Доклад "Деятельность ребенка и ее влияние на развитие личности."
методическая разработка

Мы часто произносим слова: богатство духовного мира, гармоническое развитие личности, высокая культура. Но всегда ли мы можем применить эти высокие понятия, с которыми связываем облик человека 21 века, к тем, кого мы воспитываем, кого выпускаем в жизнь. Иногда происходит подмена двух понятий – образование  и культура. Можно быть образованным человеком, иметь два диплома и все-таки быть менее культурным человеком, чем кто-либо другой, не имеющий ни одного диплома, но более гармонично, более естественно развивший свой духовный мир. Конечно, образование – важнейшая часть культуры человека, но само по себе никакое специальное образование – ни техническое, ни художественное – не гарантирует еще уровня культуры, т.е. того важного, что мы хотим видеть в людях нашего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_rebenka_i_ee_vliyanie_na_razvitie_lichnosti.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность ребенка и ее влияние на развитие личности.

Мы часто произносим слова: богатство духовного мира, гармоническое развитие личности, высокая культура. Но всегда ли мы можем применить эти высокие понятия, с которыми связываем облик человека 21 века, к тем, кого мы воспитываем, кого выпускаем в жизнь. Иногда происходит подмена двух понятий – образование  и культура. Можно быть образованным человеком, иметь два диплома и все-таки быть менее культурным человеком, чем кто-либо другой, не имеющий ни одного диплома, но более гармонично, более естественно развивший свой духовный мир. Конечно, образование – важнейшая часть культуры человека, но само по себе никакое специальное образование – ни техническое, ни художественное – не гарантирует еще уровня культуры, т.е. того важного, что мы хотим видеть в людях нашего общества.

К 21 веку человечество подошло с фантастически грандиозными успехами в области науки и техники. Дети разбираются в компьютерах, могут найти в Интернете, что им нужно, все имеют мобильные телефоны, но в процессе научно-технической революции человечество стало нести серьезные потери в области духовной культуры, прежде всего в области морали и нравственности. Подрастающее поколение начинает рано курить, пробовать спиртные напитки, вызывающе ведут себя в общественных местах и считают, что это норма поведения.

Дети много смотрят телевизор: фильмы, связанные с насилием, убийством, агрессией, играют в компьютерные игры того же содержания, смотрят передачи, где лексика порой не образец для подражания. Все это составляет фон, на котором идет процесс становления юной личности и является примером для подражания или отрицания, на которые она ориентируется, формируются интересы и поведения детей, травмируя их психику. И взрослые должны помочь противостоять этим разрушающим здоровье и личность воздействиям. Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека. Роль музыки здесь очень велика. Но всякой ли музыки? Дети в основном слушают дома современную музыку, порой не являющуюся эталоном высокой музыкальной культуры. Одни увлекаются «рэпом», другие являются фанатами металла, тяжелого рока. Спрашиваю: «Сколько вы можете слушать такую музыку?» - « Сколько угодно» - «А вы знаете, был проведен эксперимент: в комнате, где звучала тяжелая музыка, начинали вянуть цветы, она плохо влияет на психику человека, расшатывает нервную систему. А более спокойная, лиричная музыка благотворно влияет, даже больные быстрее выздоравливают. Как-то нашему детскому дому дали билеты в Москву на концерт рока. Дети с удовольствием записывались. Наконец-то они услышат то, что им нравиться. На следующий день спросила, понравился ли концерт, на что дети ответили: «Сначала было ничего, но потом стали уставать, очень громко играли, положишь руки на грудь, внутри все отзывается». Домой приехали все с больными головами. Педагоги решили, что на такие концерты нашим детям с неуравновешенной психикой ездить нельзя. И совершенно другая реакция была, когда дети смотрели мюзикл «Красавица и чудовище». Живая музыка, красивые костюмы, подвижная сцена, великолепные танцы. Все это наполняет детей другим содержанием, заряжает позитивом. Дети долго еще вспоминали сказку. А вот совсем недавно были в Большом театре на опере «Иоланта». Звучала прекрасная музыка П.И. Чайковского. Дети долго хлопали и даже кричали «браво». Я думаю, что такие спектакли занимают определенное место в становление личности.

Сейчас много песен однодневок с примитивной мелодией и словами, и получается, что эстетический мир подростка исчерпывается пошленькой эстрадной песенкой, которых у нас звучит столько, что страшно становиться: как бы не потонуть в этом мире пошлости. Ребята скачивают их на телефоны, слушают их, поют, и убедить их в обратном бывает очень сложно. Этот их время, у каждого поколения своя музыка. Вкусы бывают разные, и каждому вольно любить то, к чему у него наибольшие склонности. И тем не менее объясняю: чтобы формировать вкус, надо слушать разную музыку, а не замыкаться на какой-то одной ее части. Однажды приходит ко мне Никита  Х., просит дать ему послушать вальсы у себя в комнате. У меня был диск с вальсами Шопена, Чайковского,  Свиридова и других композиторов и я с удовольствием ему дала. Как-то пришла к нему в комнату, он делал черчение и звучала приятная музыка вальсов.

Процесс роста человека, формирование его наклонностей сложен, поэтому от педагога требуется индивидуальный подход к детям. Главная задача состоит в том, чтобы, чтобы в процессе музыкальных занятий  способствовать развитию качеств необходимых для творческой личности – развитию творческих способностей, целенаправленного произвольного внимания, памяти, воображения, активности, инициативности. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей. Нет совершенно одинаковых ребят. Как найти необходимые в данном случае средства педагогического воздействия? Каким образом влиять на каждого ребенка? Эти вопросы помогают решать индивидуальная работа с детьми. В наш детский дом поступают дети ребята разных возрастов, с разным уровнем физического, умственного и эстетического развития. Так, у вновь прибывших детей проверяю чувство ритма, умение выполнять музыкально-ритмические движения, умение передавать мелодию. Несколько лет назад пришло много ребят старшего возраста. Беседуя с ними, понимаю, что у детей нет никаких увлечений, никакого желания чем-то заниматься, проблемы с поведением, интеллектом , куча комплексов Готовясь к Новому году, думала, чем бы занять таких детей на празднике. Ваня Ф. постоянно приходил в зал и просил послушать музыку. Попытки привлечь его к какой-то деятельности, терпели фиаско. Тогда говорю: «Вань, а давай ты будешь сидеть за компьютером и включать музыку для номеров» Ваня с удовольствием согласился, представлял себя в этой роли, подбирал костюм. Подхожу к Юре П., говорю: «Юра, хочу предложить тебе интересную роль на празднике. Ты будешь стоять за стойкой и наливать сок, давать конфеты ребятам, которые подходят.» Даже такое задание пугало Юру. Он то соглашался, то отказывался. И я видела, что такой здоровый парень просто боится, потому что никогда ничего  не делал.  Успокаивала его, говорила, что то он всех уже знает, со многими подружился, да и ребятам будет приятно, если это будет делать именно он. Юра согласился и на празднике чувствовал себя на своем месте.

Большое воспитательное значение имеют праздники, они являются одним из важных звеньев в общей цепи эстетического воспитания. Мы стремимся различными средствами сделать детскую жизнь радостной, красивой, обогатить детей художественными впечатлениями. Праздник включает в себя целый комплекс различных видов искусств. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Дети очень восприимчивы  и отзывчивы на все, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому праздники являются могучим воспитательным средством. Они не только доставляют детям радость, но и обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор, дети приобретают новые знания, закрепляют уже имеющимися. В играх, танцах, театрализациях развиваются творческие способности. Стараюсь, чтобы дети подходили к

любому делу творчески. Впоследствии это им пригодиться и в работе. Можно вырастить два типа специалистов. Оба они будут формально знающими специалистами. Но один будет специалистом – ремесленником, а другой  - специалистом творческим. Один будет жить и трудиться в заданных ему границах «от и до», другой никогда не удовлетвориться такими границами и всегда будет стремиться за их пределы, двигаться дальше, искать новое и лучшее. У нас был мальчик Андрей С, я ему предложила учиться играть на гитаре. Ему так понравилось это занятие, что он посвящал ему все свое свободное время. Ребята гуляют – он играет, ребята смотрят телевизор – он играет., ребята играют, он просит ещё немного поиграть. Однажды он пришел ко мне посоветоваться с новым произведением. Я ему говорю: «Произведение красивое, но сложное, но если ты захочешь, ты сможешь выучить его». На что он ответил: «Я хочу и я справлюсь, пределов нет». Мне очень понравились эти слова Андрея, и я потом не раз цитировала их другим ребятам, которые пасовали перед трудностями. И, действительно, пределов человеческих возможностей нет, если человек чего-то захочет, он обязательно добьется. Ограничение и пределы ест только в человеческом сознании. Этому ещё способствуют взрослые, говоря: « Это тебе рано, для этого ты  мал, это у тебя не получиться. Ребенок верит в это. Воздвигается барьер, и он уже не стремиться преодолеть что-то, не старается применить усилия. И только раздвинув рамки и разрушив барьеры, человек идет к своей цели. Так за два года Андрей усвоил программу 5-ти лет игры на гитаре. Дети очень часто говорят - У меня не получится, зачастую не начав что то делать. Говорю: «Мысль имеет большое значение, она материальна. То, что человек думает или говорит, сбывается и исполняется. Давайте скажем по-другому : «У меня все получится, и вы увидите результаты»

Жизнь- это творчество, поэтому и формировать юного человека надо, как архитектора своей судьбы, т.е. учить жизнетворчеству. Иначе он окажется перед проблемой, которую обозначил еще М. Монтень: «Мы научаемся жить, когда жить наша уже прошла». Так что перед современным молодым человеком остро стоит задача строить по собственному сценарию, управлять ею и нести ответственность за свой успех в жизни. Без собственной инициативы и ответственности он оказывается беззащитным в ней.

Зачем мы занимаемся с детьми с детьми музыкой, что хотим от этих занятий? Конечно, нельзя понимать слова о музыкальном воспитании как воспитании человека прямолинейно, видя в искусстве только средство воспитания. Музыку надо постоянно вместе с детьми и переживать как часть музыки, т.е. помня о ее жизненном. философском, нравственном содержании. Может  быть в этом интерес к музыке, путь к развитию личности ребенка. Музыка только тогда преобразует, когда человек говорит внутренне, когда у него воспитано, говоря словами М. Пришвина, «родственное воспитание к миру». Для такого человека трава, камень- живое, музыка способствует тому, чтобы затронуть в ребенке душевные струны, заставить его переживать, откликнуться душой на то или иное явление. При каких же условиях можно пробудить в ребенке Человека? Думаю, что когда есть контакт с детьми, человеческие отношения, когда их понимаешь, а они понимают тебя, когда есть любовь к детям, а детей к педагогу.

В подростковом возрасте становится все труднее контактировать. Дети бывают грубыми, резкими. агрессивными, требуют к себе особого внимания, уважения, хотят, чтобы с ними считались, принимали их такими, какие они есть, принимали, как личность, включая все их достижения и промахи.

Влад. М.- способный мальчик, но поведение его бывает неадекватным. Но, тем не менее, когда он способен услышать, подчеркиваю его способности, возможности, его положительные стороны. Именно, в такие моменты говорю: «Хотя я и не одобряю твое поведение, я уважаю тебя как личность» или «Сам ты хороший, поступки твои плохие». В каждом человеке есть и хорошее и плохое, смотря какой своей стороной он поворачивается к людям. И даже, если в нем 3% хорошего, надо делать акцент и обращаться именно к этим процентам. Сложный по характеру и поведению был Вася М., требовал особого подхода к себе. Прихожу за ним, он в кладовке с молотком в руке( любил что-нибудь мастерить). Если ему сразу сказать: «Пойдем заниматься», он придумает сто причин, чтобы не ходить. Я начинаю издалека: « Чем занимаешься, ремонтируешь велосипед? Молодец. И у тебя получается? Покажи, как ты это делаешь. Вася с удовольствием начинает показывать и рассказывать. Потом спрашиваю: «А ты долго  еще будешь занят?» Вася: «Да нет, а что?» - « Я хочу пригласить тебя пригласить в зал , когда ты освободишься» - « Да я все, я прямо сейчас могу». Как говорит Д.Карнеги: «Если хочешь иметь успех, говори сначала о том, что интересует твоего собеседника.

Проводили праздник, посвященный творчеству А. С. Пушкину, который был построен на классической музыке. Звучали произведения Бетховена, Глинки, Чайковского, Свиридова. Рассказывала детям об этом времени, о манере поведения, об элегантных женщинах и галантных мужчинах. Вместе с девочками обсуждали фасоны платьев и прически.

Один «Вальс» Свиридова, под который танцевали дети или «Полонез» Чайковского из  оперы «Евгений Онегин», может дать детям больше, чем десяток бесед на темы душевной чистоты,

любви и нравственности.

Не потому ли, когда человеку очень хорошо или напротив, очень плохо, из всех искусств он выбирает именно музыку, потому ли на праздниках первое место из всех искусств занимает музыка. Миллионы людей, слушая одну и ту же музыку, находят в ней самих себя, свои мысли и чувства, свою индивидуальность. Вот почему без искусства, особенно без музыки, нет, и не может быть полноценного воспитания личности с такими важнейшими ее гранями, как гражданственность и человечность.

Не важно, кем станут наши ребята, когда вырастут. Важно другое: те, кто соприкасался с музыкой, станут хорошими людьми. Об этом и Чайковский говорил, наставляя своего племянника:

« Кем бы ты не захотел быть, - прежде всего стань хорошим человеком». Музыка, с которой сроднилась, от которой воспиталась детская душа, не позволит делать злое, недоброе. Посаженный в нее цветок будет цвести всегда. И еще. В лице с детства поющих общество приобретает будущих слушателей, ценителей музыки, которая с годами становиться неотъемлемой частью духовной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...

В методическую копилку учителя обществознания Неформальные объединения молодежи. Позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка

Понятие «молодежь» и «субкультура. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи.  Культура и сферы реализации молодежи....

Родительский всеобуч "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве к...

«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание для родителей 6-х классов. Цель:  Помочь родителям осознать необходимость авторитета взрослого в процессе воспитания. Ребята готовили маленькие сценки по каждому заявленному...

Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"

Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...

"Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирование личности ребенка всем образом жизни. Требовательное отношение к себе – основа авторитета ро...