Педагогические средства развития математических представлений у дошкольников с УО
статья

Ирина Александровна Плеханова

Проблема формирования математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта является значимой для организации процесса их обучения, воспитания и социализации.

Особенностью развития элементарных математических представлений у дошкольников с ИН является направленность на умения применять полученные математические знания в повседневной жизни. Проанализировав содержание и задачи развития ЭМП у дошкольников с умственной отсталостью, мы остановились на специфике данного процесса, обусловленных нарушениями характерными для детей с нарушением интеллекта. При организации работы по развитию элементарных математических представлений педагог должен представлять особенности восприятия учебного материала данной категорией детей. Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании задачи, математического задания. Фрагментарность восприятия является одной из причин ошибочного счета. Слабая активность восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые цифры, геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Сложности пространственной ориентировки приводят к тому, что дети не ориентируются в положении от себя и в пространстве.

Для формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением интеллекта используются разнообразные педагогические средства, которые мы описали в параграфе и которые максимально ориентированы на обучение использованию математических знаний в практике. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические средства развития математических представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями

В процессе обучения математике дошкольников с нарушением интеллекта используются разнообразные педагогические средства.

К ним относятся методы и приемы, стимулирующие мыслительную активность ребенка (словесные методы, наглядные, проблемные ситуации),   игровые технологии, индивидуально -дифференцированный подход (разно-уровневые задания), ситуации успеха, компетентно - ориентированное обучение (исследовательские работы, проектная деятельность), информационно-коммуникативные технологии и др.

Слово педагога –это важнейшее средство обучения и воспитания ребенка с ИН.

При организации деятельности детей на занятии по математике педагог при объяснении материала должен излагать свои мысли четко и лаконично. Учитывая специфику восприятия детей с нарушением интеллекта и самого предмет, изобилующего абстрактными понятиями, рассказ педагога требует эмоциональности и выразительности. Темп речи особый – замедленный, постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания нового материала. Если педагог говорит быстро, ребенок может потерять нить рассказа.

Важнейшими условием при формировании математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядность преподнесения материала. Умственно отсталый ребенок имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, такие дети имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственная практика, которая лежит в основе обучения и с которой начинается путь к абстрактно - логическому мышлению, у них ограничена. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения материала, коррекции мышления и речи детей. Важно соединить наглядность с практической деятельностью. Поэтому занятия математикой интегрируются с изобразительной деятельностью, конструированием, когда дети, например, усвоенные цифры собирают из элементов, лепят, рисуют.

Наглядные пособия, которые используются на занятиях по математике должны содержать основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание я в сторону от основной цели, которой добивается дефектолог при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

Необходимо заранее определить, когда и какая наглядность необходима, какая работа будет с ней проводиться. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно.

В дошкольном возрасте особое место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, развитие умения ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра, как и любая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания активности детей, она стимулирует психические процессы, позволяет вызывать у детей интерес к изучаемому материалу.  В ней дети охотно преодолевают значительные трудности.

 Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного образования. Они представляют собой занимательный математический материал, способствующий развитию сенсорных процессов, ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т.д.), развития наблюдательности, внимания, памяти, мышления, счетных умений, речи, представлений об окружающем. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: игры с цифрами и числами, игры – путешествия, игры на ориентирование в пространстве, игры с геометрическими фигурами; игры на развитие логического мышления.

Эффективны для занятий оп математике информационно- компьютерные технологии. В настоящее время чаще всего на занятиях по математике используются два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы педагога с группой детей и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки.

Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе PowerPoint показал, что повышается качество занятия. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. На занятиях используются электронные приложения разного вида: иллюстрации и демонстрации аудио- видеоряда; приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок.

С целью развития интереса к предмету, повышения познавательной активности детей с нарушением интеллекта практикуются нетрадиционные и интегрированные занятия.

Нетрадиционные занятия необычны по замыслу, организации, методике проведения, на них создаются условия для самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию. Например, путешествие в страну цифр с музыкальным сопровождением, лепкой и т.п.

 Интегрированные занятия позволяют учесть опыт ребенка, разнообразить методы и приёмы работы уменьшать затраты времени на усвоение знаний.

В процессе всех занятий происходит закрепление математического материала. Например, на занятиях физкультуры, дети закрепляют порядковый счет, прыгнуть, преодолев определённую длину и т.п.

На занятиях по развитию речи происходит обогащение математического словаря.

Педагогические и психологические исследования показывают, что умственно отсталые дети, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении различных бытовых и трудовых ситуаций, у них не возникает ассоциаций между определенными математическими знаниями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций.

 Следовательно, задача всех специалистов, работающих с ребенком создавать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи возникали.

Значимым потенциалом в формировании математических представлений детей с нарушением интеллекта выступает проблемное обучение, организованное на доступном уровне. При решении заданий, которые вызывают затруднения дети пытаются самостоятельно найти ответ

Полезны задания, связанные с моделированием, использованием моделей и конструированием.

В последнее время в практику работы детского сада активно внедряется проектный метод. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Проекты в разных вариантах возможно использовать и в рамках формирования математических представлений детей.

Таким образом, специфика развития умственно-отсталого дошкольника обуславливает необходимость подбора наиболее адекватных и эффективных средств в процессе формирования элементарных математических представлений детей, стимулирования их потребности в овладении знаниями, повышения интереса к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихс"

Презентация проекта «Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихся» разработана в соответствии с требованиями к педпроекту. Может использоватьс...

Выступление на педагогическом совете «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэ...

Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

В своей работе с детьми по развитию математических способностей широко использую театрализованную деятельность. (из опыта работы) ....

Методическая разработка «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Рабочие тетради по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением интеллекта

Данная рабочая тетрадь представляет методический комплект к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта по развитию элементарных математ...