"Синдром дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся"
статья (5 класс)

Термин "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ) был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sdvg_u_obuchayushchihsya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

"Синдром дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся".

Термин "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ) был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции".

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности– импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с СДВГ возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребёнка, страдающего СДВГ, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейро-педиатрии – синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Дети с СДВГ имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью, расстройствами поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими (с детьми и со взрослыми), асоциальным поведением из-за непринятия правил норм поведения. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Исследования Л.А. Ясюковой показывают, что интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ состоит из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, после чего ребенок теряет контроль над умственной активностью, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Утомление обладает двойным биологическим действием: 1. защитной реакцией от истощения; 2. утомление стимулирует восстановительные процессы. В период "отдыха" мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в работе. Умственная утомляемость больше свойственна девочкам. У девочек так же снижен уровень словесно-логического мышления.

Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются "пробелы в хорошо усвоенном материале".

В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Особенно частым у детей с СДВГ бывает задержка речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Также возможно заикание и болтливость у данной категории детей.

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются.

Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно.

Повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста.

В области двигательных способностей обнаруживается координаторные нарушения. Кроме того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается на умственных способностях детей, а, следовательно, на качестве обучения.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (не смотря на усилие, всё делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов. С возрастом проявление импульсивности меняется: чем старше ребенок, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих.

Нарушение социальной адаптации - характерная особенность детей с СДВГ. Нарушение социальной адаптации приводит к формированию и фиксации у ребенка негативной самооценки, враждебности к окружающим, возникновению неврозоподобных и психопатологических расстройств. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной "Я-концепции".

У детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии они отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием.

Заинтересованность игрой у детей быстро проходит. Любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, не смотря на то, что любят коллектив. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляются в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Поэтому у детей с СДВГ мало друзей, хотя они экстраверты.

Социальная незрелость таких детей заключается в предпочтении игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения со взрослыми. Они игнорируют поощрение и наказание. Однако, для укрепления уверенности в себе гиперактивному ребенку необходима похвала и одобрение взрослого.

Ребенок с синдромом не способен освоить свою роль и не может понять, как он должен себя вести. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации.

Повышенная возбудимость является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают, едят медленно или слишком быстро, при этом неаккуратны, неловки, часто всё вокруг себя опрокидывают, разливают и т.д.

Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро- и макроокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения СДВГ все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже по извлечении патология характера остается, а может, и усиливается.

Поведение таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям оказывается более сильным мотивом, чем любые правила.

Непринятие обществом таких детей формирует у них чувство отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Также у них наблюдается повышенная тревожность, беспокойство, внутренняя напряженность, чувство страха. Дети с СДВГ в большей степени подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач.

Эмоциональное развитие отстает от нормальных показателей. У таких детей часто резко меняется настроение: от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе. Для ребенка характерна заниженная самооценка, низкий самоконтроль, произвольная регуляция и повышенный уровень тревожности. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей.

Таким образом, исследования ученых говорят о том, что старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимание, праксиса (греч. praxis — действие) — координированное, сознательное произвольное движение или действие), ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождает множество проблем в начальной школе.

Как правило, годам к 12-13 СДВГ без лечения проходит, однако проявляется другая патология. Гиперактивный ребенок уже научился обращаться с обществом так же, как общество обращалось с ним, то есть, отвергать его. Поведение его становится асоциальным: проявляется склонность к деструкции, лжи, воровству, поджогам, побегам из дому. Воля не сформирована, поэтому подросток легко попадает под влияние более сильных и волевых парней. А поскольку он доверчив, простодушен, внушаем, не умеет отделить главное от второстепенного, то авторитет, под влияние которого он попал, часто бывает асоциального характера. Такие подростки – легкая добыча для криминальных структур. Очень многие из них становятся наркоманами, алкоголиками. Поэтому в подростковом возрасте ребятам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим больший родительский контроль, чем здоровым сверстникам. А с другой стороны, ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Нельзя, чтобы в общении с ним преобладал негатив. Кроме того, крайне важно подыскать ему какую-то интересную деятельность.

Недостаток человеческого тепла, любви, нормального общения – важнейший фактор развития гиперактивности. Во многих семьях настоящего контакта с гиперактивными детьми нет. Как нет и четких, понятных ребенку требований. Родители его распускают и при этом стараются с ним поменьше общаться, не связываться, он их раздражает.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской пстихологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд.-во Института психотерапии, 2001
  3. Б.Я. Яременко, А.Б. Яременко, Т.В. Горяинова «Минимальные дисфункции головного мозга у детей».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.

ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа  специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Некоторые приемы поведения родителей и выбор альтнрнативы наказанию....

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»...