«Обследование и коррекция устной речи у младших школьников с билингвизмом».
статья

Детюхина Дарья Дмитриевна
Билингвизм - это многоаспектная проблема, которую изучают разные науки.  Билингвизм изучает лингвистика, которая подвергает рассмотрению его явление вместе с текстом. Также анализирует социология, рассматривает  проблему, связанную с поведением или местом двуязычного человека или группы людей в обществе. Билингвизм изучает психология как механизм производительности речи.  Психолингвистика определяет билингвизм с позиции отношения между механизмом речи и текстом. Совокупностью психолого-социологических характеристик выступает билингвизм в  социальной психологии. В логопедии изучают билингвизм,  как явление влияния на звукопроизношение детей в особенности и на развитие речи детей в общем. 
Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей на нашей планете. Но как происходит формирование второго языка, развитие речи у детей, растущих в двуязычных семьях – вопросы, на которые пытаются ответить многие исследователи, но однозначных ответов все еще нет.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyuhina_d.d.pptx140.56 КБ
Файл posledniy_doklad_ispr_03.06.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обследование и коррекция устной речи у младших школьников с билингвизмом» Выполнила : учитель-логопед Детюхина Д.Д. Белоусово , 2021 г.

Слайд 2

Актуальность проблемы представлена исследованиями следующих ученых: Л.Н. Азарова , Т.А. Барышева , В.Г. Березина, Н.Е. Веракса , Л.С. Выготский , А.Л. Галин, И.Д. Гладилина, В.С. Дмитриева, О.М. Дьяченко, Р.И. Жуковская, Е.П. Ильин, Н.Н. Николаенко, А.Э. Симановский

Слайд 3

Объект исследования : устная речь у младших школьников с билингвизмом . Предмет исследования : особенности обследование и коррекция устной речи у младших школьников с билингвизмом .

Слайд 4

Цель исследования: исследование коррекции устной речи у младших школьников с билингвизмом Гипотеза: в коррекционно-развивающей работе с билингвами наиболее актуальными будут такие направления, как формирование лексического запаса, развитие грамматической стороны речи, развитие смысловой стороны высказывания, развитие структурной организации рассказа для увеличения языкового опыта этих детей.

Слайд 5

Развитие речи у детей раннего возраста представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, на совершение которого оказывают влияние как внутренние, так и внешние аспекты развития.

Слайд 6

Особенности речевого развития детей билингвов Первоначально пользуется двумя языками как одним ( моноязык ); Выбирает те слова, которые легче произносятся, либо короче; Начинает различать языки, на которых говорит только к 3 – 4 годам; Причины отказа ребенка от одного из языков могут быть связаны с падением авторитета одного из них, или с отсутствием понимания у ребенка его необходимости; Двуязычные дети, родители которых с раннего детства занимаются их развитием и обучением, усваивают два языка не медленнее и не хуже, чем одноязычные дети усваивают один.

Слайд 7

Диагностический инструментарий Методика №1 «Исследование устной речи» Садовниковой И.Н . Методика №2 «Составление рассказа по картинке», Самсонов Н.Г . Методика №3 «Подумай и скажи », Румега Н.А . Методика №4 «Обследование состояния грамматических навыков у детей» Алексеевой М.М., Яшиной В.И.

Слайд 8

Сводные показатели обследования детей по четырем методикам на констатирующем этапе эксперимента ТАБЛИЦА 1 Ф.И. ребенка Методика №1 Методика №2 Методика №3 Методика №4 Сводные показатели Эдуард Л. Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Наиля Д. Низкий Средний Низкий Низкий Низкий Рауль С. Средний Средний Средний Низкий Средний Эльзара П. Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Давид М. Средний Средний Средний Средний Средний Айше Р. Средний Низкий Низкий Низкий Низкий По результатам 4-х методик на начальном этапе эксперимента : ни один испытуемый не имеет высокого уровня развития устной речи , 2 человека имеют средний уровень развития речи и 4 ребенка имеют низкий уровень

Слайд 9

Результаты исследования уровня развития устной речи младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ТАБЛИЦА 2 № п / п Ф.И. ребенка Балл Уровень развития устной речи Уровень развития устной речи (%) 1 Эдуард Л. 9 Низкий Высокий уровень –0% (0 человек) Средний уровень – 40% (2человека) Низкий уровень – 60% (4 человек ) 2 Наиля Д. 8 Низкий 3 Рауль С. 8 Средний 4 Эльзара П. 9 Низкий 5 Давид М. 12 Средний 6 Айше Р. 9 Низкий Уровень развития устной реч и у детей находится н а низком уровне . Следовательно , имеются достаточные основания для целенаправленной работы по развитию устной речи у младших школьников с билингвизмом

Слайд 10

Направления, основное содержание и особенности коррекционно-развивающей работы на формирующем этапе эксперимента

Слайд 11

Сводные показатели диагностики по четырем методикам на контрольном этапе эксперимента ТАБЛИЦА 3 Ф.И. ребенка Методика №1 Методика №2 Методика №3 Методика №4 Сводные по ﮦ казатели Эдуард Л. Высокий Высокий Высокий Низкий Высокий Наиля Д. Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Рауль С. Низкий Средний Средний Низкий Средний Эльзара П. Средний Средний Средний Средний Средний Давид М. Средний Средний Низкий Высокий Средний Айше Р. Средний Низкий Низкий Средний Низкий По результатам 4-х методик на контрольном этапе эксперимента : 1 испытуемый имеет высокий уровень развития устной речи , 3 человека имеют средний уровень развития устной речи, 2 - низкий уровень

Слайд 13

практические рекомендации для развития устной речи младших школьников с билингвизмом: Р аботу по формированию устной речи осуществлять систематически и системно; Принимать во внимание начальный уровень речевого навыка; Принимать во внимание возрастные характерные черты физиологического и психологического формирования, умственные возможности и способности ребенка; Совершенствовать и обогащать лексикон ребенка, его лексико –грамматическое оформление; Устанавливать причинно-следственные отношения в предложении, в тексте; Внедрить в процесс преподавания принципы смысловой и лексико–синтаксической организации слов, используя при этом разнообразные способы и приемы; Реализовывать при составлении рассказов опору на наглядно - графический проект, что увеличивает качество речи ребенка, стимулирует речемыслительную деятельность.

Слайд 14

мероприятия для успешной коррекционной работы с билингвами При поступлении на логопедические занятия - обследование детей детским доктором-психоневрологом и назначение в случае необходимости лекарственного и физиотерапевтического лечения; Установление детским специалистом по психологии степени сформированности психологических функций для рекомендаций логопеду и педагогам; Осуществление учителем-логопедом занятий по формированию коммуникативных навыков.

Слайд 15

Мой доклад окончен . Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:

Уважаемый коллеги!

Вашему вниманию представляется работа на тему «Обследование и коррекция устной речи у младших школьников с билингвизмом».

Актуальность работы состоит в том, в настоящее время существует противоречие между необходимостью коррекционной работы по формированию устной речи у младших школьников с билингвизмом и недостаточной разработанностью эффективных средств реализации этого процесса.

Актуальность проблемы обоснована исследованиями видных представителей  педагогической науки, представленных на слайде.

Разрешите не называть весь методологический аппарат, а перейти к содержанию работы.

Предмет и объект данной работы представлены на слайде

Нами определена цель и гипотеза исследования, которая представлена на слайде.

В теоретической части исследования мы рассмотрели следующие вопросы:

  1. Состояние устной речи  младших школьников, обучающихся  на родном языке
  2. Определение понятия «билингвизм» и его виды. Состояние устной речи младших школьников с билингвизмом

Устная речь  у младших школьников — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Что собой представляет процесс развития речи представлено на слайде.

Билингвизм - это многоаспектная проблема, которую изучают разные науки.  Билингвизм изучает лингвистика, которая подвергает рассмотрению его явление вместе с текстом. Также анализирует социология, рассматривает  проблему, связанную с поведением или местом двуязычного человека или группы людей в обществе. Билингвизм изучает психология как механизм производительности речи.  Психолингвистика определяет билингвизм с позиции отношения между механизмом речи и текстом. Совокупностью психолого-социологических характеристик выступает билингвизм в  социальной психологии. В логопедии изучают билингвизм,  как явление влияния на звукопроизношение детей в особенности и на развитие речи детей в общем.

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей на нашей планете. Но как происходит формирование второго языка, развитие речи у детей, растущих в двуязычных семьях – вопросы, на которые пытаются ответить многие исследователи, но однозначных ответов все еще нет.

Особенности речевого развития детей билингвов представлены на слайде

В практической части исследования главной целью явилась экспериментальная проверка следующей гипотезы: в коррекционно-развивающей работе с билингвами наиболее актуальными будут такие направления, как формирование лексического запаса, развитие грамматической стороны речи, развитие смысловой стороны высказывания, развитие структурной организации рассказа для увеличения языкового опыта этих детей.

Практическая часть разделилась на несколько этапов: констатирующую, формирующую и контрольную.

Первый этап эксперимента – констатирующий. На первом этапе была установлена база исследования, выбран психодиагностический материал, проведено эмпирическое исследование, разработаны направления коррекционно-развивающей работы.

Исследование проводилось на базе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Белоусово Жуковского района Калужской области. В эксперименте принимали участие 6 детей младшего школьного возраста с билингвизмом.

Методики, использованные в ходе исследования, представлены на слайде.

Результаты  исследования по четырем указанным методикам на начальном этапе эксперимента: ни один испытуемый не имеет высокого уровня развития устной речи, 2 человека имеют средний уровень развития речи и 4 ребенка имеют низкий уровень.. Результаты  представлены в таблице. (на слайде)

Анализ полученных результатов обследования младших школьников с билингвизмом на констатирующем (начальном) этапе эксперимента позволяет сделать выводы о том, что уровень развития устной речи у детей  находится на низком уровне. Следовательно, имеются достаточные основания для целенаправленной работы по развитию устной  речи у младших школьников с билингвизмом. Они  представлены в таблице. (на слайде)

По результатам начального этапа эксперимента нами были намечены и реализованы основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию устной речи у младших школьников  с билингвизмом.

Второй этап – формирующий. Цель коррекционно-развивающей работы – повышение уровня развития устной речи младших школьников экспериментальной группы. При проведении коррекционно-развивающей работы мы опирались на принципы, которые были выделены на основе изучения научно-методической литературы:

- принцип наглядности.

- принцип постепенно нарастающей сложности материала.

- деятельностный принцип.

- принцип доступности

- структурно-семантический принцип.

- принцип коммуникативной направленности обучения.

- принцип коррекционно-развивающей направленности обучения

Экспериментальная коррекционно-развивающая работа осуществлялась по следующим направлениям: (представлены на рисунке (слайд).

         Выделенные направления коррекционно-развивающей работы реализовывались параллельно. Так, мы учили младших школьников наполнять тексты соответствующим содержанием (направление 1 и 2), а также логично, последовательно строить рассказы, включая все необходимые части (направление 2,3).

Цель контрольного этапа эксперимента – выявить изменения в уровне развития устной речи у младших школьников с билингвизмом после реализации  данных направлений коррекционно-развивающей работы.

Сводные показатели диагностики  на контрольном этапе эксперимента представлены на слайде. Таким образом, по результатам выполнения заданий четырех методик на контрольном этапе эксперимента: 1 испытуемый имеет высокий уровень развития устной речи, 2 человека имеют средний уровень развития устной речи и 3 – низкий уровень.

Результаты представлены на слайде

        Большинство обучающихся с билингвизмом в начале эксперимента нарушали последовательность слов в предложении. У них были выявлены трудности планирования и построения высказывания. Больше, чем у половины детей с билингвизмом была нарушена логичность построения высказывания, наблюдались недостатки формирования речевого воображения. Также у большого количества обучающихся с билингвизмом  в  речи наблюдались множественные аграмматизмы, что влекло за собой непонимание смысла их высказываний. Были выявлены нарушения звукопроизношения, что искажало восприятие их речи.

Наглядно представлено по результатам контрольного этапа эксперимента, что высокий уровень развития устной речи участников группы повысился: 1 испытуемый имеет высокий уровень развития устной речи, 2 человека имеют средний уровень развития устной речи и 3 – низкий уровень.

Это означает, что проведенная коррекционная работа по развитию устной речи у младших школьников с билингвизмом, реализованная по намеченным направлениям, оказалась достаточно эффективной.

Следовательно, наша гипотеза, о том, что если использовать такие направления коррекционно-развивающей работы по совершенствованию устной речи у младших школьников с билингвизмом, как формирование лексического запаса, развитие грамматической стороны речи, развитие смысловой стороны высказывания, развитие структурной организации рассказа, то уровень развития устной речи существенно повысится, нашла свое подтверждение.

Можно предложить практические рекомендации для развития устной речи младшим школьникам с  билингвизмом (слайд).

Коррекционные процедуры предназначаются для активизации мыслительной работы учащихся, уменьшению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности познаний детей с умениями и способностями. И, помимо этого, они обязаны гарантировать периодичность практических операций и использование усваиваемого материала в ходе коррекционно-развивающей и практической деятельности.

Кроме этого, для успешной коррекционной работы с билингвами желательным будет проведение следующих мероприятий, представленных на слайде.

Мой доклад окончен.  Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие возможности ИКТ в формировании и коррекции речи неслышащих младших школьников

Когда идет речь об обучении, воспитании и общем развитии ребенка с нарушенным слухом, то на первое место выступает проблема развития его речи. Почему? Потому что нарушенная слуховая функция в пе...

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью....

Современные методы коррекции письменной речи у младших школьников с нарушениями развития психоневрологических функций.

Использование игровых приемов, обеспечивающих полимодальность воздействия, способствут развитию высших психических функций, снятию эмоционального напряжения, неуверенности, и, как следствие, повышает ...

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

Программа по коррекции устной речи у младших школьников

Программа по коррекции устной речи  у младших школьников...

Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников

Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников...