«Социальная адаптация детей в выпускных классах». (Выступление на МО)
методическая разработка (10 класс)

Беседина Ирина Николаевна

Задача интеграции и социализации слабослышащих и глухих в обществе является социальной проблемой общества.Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы каждый воспитанник был востребован в современном обществе. А будет он востребован тогда, когда осознает смысл своей жизни, когда в руках у него будет профессия и он будет уверен, что нужен обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_besedina.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  «Белгородская коррекционная общеобразовательная  школа – интернат №23»

«Социальная адаптация детей в выпускных классах».

(Выступление на МО)

                               Составила: Беседина И.Н.,

                                                              воспитатель высшей

                                                                  квалификационной категории

Белгород, май 2021

Задача интеграции и социализации слабослышащих и глухих в обществе является социальной проблемой общества.

           Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни  в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).

          Одной из важнейших социальных функций коррекционной школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в развитии. Социальная адаптация означает активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе  целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.

        Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы каждый воспитанник был востребован в современном обществе. А будет он востребован тогда, когда осознает смысл своей жизни, когда в руках у него будет профессия и он будет уверен, что нужен обществу.

         Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает своеобразие организации учебно-воспитательного процесса: реализацию специфических принципов обучения, особым образом подобранное содержание работы. Специальные методы, формы, средства обучения с учетом первичного нарушения и вторичных отклонений. Вопросы социальной адаптации неслышащих детей решаются через их включение в доступную общественно значимую деятельность с учетом личных интересов и возможностей детей. Любая деятельность должна быть педагогически организована, разнообразна, регулируема и направляема педагогом; она должна быть интересна детям, и быть разносторонне воспитывающей.

      Для успешной социализации воспитанников нашей школой решаются 3 главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:

- развитие его личности и межличностного общения;

- подготовку к самостоятельной жизни;

- профессиональную подготовку.

       Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих и слабослышащих учащихся в нашей школе-интернате решаются целенаправленным педагогическим воздействием через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности в соответствии с общешкольными воспитательными программами «Я и общество», «Здоровье», «Человек труда», « Моя Родина - Россия», «Мир труда и профессий», разработанными педагогами школы-интерната.

Программы рассчитаны на 11 лет обучения.

Результаты работы контролируются путем:

- наблюдения за учащимися в процессе занятий и внеклассной деятельности;

- тестирования;

- проведения контрольных срезов;

- определения уровней воспитанности и социального развития каждого учащегося (по методике, разработанной педагогами школы).

В соответствии с потребностями учащихся в школе работают  кружки,  секции по следующим направлениям:

художественно-эстетическое;

эколого-биологическое;

физкультурно-спортивное;

техническое;

допрофессиональной подготовки.

       Методам самоуправления учащиеся школы обучаются в школьном Ученическом совете. Члены Совета планируют, разрабатывают и проводят   мероприятия. Они принимают меры по предупреждению нарушений норм поведения учащимися, проводят работу с нарушителями порядка в школе, следят за санитарным состоянием бытовых, спальных комнат и учебных кабинетов.

       Трудовое воспитание и профессиональная ориентация являются важным направлением работы педагогов  нашей школы-интерната для детей с нарушениями слуха.

        Подготовка учащихся к самостоятельной жизни осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы в школе-интернате, которые создают предпосылки для успешного овладения умением планировать свою деятельность и трудового обучения, ведущей задачей которого является воспитание у детей с нарушением слуха положительного отношения к труду, сознание необходимости и готовности трудиться. Участвуя в труде, школьники имеют возможность проанализировать свои способности и пригодность к определенным видам труда. Трудовое обучение является важным средством самоопределения учащихся.

По подготовке выпускников школа осуществляет следующие основные задачи по профориентации:

- Создание реабилитационно-образовательной среды для допрофессиональной подготовки социально-адаптированных, конкурентоспособных специалистов.

- Обеспечение комплексной психолого-педагогической и медико- социальной реабилитации учащихся и их интеграции в общество.

- Тесное взаимодействие с  учебными заведениями и предприятиями в котором может учиться или работать неслышащие подростки.

Основными задачами профориентационной работы мы считаем следующие:

  • Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создать мотивацию к осознанному выбору профессии.
  • Помочь учащимся в анализе своих индивидуально-психологических особенностей, влияющих на профессиональное самоопределение, в выработке навыков самоанализа деятельности.
  • Учить анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайшего и перспективного).
  • Знакомить учащихся с экономическими отношениями в области производства, потребления и предъявленных услуг.

           Работа по поиску новых технологий профессиональной подготовки детей-инвалидов осуществляется в специальной школе-интернате на принципах гуманизации специального образования. Результаты данной формы обучения способствуют решению проблем трудовой и социальной адаптации выпускников специальных учебных заведений для детей с недостатками слуха.

        Связываясь с учебными заведениями, в которые желают поступить выпускники,  мы уточняем возможности поступления к ним подростков с ограниченным слухом,  список необходимых документов, сроки прибытия, вступительные экзамены, требования к выпускникам и др.

       Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются наши выпускники при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении  работы по профессиональному самоопределению, социально-психологической адаптации в условиях модернизации   образования.

                                          ЛИТЕРАТУРА.

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика – М. 2000
  2. Зыкова Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 199 с. - (Коррекционная педагогика).
  3. Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. - Спб., 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Выступление на РМЦ "Культурно-языковая и социальная адаптация детей-мигрантов".

Проблема детей-мигрантов обостряется еще и в связи с тем, что в последние годы количество вынужденных переселенцев, беженцев, «гастарбайтеров» и членов их сем...

«Социальная адаптация детей в старших классах».

        Одной из важнейших социальных функций коррекционной школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями в развитии. Социальная адаптация означает...