Адаптированная рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 7 классе на 2019 -2020 учебный год
рабочая программа (7 класс)

Павлова Людмила Николаевна

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) составлена в соответствии:

- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1.- 224 с, стр.5-28.

- Учебного плана Образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_ad._pr._5-7_kl._po_chuv.yaz_._2019-20.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено.                                     Согласовано.                             Утверждаю

Руководитель  ШМО                        Зам. директора по УВР            Директор школы:

____________Л.Н.Павлова              _________О.А.Иванова           ________ И.А.Кузьмина                                  

Протокол № 1 от 29.08.2019г.                                                            Приказ № 230 от 31.08.2019г

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Адаптированная

 рабочая программа

по родному языку (чувашскому)  в 7 классе

на 2019 -2020 учебный год

                                                                                                Разработал учитель

                                                                                                высшей категории

                                                                                  Павлова Людмила Николаевна

Ефремкино,  2019 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) составлена в соответствии:

- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1.- 224 с, стр.5-28.

- Учебного плана Образовательного учреждения.

- Примерной программы по чувашскому языку для 5-9 классов чувашских школ, авторы программы И.А.Андреев, Г.Н.Семенова, Ю.М.Виноградов, Чебоксары: издательство института образования Чувашской Республики, 2013 год  и в соответствии с Программой по чувашскому языку для 5-9 классов чувашских школ, автор программы И.А.Андреев, Чебоксары: издательство института образования Чувашской Республики, 2007 год. 

Данная рабочая программа по родному (чувашскому) языку разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса для обучающихся  7 класса с ограниченными возможностями здоровья муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Срок реализации программы: 1 год

Структура  программы: 

  1. Пояснительная записка.
  2. Место учебного  предмета в учебном плане
  3. Цели и задачи коррекционной работы
  4. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы.
  5. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников,  организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций.
  7. Содержание тем учебного предмета
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
  9. Планируемые результаты коррекционной работы
  10. Тематическое планирование уроков по родному языку (чувашскому).

2. Место  учебного предмета в учебном плане

Предмет «Родной язык (чувашский)» входит в образовательную область «Филология».  

На изучение родного языка (чувашского)  в 7  классе отводится  17,5  часов из расчета  по 0,5 часа в неделю.

3. Цели и задачи коррекционной работы

Цель:

- создать условия для подготовки  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми  навыками.

Задачи:

- вырабатывать у обучающихся достаточно прочные навыки аккуратного, разборчивого и правильного письма на основе усвоения элементарных  сведений  по грамматике и правописанию;

- повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

- воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

- развивать у обучающихся умение  последовательно и правильно излагать свои мысли в  устной и письменной форме, правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

4. Перечень и содержание

индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы

Основные направления коррекционной работы:                                                                                        

-  развитие абстрактных лингвистических понятий;  

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение родному языку  носит  элементарно-практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами.

Характеристика содержания

Диагностическая  работа может включать в себя следующее:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы  основного  общего образования;

- проведение комплексной- социальной-психолого- педагогической диагностики нарушений в психическом и (или)  в физическом развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально- волевой, познавательной , речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья;

- мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования;

    Коррекционно-развивающая работа может включать в себя следующее:

- разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;

- выбор и использование специальных методик, методов и приёмов обучения соответствии с особым образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной коммуникативно- речевой сфер;

- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников коммуникативной компетенции

- развитие компетенций необходимых для продолжения образования м профессионального самоопределения;

- совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации реальных жизненных условий;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условиях  жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

      Консультативная работа может включать в себя следующее:

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с о с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися ОВЗ, отбора и адаптации содержания учебных программ;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ;

- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными  способностями  и психологическими особенностями.

     Информационно- просветительская работа может включать в  себя следующее:

- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности(лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснения участникам образовательного процесса- обучающихся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развития), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей(законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения

и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия. Эта задача может быть решена посредством включения в образовательный процесс специалистов «помогающих профессий» в службы или консилиумы.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое взаимодействие. ПМПк организуется на базе образовательной организации и утверждается приказом руководителя, на которого, как правило, возлагается общее руководство. ПМПк тесно взаимодействует с вышестоящими структурными подразделениями, в том числе с психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК). Традиционно в состав ПМПк входят заместитель руководителя образовательной организации, педагог, учитель-дефектолог, учитель- логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач (по согласованию с органами здравоохранения).

 Деятельность консилиума представлена следующими направлениями: - педагогическое направление деятельности; - психолого-педагогическое направление деятельности; - медико-педагогическое направление деятельности; - социально-педагогическое направление деятельности.

-Педагогическое направление деятельности консилиума определяет работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в обучении и адаптации ребенка с ОВЗ. Помимо этого данное направление находит свое отражение в разработке адаптированной образовательной программы. В условиях психолого-педагогического направления деятельности консилиума осуществляется коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по преодолению/коррекции нарушений в развитии, сохранению соматического здоровья, созданию условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную деятельность (профилактика дезадаптации).

- Социально-педагогическое направление деятельности консилиума способствует максимально эффективной социализации ребенка с ОВЗ,  повышению и развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками и развитию взаимодействия с семьей.

- Медико-педагогическое направление деятельности консилиума обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей, а также профилактику перегрузок, формирование ресурсов и предусматривает реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия. Реализация разных направлений деятельности ПМПк призваны обеспечить равные образовательные права (в соответствии с имеющимися возможностями) различных категорий детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Деятельность специалистов ПМПк образовательной организации позволяет разработать основные направления комплексной работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ; определить содержание и систему взаимодействия в команде.

         Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются: приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; целенаправленность  сопровождения; систематичность  сопровождения; гибкость сопровождения; комплексный подход к сопровождению; преемственность сопровождения на разных уровнях образования; принцип сетевого взаимодействия; рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

 

6. Механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии.

Система психолого-педагогического сопровождения включает себя коррекционную работу, реализующуюся во всех организационных формах деятельности образовательной организации:

 - учебной (урочная и внеурочная)

- внеучебной (внеурочная деятельность и дополнительное образование) .

  Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения осуществляется:

 - внутришкольный (взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе);

- внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами).

    Функционирование участников единого образовательного пространства:

-обучающиеся с ограниченными возможностями их здоровья и их родителей;

-обучающиеся с условно нормативным развитием их родителей;

- педагогов, участвующих в инклюзивной практике.

   Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве: педагоги; нормально развивающиеся дети; дети с ОВЗ и семьи обучающихся.

   Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут:

-систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся ОВЗ в динамике его психического развития;

-создание социально- педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся в обеспечении успешности в обучении;

- оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

-обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения

                             7. Содержание тем учебного предмета.

Учебно-тематическое планирование.

7 класс (17,5 часов)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Повторение

1

3

Глагол как часть речи.

5

1

1

4

Слова-связки.

3

5

Союзы.

1

6

Частицы.

1

7

Междометия

4

2

1

8

Повторение

1,5

Итого

17,5

3

2

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 7 классе рассчитана на 17,5 учебных часов (0,5 часов в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 2 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

ВВЕДЕНИЕ. 1ч

Родной язык – вдохновляет душу.

ПОВТОРЕНИЕ. 1ч.

Повторение раздела «Морфология» за курс 6 класса.

Региональный компонент. Реализация Закона о языках в Республике Башкортостан.

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. 5 ч

Образование глаголов. Глаголы  противительной формы.

Спряжение глаголов. Наклонения. Изъявительное наклонение. Настоящее время глаголов. Будущее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Правописание форм прошедшего времени.        

Сослагательное наклонение. Повелительное наклонение. Согласовательное наклонение.

Виды стилей. Причастия. Правописание причастий. Склонение причастий. Деепричастия. Образование деепричастий. Значения деепричастий. Инфинитив. Морфологический разбор инфинитива.

Развитие речи.

Региональный компонент. Мечта жителей Республики Башкортостан. История создания деревни Ефремкино. Уральские горы. Карламанская пещера

СЛОВА-СВЯЗКИ. 3 ч

Слова-связки.

СОЮЗЫ. 1 ч

Союзы. Правописание союзов.

ЧАСТИЦЫ. 1 ч

Частицы. Правописание частиц.

Региональный компонент. Птицы, населяющие Республику Башкортостан  

МЕЖДОМЕТИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. 4 ч

Междометия как часть речи. Правописание междометий.

Контрольная работа.

Развитие речи.

ПОВТОРЕНИЕ. 1,5 ч

Морфология. Словари. Словари. Фразеологизм. Повторение раздела «Глаголы». Синтаксический разбор простого предложения. Фонетический разбор. Лексический разбор.

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебного предмета

1) Литература для обучающихся:

1. Сергеев Л.П., Андреева Е.А. Чăваш чĕлхи. Справочник.5-11 классем валли. Шупашкар, 2004.

2. Чувашский язык /Чăваш чĕлхи /. 7 класс. Автор: Дмитриев В.И. – Чебоксары  /Шупашкар/, Чувашское книжное издательство, 2009. – 174с.

3. Чувашский язык /Чăваш чĕлхи /. 8-9 классы. Автор: Андреев И.А. – Чебоксары  /Шупашкар/, Чувашское книжное издательство, 2009. – 303с.

2) Литература для учителя:

1. Данилова М.Г., Табакова М.З.. Сочинении евĕр изложени тексчĕсен пуххи.Чăваш шкулĕн 5-9 класĕсем валли.Шупашкар,2006.

2. Димитриев В.И. 5-7 классенче чăваш чĕлхи вĕрентесси. Шупашкар,2006.

3. Егорова В.А. 5-мĕш класри чăваш чĕлхи урокĕсем. Меслет сĕнĕвĕсем. Шупашкар, 2006.

4. Петрова Л.Г., Егорова В.А. Диктант пуххи.5-11 классем валли. Шупашкар,2006.

5. Петрова Е.В., Майков Е.А. Игровые задания по чувашскому языку и литературе. Методическое пособие для преподователей. Чебоксары,1993.

6. Сергеев Л.П., Яковлева И.Г. Сăмах диктанчĕ.Вăтам шкулсем валли. Шупашкар,2008.

7. Чăваш чĕлхи меслетлĕхĕ. 5-11 классем валли. Чăваш чĕлхине вĕрентекенĕсем тата аслă шкул студенчĕсем валли. Шупашкар,2004.

8.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с.

Электронные пособия для учителя и обучающихся:

1. Электронное пособие для 5-7 класса «Пĕлÿ шыраса» .- Чебоксары, 2007.

2. Электронный учебник для 5-7 класса «Чăваш чĕлхи». - Чебоксары, 2007.

2) Материально-техническое обеспечение:

1. Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал).

2. Экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы, видеоролики, аудиофильмы, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, фонохрестоматия).

3. Пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия).

4. Технические средства обучения (видеомагнитофон, компьютер).

   9. Планируемые результаты коррекционной работы

Обучающиеся должны знать:

• алфавит;

• способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Обучающиеся должны уметь:

• различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать  их на письме;

• подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);

• проверять написание безударных гласных, звонких и глухих  согласных путем изменения формы слова;

• обозначать мягкость согласных буквой ь;

• разбирать слово по составу;

• выделять имя существительное как часть речи;

• строить простое распространенное предложение;

• связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

• пользоваться школьным орфографическим словарем.

       10. Тематическое планирование уроков по родному языку (чувашскому)  в 7 классе

п/п

Дата проведения

Темы учебного материала  по чувашскому языку для 7 класса.

Кол-во

часов

Примеча

ние

Предпо-

лагаемая дата

Фактичес

кая дата

1

05 .09.

Родной язык – вдохновляет душу.

1

Реализация Закона о языках в РБ

2

19.09.

Повторение раздела «Морфология» за курс 6 класса.

1

3

03.10.

Глагол как часть речи.

1

4

17.10

Р/р. Подготовка к классному сочинению  «Моя мечта».

1

Мечта жителя РБ

5

07.11.

Глаголы  противительной формы.

1

6

21.11.

Контрольное списывание «Чибис».

1

7

05.12.

Работа над ошибками. Согласовательное наклонение.

1

8

19.12.

Глаголы несовершенного вида.

1

9

16.01.

Вспомогательные части речи. Слова-связки.

1

10

30.01.

Р/р. Подготовка к классному сочинению  «Моя родина - Башкортостан».

1

Башкирия

11

13.02.

Р/р. Написание сочинения «Моя родина - Башкортостан».

1

12

27.02.

Союзы.

1

13

12.03.

Частицы.

1

14

02.04.

Междометие как часть речи.

1

15

16.04.

Контрольное списывание «Чувашский язык».

1

Родные языки РБ

16

30.04.

Работа над ошибками. Повторение раздела «Глаголы».

1

17

14.05.

Правописание междометий.

1

18

28.05.

Повторение раздела «Морфология».          

0,5

Лист корректировки

тематического планирования уроков рабочей учебной программы

по родному языку (чувашскому) в 7 классе.

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по родной (русской) литературе 5 класс на 2019-2020 уч.год

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная ш...

Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа Избранные вопросы математики для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)

Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для  8 класса составлена на основе нормативных документов:   Федеральный государственный образовательный станд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Немецкий язык» для 10 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку   для 10 класса составлена  в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Уставом  МКОУ «Розгребе...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 9 класса на 2019– 2020 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский родной язык»Рабочая программа учебного предмета  «Русский родной язык» составлена основе Фундаментального ядра сод...

Рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для 9 класса на 2019– 2020 учебный год

Аннотация  к рабочей программе по  «Русской родной  литературе» для 9 классаРабочая программа учебного курса «Русская родная литература» для 9 класса разраб...