Игровая деятельность детей с ЗПР.
материал

Витвенская Светлана Александровна

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_24_sen.doc42.5 КБ
Office presentation icon igry_zpr_24_sent.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей с Вами встречи и моего небольшого доклада звучит так:

Слайд тема

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР.

Слайд, что развивается в игре

  1. Для начала, мы с Вами определим, что такое игровая деятельность.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, в процессе которой происходит гармоничное развитие психики и интеллекта, познание окружающего мира и овладение представлениями о социальных взаимоотношениях.

Слайд с цепочкой цель-мотив-действие

2. Любая деятельность человека определяется какой-либо целью. Возникает мотивация к достижению этой цели, и, соответственно, выполняются действия, которые приводят к желаемому результату.

Слайд игровой интерес и игровые действия.

3. В отличие от других видов деятельности, у игры есть некоторые специфические черты.

Одна из них заключается в том, что в игре отсутствует как таковая видимая цель. Мотивация проявляется в естественном игровом интересе. Действия реализуются в самом процессе игры. Ребенок  играя, просто получает удовольствие и никаких целей он не преследует.

Игровой интерес возникает естественным образом и на протяжении дошкольного возраста именно он стимулирует познание окружающего мира и выводит игровые действия на ведущие позицию.

Теперь, что касается непосредственно самой игры.

Слайд  этапы развития игры

4. Известным советским психологом Даниилом Борисовичем Элькониным были выделены следующие этапы развития игровой деятельности.

Предметно-манипулятивная игра, которая присуща детям двух-, трехлетнего возраста.

Слайд с ребенком, играющим в песок

На этом этапе дети активно познают особенности и свойства предметов, учатся функциональному использованию предметов.

Слайд с малышами в группе

Игровое взаимодействие главным образом строится между ребенком и взрослым. Находясь рядом, друг с другом дети не играют.

Слайд с девочкой с коляской, мальчик с инструментами

В этом возрасте у  детей появляются элементы сюжетно-ролевой игры. Подражая взрослым, девочки кормят ложечкой куклу, качают ее, мальчики занимаются ремонтом, загружают и разгружают грузовики. Но как таковые, ни роль, ни сюжет не озвучиваются.

Слайд ребенок с воображаемым телефоном

На этом же этапе проявляется еще одна специфическая черта игровой деятельности – это предметы-заместители. Использование неспецифичных предметов говорит о благополучном развитии мышления ребенка.

Слайд дети играют в школу или больницу

В сюжетно-ролевой игре, которая появляется к четырем-пяти годам, уже начинают выходить на первый план понимание жизни и деятельности человека. Для такой игры обязательно наличие других участников. Дети начинают взаимодействовать друг с другом в игре. Они озвучивают роли, распределяют их, но часто каждый действует в рамках своего представления о том, как он должен играть. Соответственно, на почве недопонимания возникают конфликты и ссоры, так как правила игры скрыты, у каждого они свои и не озвучены. В качестве партнера в игре могут так же выступать куклы, игровые фигурки, мягкие игрушки.

Слайд дети играют в супер-героев

Сюжетно-ролевая игра с правилами появляется уже в старшем дошкольном возрасте. Дети могут долго распределять роли в будущей игре. Основные правила обычно всем уже известны или обговариваются перед началом. Сюжет разворачивается очень активно, может на ходу меняться. В игре появляются элементы драматизации, какие-то волшебные и сказочные действия, отрицательные и положительные герои.  Однако в дальнейшем, ближе к семи годам, значение роли становится все меньше, она вытесняется правилами. И соблюдение правил становится главным.

В чем же заключаются особенности игровой деятельности детей с ЗПР?

Вернемся к тому, что игра строится на игровом интересе и игровых действиях.

Слайд игровой интерес - игровые действия

Игровой интерес у детей с ЗПР, как правило, снижен и неустойчив. Это соответственным образом сказывается на игровых действиях. Они не соответствуют возрасту и для дальнейшего их развития требуется специально организованная помощь.

Слайд снижение и неустойчивость игрового интереса

И не соответствие игровых действий возрасту

Если говорить о ребенке младшего возраста, то его интерес к игрушкам и предметам носит поверхностный характер. Действия с игрушками и предметами больше похожи на манипулятивную деятельность. Они могут взять предмет, покрутить его, потрясти и бросить. Взрослому приходится специально обращать внимание ребенка на те, или иные свойства, функции предметов и игрушек. В отличие от сверстников, внимание малыша с ЗПР к игрушкам, предметам и действиям с ними нужно специально и неоднократно привлекать. Замещающие предметы в игровой деятельности детей с ЗПР так же появляются с подачи взрослого.

Детям с ЗПР среднего и старшего возраста так же свойственно снижение игрового интереса. Их игровая деятельность может сводиться к простым предметным действиям. Они могут предпочитать играть с игрушками, подолгу застревая на одном и том же действии. Взаимодействие с другими детьми или отсутствует, или минимально.

Так же, дети с ЗПР испытывают трудности с ролевым поведением. Собственное назначение себя в роли, и действие в рамках этой роли затруднено. Детям требуется подсказка, помощь. Сюжет игры самостоятельно развивается слабо. Как правило, однажды проигранный сценарий повторяется вновь и вновь без каких-либо изменений. Опять же требуется помощь взрослого, который обращает внимание на дополнительные предметы, помогает ввести в игру заместители, направляет и подталкивает развитие сюжета в различных направлениях.

Слайд педагогические игры

Для успешного развития игровой деятельности у детей с ЗПР требуется организация специальных игровых условий. Это так называемые педагогические игры.

В зависимости от возраста, особенностей и уровня развития ребенка, по методике педагогические игры могут быть предметными, сюжетными и ролевыми. По характеру деятельности – обучающими и развивающими.

В отличие от простой детской игры, педагогическая игра имеет определенные четко поставленные цели. И главная из них – это формирование и развитие игровых умений, по возможности обеспечивающих самостоятельную и творческую игру детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Слайд 2

ведущая деятельность ребенка дошкольника Познание окружающего мира. Гармоничное развитие психики и интеллекта. Становление характера и формирование личностных качеств. Овладение представлениями о социальном устройстве и социальных взаимоотношений. ИГРА

Слайд 3

ДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 4

МОТИВАЦИЯ ИГРОВОЙ ИНТЕРЕС ДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕСС ИГРЫ (ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ) ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 5

РАЗВИТИЕ ИГРЫ ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ 1 ЭТАП ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ИГРА 2 ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ 3 ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА С ПРАВИЛАМИ 4 ЭТАП ИГРЫ-ДРАММАТИЗАЦИИ

Слайд 6

ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ

Слайд 7

ЗАМЕСТИТЕЛИ

Слайд 8

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ РОЛИ И СЮЖЕТ БЕЗ ПРАВИЛ

Слайд 9

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ РОЛИ И СЮЖЕТ С ПРАВИЛАМИ

Слайд 10

ИГРЫ-ДРАММАТИЗАЦИИ

Слайд 11

ИГРОВОЙ ИНТЕРЕС СЛАБЫЙ И НЕУСТОЙЧИВЫЙ ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТУ РЕБЕНКА НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗПР

Слайд 12

ДЛЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ХАРАКТЕРНЫ ПОВЕРХНОСТНЫЙ ИНТЕРЕС К ИГРУШКАМ. ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕ РАЗВИТЫ, СВОДЯТСЯ К ПРОСТЫМ МАНИПУЛЯЦИЯМ.

Слайд 13

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ИГРОВОЙ ИНТЕРЕС НЕ УСТОЙЧИВ ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКАМИ ОДНООБРАЗНЫ ТРУДНОСТИ ПРИНЯТИЯ РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РОЛИ БЕДНОСТЬ ИГРОВОГО СЮЖЕТА

Слайд 14

ИМЕЕТ СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЦЕЛЬ СФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИТЬ ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ ПРЕДМЕТНАЯ СЮЖЕТНАЯ РОЛЕВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии

Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...

Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.

Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на р...

Конспект совместной театрально-игровой деятельности детей логопедической подготовительной к школе группы по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребенка, имеющего нарушения речи. В процессе творческой игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможнос...

Перспективный план по руководству игровой деятельностью детей 3-4 летнего возраста.

Перспективный план по руководству игровой деятельностью детей 3-4 летнего возраста....

2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....