Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре в формировании психического здоровья у дошкольников с ОВЗ
статья

Царитова Елена Владимировна

Особое внимание в представленном материале уделяется значению физического развития для коррекции познавательных процессов у детей с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре

в формировании психического здоровья у дошкольников с ОВЗ

Реабилитация детей с нарушениями здоровья в настоящее время происходит с участием многих специалистов. Хотя проблема оценки нарушений и лечения детей находится в ведении врачей, социальная реабилитация детей с ОВЗ осуществляется в русле специальной педагогики и адаптивной физической культуры. Необходимым условием максимальной реализации возможностей психического и физического развития в процессе воспитания ребенка с ОВЗ являются скоординированные усилия всех участников педагогического процесса: родителей и семьи воспитанников, а также педагогов дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Взаимодействие всех участников педагогического процесса призвано обеспечить целостность и преемственность целей и задач, содержания, а также методов, приемов и технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

Познание окружающего мира для младенца начинается с ощущений, с восприятия. С помощью ощущения ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Необходимо учитывать, что чем младше ребенок, тем больше проявляется взаимосвязь между его физическим и психическим развитием.

По словам известного советского психолога А. Н. Леонтьева, «психика формируется в движении». Эта аксиома актуальна и значима сейчас как никогда ранее, поскольку в настоящее время в педагогической и родительской среде сформировался устойчивый запрос на усиленное внимание к когнитивному развитию ребенка, зачастую в ущерб его физическому развитию и здоровью.

Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. С другой стороны, недостаточная мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

Н. А. Бернштейн писал, что именно двигательная активность, ее усложнение и разнообразие являлись на протяжении тысячелетий главной причиной развития и совершенствования функций головного мозга и нервной системы в целом. Известно, что между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся нервные клетки, которые при мышечных сокращениях посылают в мозг стимулирующие импульсы. Уникальность концепции Н.А. Бернштейна состояла в том, что он преодолел отношение к движению как к исполнительному акту, как к реакции мышечной системы на определенный сигнал. В самом движении Н.А. Бернштейн увидел сложную структуру, неотделимую от процессов психологического отражения. В психологии деятельности и, в целом, в отечественной психологии большое внимание уделено роли движения в происхождении и развитии психики (Сеченов, 1952; Ухтомский, 1952).

У всех без исключения детей с ОВЗ наблюдаются в разной степени выраженности нарушения физического развития:

1. Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса.

2. Нарушения общей моторики, особенно ациклических движений (лазанье, прыжки в длину, метание).

3. Нарушение ручной моторики.

4. Общая скованность и замедленность выполнения движений.

5. Дискоординация движений.

6. Несформированность функций равновесия.

7. Недостаточное развитие чувства ритма.

8. Нарушение ориентировки в пространстве.

9. Замедленность процесса освоения новых движений.

10. Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

Следует отметить, что кроме своеобразия в физическом развитии, у детей с ОВЗ наблюдаются более специфические нарушения в формировании сенсорного развития, а также моторного планирования (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.).

У дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточность процессов приема и переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Именно поэтому особенно актуальным становится коррекция и развитие различных ощущений, а также формирование обобщенных образов и представлений, что оказывает огромное влияние на психическое и интеллектуальное развитие дошкольника. Мы считаем, что одним из эффективных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции решает целый спектр проблем и позволяет улучшить физическое развитие детей, внимание, концентрацию, зрительные и слуховые способности, что естественным образом положительно сказывается на общем развитии и самооценке ребенка. Использование метода сенсорной интеграции на занятиях по физической культуре является прогрессивным способом коррекционного воздействия для детей с ОВЗ.

Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным. Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.

Именно анализ имеющихся у детей с ОВЗ недостатков сенсорного, физического и психического развития является основой, которая побуждает обращать особое внимание на взаимодействие учителя-дефектолога с инструктором по физической культуре.

Важными направлениями во взаимодействии в работе учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре являются:

1. Изучение индивидуальных особенностей воспитанников. Каждый специалист определяет недостатки в развитии ребенка с точки зрения разных наук и методики: это важно для создания более полной картины, которая помогает выстроить программу, охватывающую максимально возможные аспекты коррекционной работы.

2. Определение общих целей и задач, которые могут помочь решать поставленные цели также положительно влияют на коррекционный процесс.

3. Суть принципа психофизического сопряжения заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Тем самым повышается физическая подготовленность, и развиваются психическая сфера: познавательная, эмоциональная и коммуникативная.

4. Подбор наиболее эффективных упражнений, предлагаемых в разных методиках и технологиях коррекционно-развивающей деятельности.

5. При организации взаимодействия каждый специалист пополняет «копилку» игр и заданий; можно использовать в работе упражнения, адаптировав их к условиям своих занятий. Также благотворное влияние на развитие ребенка оказывают интегрированные занятия и упражнения.

6. При взаимодействии специалистов с различным базовым образованием зачастую возникает проблема соотнесения терминов-омонимов из разных отраслей знания, которые принадлежат к разным терминологическим системам. Но сотрудничество специалистов необходимо, поэтому важно уточнить смысл терминов и попытаться выстроить единую терминологическую систему предметной области «Реабилитация детей с нарушениями в развитии».

Одним из видов коррекционно-воспитательной работы в дошкольном возрасте, направленных на стимуляцию дозревания центральной нервной системы, является применение различных групп физических упражнений, формирующих общую и мелкую моторику, компенсирующих и нивелирующих неврологическую симптоматику.

Работу по коррекции недостатков в физическом состоянии детей с ОВЗ следует организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей организма ребенка. Первая фаза подготовительного периода (приблизительно два месяца) должна быть направлена на совершенствование двигательных умений и навыков детей и подготовку организма ребенка к последующим этапам через комплексное развитие физических качеств. Формирование новых двигательных умений и навыков осуществляется во второй фазе (около одного месяца) подготовительного периода. На протяжении базового периода (около трех месяцев) организуется непосредственно коррекционно-развивающая работа по физическому воспитанию детей с ОВЗ посредством проведения физкультурных занятий в нетрадиционной форме, работы по физвоспитанию в повседневной жизни. Во время переходного периода (около одного месяца) проводится диагностика. Оздоровительно-рекреационный период насыщен физкультурно-оздоровительной работой на свежем воздухе на основе игровой мотивации.

С учетом специфики развития детей с ОВЗ подбирается содержание физических упражнений на годичный цикл, включающее основные виды движений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и упражнения на ориентировку в пространстве, элементы ритмопластики, профилактические и коррекционные упражнения (для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, развития мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения и др.), спортивные упражнения, элементы спортивных игр; определяются двигательные умения, которые должны быть сформированы к концу года.

Также при планировании занятий используется метод замещающего онтогенеза, сформулированный А. В. Семенович, в котором требуется учитывать как особенности возрастного развития дошкольника, так и «восполнять» недостатки развития функций, которые формируются на более ранних возрастных этапах.

Игра – наиболее эффективное средство получения сенсорного опыта. На занятиях по физической культуре ребенок вовлекается в такие виды активности, которые выглядят как игра, но на самом деле являются серьезной работой для ребенка. Активно играя, дети получают информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела (проприоцепция), обоняние, зрение, слух, вкус).

Далее приводятся примеры игр для развития сенсорных навыков, а также формирования моторного планирования, которые можно использовать у детей на занятиях по физической культуре.

Шаги в коробку. Используются обычные картонные коробки. Для начала поощрите ребёнка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем вышел за её пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

Туннель. Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребёнка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объекта. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры. Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребёнок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

Использование приемов массажа и самомассажа. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажёр, массажный валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. По возможности используем естественные условия природной среды: массаж с помощью мелких камушков, шишек, плодов деревьев (жёлуди, каштаны).

Варианты игр для развития проприоцептивной системы: 

- Ползанье на четвереньках; перекрестная ходьба; стояние на одной ноге.

- Задания, в которых надо карабкаться, пролезать по предмету или сквозь них; залезания на препятствия.

- «Путаница». Педагог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенку необходимо исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим и контролирует их выполнение.

- Перехваты палки: при вертикальном положении палки – снизу вверх и сверху вниз; при горизонтальном положении палки – слева направо и справа налево; перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку.

- «Мельница» – вращение палки двумя руками на уровне пояса.

- «Вертолет» – присесть, палку держать в горизонтальном положении в руках, вытянутых вверх; вращая палку, медленно выпрямить ноги и подняться на носки. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в И. п.

Варианты игр и упражнений для развития вестибулярной системы:

- Катание с горки; качание в гамаке, в покрывале, на качели. Прыжки на одной, двух ногах. Игры с большим мячом. Движение с изменением направления. Ходьба по ленте, канату. Прыжки на скакалке. Метание в цель.

- Упражнения на балансировочной доске: залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку; сесть, сложив ноги «по-турецки», попытаться удерживать баланс на доске; сидя на доске, делать движения, имитирующие плавательные (двумя руками, поочередно правой, левой).

Для развития моторного планирования при проведении упражнений, необходимо придерживаться определенных правил: быстро выполнять и пропускать то, что уже получается; останавливаться и прорабатывать те упражнения, которые не получаются до тех пор, пока они не перейдут на уровень автоматизма; упражнения должны выполняться регулярно; занятие должно продолжаться не более 5 минут.

Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях. Полоса препятствий не обязательно должна быть сложной для того, чтобы быть эффективной. Можно начать всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя: «крабовую» походку, прыжки лягушкой, перекатывания, прыжки на скакалке, ходьбу по линии, лазание по предметам и т. д. Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с детьми с ОВЗ по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Игры на развитие общей моторики «Иди – стой», «Иди – беги».

Игра «Победи лешего». «Леший» показывает движения, а ребенок должен их скопировать. Повторять 2-3 раза.

Прыжки на двух ногах с поворотами на 90 и 180 градусов. Способствуют развитию чувства равновесия и пространственного мышления. Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.

Игра «Перейди речку по мостику». На полу разложены парами массажные следочки, носки которых направлены в разные стороны. Ребенку нужно в прыжке повернуться в ту сторону, в которую направлены следы, и приземлиться на них обеими ногами. Если не получается с первого раза – повторить 2-3 раза.

Очень эффективным приемом для детей с ОВЗ (особенно аутичных) являются символические игры. Символические игры зачастую представляют собой серьёзную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков. -«Летаем как самолётик» -«Прыгаем как кролик» -«Одеваемся».

Конечной целью физических упражнений является активизация сил самого ребенка, его дальнейший положительный настрой на преодоление жизненных трудностей и адаптации. Успешность обучения детей с ОВЗ также во многом зависит от своевременной и тактичной помощи педагога. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, развить в нем веру в свои силы и возможности. Известно, что между активной физической деятельностью и интеллектуальной есть особая взаимосвязь. Если у ребенка дефицит активной деятельности, это может привести его к апатии и нежелании заниматься умственной деятельностью, либо спровоцировать ее снижение, плохую память и работоспособность.

Таким образом, занятия физкультурой с детьми с ОВЗ способствует не только их оздоровлению, но и развитию двигательной, эмоциональной, поведенческой сфер и коррекции имеющихся у детей негативных проявлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре

Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре...

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя физической культуры в вопросе укрепления здоровья детей

Будучи социально востребованным, дополнительное образование нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе физическое воспи...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье отражены вопросы  физкультурно- оздоровительной работы в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Презентация на тему: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на занятиях по физическому развитию"

Одно из правил эффективности физкультурной деятельности это слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. В помощь педагогам я разработала Мастер - класс в виде презен...

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ впроцессе реализации задач образовательных областей«Физическая культура» и «Здоровье»...