Что такое кинезиология?Применение данной программы на уроках в школе....

Кинезиология

Лечебная гимнастика. В данном разделе предсавлен 1 блок. Если кому-то понадобится еще пишите, вышлю...

Презентация "Использование образовательной кинезиологии в учебном процессе"

Данный материал раскрывает понятие кинезиология и дает описание применения данной технологии в учебном процессе.КИНЕЗИОЛОГИЯ –наука о развитии умственных способностей и физического здоровья чере...

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии

Презентация на тему  " Коррекция проблем обучения методами кинезиологии"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КИНЕЗИОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учёные пришли к выводу, что межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологичес...