Рабочая программа учебного предмета "Социально-бытовая ориентировка для 10-11 классов"
рабочая программа (10 класс)

Петрова Марина Ивановна

Программа разработана для классов с углубленной трудовой подготовкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_sbo.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           

               Рабочая  программа составлена на основе  Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 331 с.

               В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 80» , учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» представлен в обязательной части учебного плана, общий объем учебного времени в 10-11 класса составляет 134 часа:

10 класс -68 часов, 2 часа в неделю.

11 класс- 66 часов - 2 часа в неделю.

               Изучение учебного предмета направлено на достижение основных целей:

  • развитие личности обучающихся в соответствие с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
  • повышение уровня общего развития обучающихся и их всестороння подготовка к самостоятельной жизни.

           Рабочая программа  по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена с учетом возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на:

  • формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся, повышение уровня общего развития воспитанников  и их всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизни;
  • корригирование недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
  • развитие коммуникативных функций речи как непременное условие социальной адаптации;
  • формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде.

           Структура программы представлена следующими разделами:  

10 класс

11 класс

-  Личная гигиена

- Медицинская помощь

-  Жилище

- Одежда и обувь

-  Служба быта

- Торговля

-  Семья

-  Культура общения

- Бюджет

- Средства связи

- Транспорт

-  Питание

- Трудоустройство

- Питание.

-  Личная гигиена

-  Вредные привычки

-  Одежда и обувь

- Питание

- Семья

- Культура общения

- Жилище

- Транспорт

-  Торговля

- Средства связи

- Медицинская помощь

-Предприятия бытового обслуживания

- Бюджет семьи

- Экономика домашнего хозяйства

- Трудоустройство

       Учебный предмет  «Социально-бытовая ориентировка»  предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах,  такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется последующих классах.

          На уроках «Социально-бытовая ориентировка»  используются следующие методы:

- словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

- наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;

- практические: карточки, тесты.

          Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры,  деловые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.

      Методы и формы позволяют корригировать познавательную деятельность: наблюдательности, воображения, внимания, памяти и  устной  речи. Способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении заданий, постепенно подготавливает их к труду и самостоятельной жизни.

        При приобретении практических навыков и повышения уровня знаний на уроках социально-бытовой ориентировки значительное внимание отводится:

- практическим  работам  по разделам:  «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание»,  «Бюджет», «Бюджет семьи», «Трудоустройство», «Экономика домашнего хозяйства»;

- проведению сюжетно-ролевым играм по разделам: «Культура общения», «Трудоустройство»;

- проведению деловой  игры  по разделу:  «Трудоустройство»;

- экскурсиям по разделам: «Транспорт», «Экономика домашнего хозяйства», «Служба быта», «Торговля», «Бюджет», «Средства связи», «Транспорт», «Трудоустройство».

           При изучении курса по социально-бытовой ориентировке, обучающиеся знакомятся со следующими разделами:

  1. «Личная гигиена»:

 - способы ухода за ногтями;

- правила выполнения бритья;

- санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными и бритвенными принадлежностями;

-правила ухода за волосами;

-правила ухода за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногами;

- косметические средства для макияжа, бритья,  загара.

2. «Медицинская помощь»:

 -  причины возникновения инфекционных заболеваний;  

- профилактические меры инфекционных заболеваний;

- значение прививок;

-  порядок записи на прием в медицинское учреждение.

3.  «Вредные привычки»:

 - способы  борьбы с вредными привычками.

4. «Жилище»:

 - санитарно- гигиенические требованиями к состоянию кухни;

- правила техники безопасности при работе с электроприборами;

- средства и способами борьбы с вредными насекомыми;

- санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты;

-моющие и дезинфицирующие средства, используемые при уборке детской комнаты;

 -последовательность еженедельной уборки квартиры в полном объеме;

-моющие средства, используемые при уборке квартиры.

 5. «Одежда и обувь»:

 - способы ухода за меховой и кожаной одеждой;

-правила подбора одежды и обуви;

- правила выполнения утюжки;

-рекомендуемые сроками носки одежды и обуви.

6. «Служба быта»:

 -  порядок сдачи и получения вещей в ателье и в пункте химчистки.

7. «Средства связи»:

 -  порядок оформления заказа на покупку товара по почте;

-порядок получения заказа наложенным платежом;

- порядок оформления подписки на газеты и журналы;

- правила пользования мобильным телефоном.  

 8. «Семья»:

 -  состав семьи, обязанности ее членов;

- основы семейных взаимоотношений;

- список необходимых вещей для младенца;

- санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей для купания, детского белья, детской посуды, игрушек;

-правила ухода за грудным ребенком.

9. «Культура общения»:

 - правила приема гостей и поведения в гостях;

-   правила  общения девушек и юношей;

- правила культурного общения.

10. «Бюджет»:

 - источник семейного бюджета;

-назначение сбережений,  распределение  бюджета семьи;

-планирование расходов на месяц.

11. «Бюджет семьи»:

 - расходы на удовлетворение культурных потребностей членов семьи.

12. «Торговля»:

 -  отделы рынка;

-правила выбора продуктов;

-способы определения правильности отпуска товара и подсчет  его стоимости;

- торговля  уцененными товарами (распродажа);

13. «Транспорт»:

 -  порядок  приобретения билета;

-культура общения пассажиров.

14. «Трудоустройство»:

 -  список профессий, которым обучают в учреждениях профессионального образования;

- краткая характеристика рабочих профессий, получаемых в учреждениях профессионального образования;

-  порядок поступления  в учреждениях профессионального образования;

- документы, необходимые  для приема на работу;

-  варианты поиска работ;

-   правила оформления на работу;

-  составление  деловых бумаг.

15. «Питание»:

 - санитарно-гигиенические  требования к приготовлению пищи;

- правила безопасной работы на кухне;

-   рецепты приготовления блюд;

- составление меню завтраков, обедов и ужинов;

-культура поведения за столом;

-правила пользования столовыми приборами;

- полноценное питание грудных младенцев, дошкольников, подростков.

16. «Экономика домашнего хозяйства»:

 - распределение семейного бюджета;

-обязательные ежемесячные платежи;

-оплата коммунальных платежей.

 17. «Предприятия бытового обслуживания»:

 - назначение и виды услуг «Прокат»;

- порядок обращения и получения вещей на прокат.

    Занятия по данной рабочей программе тесно связаны  с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Природоведение», «География», «Биология», «Естествознание» и «Ручной труд».

    На занятиях по "Основам социальной жизни" следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках  «Русского языка». На всех этапах занятия в связи с изученным материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умение детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

           Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся осуществляется учителем путём  устного и письменного опросов, тестирования. Проводится отслеживание за формированием практических умений и навыков.

             Изучение курса по социально-бытовой ориентировке в классах с углубленной трудовой подготовкой способствует подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду в условиях современного общества.

Календарно - тематическое планирование

(10 класс)

№ урока

Дата

Тема урока

Примечания

I четверть- 18 ч.

1. Личная гигиена – 6 ч.

1

Повторение материала по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями.

2

Маникюр (уход за ногтями). Принадлежности для маникюра: ножницы, пилочка, лак для ногтей.

3

Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями.

4

Уход за ногтями. Практическая работа.

5

Санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями.

6

Выполнение бритья. Практическая работа.

2. Медицинская помощь – 2 ч.

7

Инфекционные заболевания. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры.

8

Понятие об иммунитете. Значение прививок. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности.

3. Жилище – 6 ч.

9

Мебель, оборудование, интерьер кухни. Санитарно-гигиенические  требования к состоянию кухни.

10

Борьба с вредными насекомыми. Средства для борьбы с вредными насекомыми, меры безопасности при их использовании.

11

Уборка кухни.

12

Уборка кухни. Практическая работа.

13

Кухонные электроприборы, их использование, уход за ними. Правила техники безопасности при работе с электроприборами.

14

Использование электроприборов. Практическая работа.

4. Одежда и обувь – 4 ч.

15

Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть ее недостатки. Выбор одежды и обуви при покупке.

16

Виды меховой, кожаной одежды: уход за одеждой. Ремонт одежды.

17

Замшевая обувь. Уход за замшевой обувью.

18

Чистка замшевой обуви. Практическая работа.

II четверть- 14 ч.

5.  Служба быта – 4 ч.

19

Ателье по ремонту меховой и кожаной одежды. Порядок сдачи и получения вещей в ателье. Стоимость услуг в ателье.

20

Экскурсия в ателье.

21

Химчистка. Вещи, которые следует сдавать в химчистку. Порядок сдачи и получения вещей в химчистке.

22

Экскурсия в химчистку.

6.  Торговля – 6 ч.

23

Оптовая и розничная торговля. Рынок. Отделы рынка.

24

Экскурсия на рынок.

25

Отличие рыночной торговли от магазинной (торг).

26

Определение правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.

27

Торговля по кредитным карточкам. Торговля со скидкой.

28

Торговля в кредит. Торговля по каталогам.

7. Семья – 2 ч.

29

Состав семьи. Отношения между членами семьи.

30

Обязанности детей по отношению к родителям.

8. Культура общения – 2 ч.

31

Приём гостей. Приглашение гостей. Подготовка к приёму гостей.

32

Подготовка к приёму гостей.

III четверть- 20 ч.

8.  Культура общения – 2 ч.

33

Встреча гостей, знакомство родителей с новыми друзьями.

34

Сюжетно-ролевая игра «Ты идёшь в гости».

9. Бюджет – 6 ч.

35

Источник семейного бюджета.

36

Необходимые ежемесячные платежи.

37

Планирование расходов на месяц.

38

Планирование расходов на месяц. Практическая работа.

39

Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке.

40

Экскурсия в сбербанк.

10. Средства связи – 4 ч.

41

Оформление заказа на покупку товара по почте.

42

Заполнение бланка для оформления заказа на покупку товара по почте. Практическая работа.

43

Оформление подписки на газеты и журналы. Заполнение бланков на подписку.

44

Экскурсия на почту.

11. Транспорт: 4 –ч.

45

Междугородний автотранспорт.

46

Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов.

47

Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

48

Экскурсия на автовокзал.

12. Питание: 4 –ч.

49

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

50

Правила безопасной работы на кухне.

51

Запись рецепта приготовления котлет с гарниром.

52

Приготовление котлет с гарниром. Практическая работа.

IV четверть- 16 ч.

12.  Питание: 4 –ч.

53

Запись рецепта приготовления вафель.

54

Приготовление вафель. Практическая работа.

55

Выпечка блинов.

56

Выпечка блинов. Практическая работа.

13. Трудоустройство: 12 –ч.

57

Ознакомление со списком профессий, которым  обучают в учреждениях профессионального образования.

58

Краткая характеристика рабочих специальностей, получаемых в учреждениях профессионального образования. Порядок поступления.

59

Трудоустройство. Временная и постоянная занятости.

60

Охрана труда несовершеннолетних.

61

Трудовой договор (контракт), трудовой стаж.

62

Временные работы.

63

Промоутер.

64

Знакомство с собой: ролевая игра «Формируем свой имидж» (одежда и прическа соискателя рабочего места).

65

Закон о занятости населения  в Российской Федерации.

66

Государственная служба занятости населения. Варианты поиска работы.

67

Трудовой кодекс Российской Федерации.

68

Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков.

Календарно - тематическое планирование

(11 класс)

№ урока

Дата

Тема урока

Примечания

I четверть- 18 ч.

  1. Личная гигиена – 6 ч.

1

Повторение материалов по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями.

2

Средства для загара. Срок годности косметических средств.

3

Маникюр. Бритье. Прически.

4

Выполнение процедур по уходу за кожей лица. Практическая работа.

5

Макияж. Косметические средства для выполнения макияжа. Соответствие макияжа ситуации. Удаление макияжа.

6

Выполнение макияжа. Практическая работа.

  1. Вредные привычки – 2 ч.

7

Вред курения. Вред алкоголя и наркотиков.

8

Социальные последствия, к которым приводят вредные привычки.

3. Одежда и обувь - 8 ч.

9

Значение одежды в жизни человека.

10

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

11

Размеры одежды и обуви.

12

Значение ухода за одеждой и обувью.

13

Правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани: платьев, рубашек, юбок со складками, оборками, брюк.

14

Утюжка одежды. Практическая работа.

15

Чистка обуви всех типов. Рекомендуемые сроки носки одежды и обуви с учетом их назначения и материальных возможностей.

16

Чистка обуви. Практическая работа.

4. Питание – 2 ч.

17

Технология рационального приготовления обеда из трех блюд.

18

Составление меню завтраков, обедов и ужинов на неделю. Практическая работа.

II четверть- 14 ч.

4. Питание – 8 ч.

19

Виды праздничного стола: традиционный, фуршет.

20

Меню праздничного стола.

21

Рецепт и способ приготовления бульона из мяса.

22

Приготовление бульона из мяса. Практическая работа.

23

Рецепт и способ приготовления второго блюда из отварного мяса.

24

Приготовление второго блюда из отварного мяса. Практическая работа.

25

Выпечка: пироги.

26

Выпечка пирогов. Практическая работа.

5. Семья – 4 ч.

27

Основы семейных взаимоотношений, семейные традиции, распределение и выполнение домашних обязанностей, организация досуга и отдыха в семье.

28

 Семейная ситуация в семье обучающегося. Представление обучающихся об их будущих семьях.

29

В семье ждут ребёнка: полноценное питание и здоровый образ жизни будущей мамы, спокойная семейная атмосфера - залог здоровья ребенка.

30

Приготовление необходимых вещей для младенца (кроватка, коляска, одежда, пеленки, ванночка).

6. Культура общения – 2 ч.

31

Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания, которые юноша может проявлять по отношению к понравившейся ему девушке.

32

Поведение девушки по отношению к юноше.  Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие.

III четверть - 20 ч.

6. Культура общения – 2 ч.

33

Внешний вид молодых людей.

34

Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».

7. Жилище – 4 ч.

35

Оборудование детской комнаты. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты.

36

Моющие и дезинфицирующие средства, используемые при уборке детской комнаты.

37

Еженедельная  уборка квартиры.  Последовательность уборки. Пользование бытовыми электроприборами и моющими средствами при уборки квартиры.

38

Пользование бытовыми электроприборами и моющими средствами при уборки. Практическая работа.

8. Транспорт- 2 ч.

39

Водный транспорт. Виды водного транспорта. Порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Правила поведения на водном транспорте.

40

Воздушный транспорт. Аэропорт, назначение. Порядок приобретения билетов. Порядок посадки в самолет. Правила поведения в салоне самолета.

41

Такси. Виды такси. Стоимость проезда, порядок оплаты. Культура общения пассажира с водителем.

42

Экскурсия в кассу аэрофлота.

9. Торговля-2 ч.

43

Комиссионные магазины. Торговля уцененными товарами в обычных магазинах (распродажа). Магазины «секонд-хенд».

44

Скупка вещей у населения. Ломбард. Правила получения ссуды под залог и хранение вещей в ломбарде.

10. Средства связи – 2 ч.

45

Интернет.

46

Экскурсия в пункт продажи интернет карт и карт мобильной связи.

11. Медицинская помощь – 2 ч.

47

Страховой медицинский полис. Листок нетрудоспособности. Порядок получения и предъявления по месту работы.

48

Женская консультация. Детская консультация. Назначение. Порядок записи на прием. Платные медицинские услуги немедицинских учреждений.

12. Предприятия бытового обслуживания– 2 ч.

49

Прокат. Назначение. Виды услуг.

50

Культура общения с работниками предприятия.

13. Бюджет семьи – 2 ч.

51

Расходы на удовлетворение культурных потребностей членов семьи и на некоторые текущие расходы.

52

Составление расходов бюджета семьи с учетом расходов на удовлетворение культурных потребностей и на некоторые текущие расходы. Практическая работа.

IV четверть -  16 ч.

14. Экономика домашнего хозяйства – 4 ч.

53

Распределение бюджета. Обязательные платежи.

54

Планирование расходов на месяц. Практическая работа.

55

Оплата коммунальных платежей через сбербанк.

56

Экскурсия в сбербанк.

15. Трудоустройство– 12 ч.

57

Отчет о трудоустройстве обучающихся  в  летний  период.

58

Резюме.

59

Сюжетно-ролевая игра «Я расскажу о себе».

60

Имидж молодого человека.

61

Сюжетно-ролевая игра «Я собираюсь на работу».

62

Ярмарка вакансий. Агентство по подбору персонала.

63

Заключение контракта.

64

Деловая игра «Я хотел бы у вас работать».

65

Льготные категории работающих лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальные гарантии. Рабочие места в Кузбассе.

66

Тестирование «Чего я хочу-то я могу - что мне надо». Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству.

Тематический план

№ п/п

Название

раздела

Общее количество

 часов

п/п

Название

раздела

Общее количество

 часов

10 класс

11 класс

1

Личная гигиена

6

1

Личная гигиена

6

2

Медицинская помощь

2

2

Вредные привычки

2

3

Жилище

6

3

Одежда и обувь

8

4

Одежда и обувь

4

4

Питание

10

5

Служба быта

4

5

Семья

4

6

Торговля

6

6

Культура общения

4

7

Семья

2

7

Жилище

4

8

Культура общения

4

8

Транспорт

2

9

Бюджет

6

9

Торговля

2

10

Средства связи

4

10

Средства связи

2

11

Транспорт

4

11

Медицинская помощь

2

12

Питание

8

12

Предприятия бытового обслуживания

2

13

Трудоустройство

12

13

Бюджет семьи

2

                                                   

Всего:

68

14

Экономика домашнего хозяйства

4

15

Трудоустройство

12

                                             Всего:

66

Содержание курса

10 класс

1. Личная гигиена – 6 ч.

Повторение материала по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями.  Маникюр (уход за ногтями). Принадлежности для маникюра: ножницы, пилочка, лак для ногтей. Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями.

Уход за ногтями. Практическая работа. Санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями. Выполнение бритья. Практическая работа.

2. Медицинская помощь – 2 ч.

Инфекционные заболевания. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. Понятие об иммунитете. Значение прививок. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности.

3. Жилище – 6 ч.

Мебель, оборудование, интерьер кухни. Санитарно-гигиенические  требования к состоянию кухни. Борьба с вредными насекомыми. Средства для борьбы с вредными насекомыми, меры безопасности при их использовании. Уборка кухни. Уборка кухни. Практическая работа.

Кухонные электроприборы, их использование, уход за ними. Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Использование электроприборов. Практическая работа.

4. Одежда и обувь – 4 ч.

Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть ее недостатки. Выбор одежды и обуви при покупке. Виды меховой, кожаной одежды: уход за одеждой. Ремонт одежды. Замшевая обувь. Уход за замшевой обувью. Чистка замшевой обуви. Практическая работа.

5.  Служба быта – 4 ч.

Ателье по ремонту меховой и кожаной одежды. Порядок сдачи и получения вещей в ателье. Стоимость услуг в ателье. Экскурсия в ателье. Химчистка. Вещи, которые следует сдавать в химчистку. Порядок сдачи и получения вещей в химчистке. Экскурсия в химчистку.

6.  Торговля – 6 ч.

Оптовая и розничная торговля. Рынок. Отделы рынка. Экскурсия на рынок. Отличие рыночной торговли от магазинной (торг). Определение правильности отпуска товара и подсчета его стоимости. Торговля по кредитным карточкам. Торговля со скидкой. Торговля в кредит. Торговля по каталогам.

7. Семья – 2 ч.

Состав семьи. Отношения между членами семьи. Обязанности детей по отношению к родителям.

8. Культура общения – 4 ч.

Приём гостей. Приглашение гостей. Подготовка к приёму гостей. Подготовка к приёму гостей. Встреча гостей, знакомство родителей с новыми друзьями. Сюжетно- ролевая игра «Ты идёшь в гости».

9. Бюджет – 6 ч.

Источник семейного бюджета.  Необходимые ежемесячные платежи. Планирование расходов на месяц.  Планирование расходов на месяц. Практическая работа. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке. Экскурсия в сбербанк.

10. Средства связи – 4 ч.

Оформление заказа на покупку товара по почте. Заполнение бланка для оформления заказа на покупку товара по почте. Практическая работа. Оформление подписки на газеты и журналы. Заполнение бланков на подписку. Экскурсия на почту.

11. Транспорт - 4 ч.

Междугородний автотранспорт. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Экскурсия на автовокзал.

12. Питание - 8 ч.

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила безопасной работы на кухне. Запись рецепта приготовления котлет с гарниром. Приготовление котлет с гарниром. Практическая работа. Запись рецепта приготовления вафель.  Приготовление вафель. Практическая работа. Выпечка блинов.  Выпечка блинов. Практическая работа.

13. Трудоустройство - 12 ч.

Ознакомление со списком профессий, которым  обучают в учреждениях профессионального образования. Краткая характеристика рабочих специальностей, получаемых в учреждениях профессионального образования. Порядок поступления. Трудоустройство. Временная и постоянная занятости. Охрана труда несовершеннолетних. Трудовой договор (контракт), трудовой стаж. Временные работы. Промоутер. Знакомство с собой: ролевая игра «Формируем свой имидж» (одежда и прическа соискателя рабочего места). Закон о занятости населения  в Российской Федерации. Государственная служба занятости населения. Варианты поиска работы. Трудовой кодекс Российской Федерации. Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков.

Содержание курса

11 класс

1. Личная гигиена – 6 ч.

Повторение материалов по личной гигиене: уход за кожей лица, тела, ног, за волосами, за ногтями. Средства для загара. Срок годности косметических средств. Маникюр. Бритье. Прически. Выполнение процедур по уходу за кожей лица. Практическая работа. Макияж. Косметические средства для выполнения макияжа. Соответствие макияжа ситуации. Удаление макияжа. Выполнение макияжа. Практическая работа.

2. Вредные привычки – 2 ч.

Вред курения. Вред алкоголя и наркотиков.

Социальные последствия, к которым приводят вредные привычки.

3. Одежда и обувь – 8 ч.

Значение одежды в жизни человека.  Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Размеры одежды и обуви. Значение ухода за одеждой и обувью. Правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани: платьев, рубашек, юбок со складками, оборками, брюк. Утюжка одежды. Практическая работа. Чистка обуви всех типов. Рекомендуемые сроки носки одежды и обуви с учетом их назначения и материальных возможностей. Чистка обуви. Практическая работа.

4. Питание – 10 ч.

Технология рационального приготовления обеда из трех блюд. Составление меню завтраков, обедов и ужинов на неделю. Практическая работа. Виды праздничного стола: традиционный, фуршет. Меню праздничного стола. Рецепт и способ приготовления бульона из мяса. Приготовление бульона из мяса. Практическая работа. Рецепт и способ приготовления второго блюда из отварного мяса.  Приготовление второго блюда из отварного мяса. Практическая работа. Выпечка: пироги. Выпечка пирогов. Практическая работа.

5.  Семья – 4 ч.

Основы семейных взаимоотношений, семейные традиции, распределение и выполнение домашних обязанностей, организация досуга и отдыха в семье. Семейная ситуация в семье обучающегося. Представление обучающихся об их будущих семьях. В семье ждут ребёнка: полноценное питание и здоровый образ жизни будущей мамы, спокойная семейная атмосфера - залог здоровья ребенка. Приготовление необходимых вещей для младенца (кроватка, коляска, одежда, пеленки, ванночка).

6.  Культура общения – 4 ч.

Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания, которые юноша может проявлять по отношению к понравившейся ему девушке. Поведение девушки по отношению к юноше.  Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие. Внешний вид молодых людей. Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».

7. Жилище – 4 ч.

Оборудование детской комнаты. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты.  Моющие и дезинфицирующие средства, используемые при уборке детской комнаты.

Еженедельная  уборка квартиры.  Последовательность уборки. Пользование бытовыми электроприборами и моющими средствами при уборки квартиры. Пользование бытовыми электроприборами и моющими средствами при уборки. Практическая работа.

8. Транспорт – 2 ч.

Водный транспорт. Виды водного транспорта. Порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Правила поведения на водном транспорте. Воздушный транспорт. Аэропорт, назначение. Порядок приобретения билетов. Порядок посадки в самолет. Правила поведения в салоне самолета. Такси. Виды такси. Стоимость проезда, порядок оплаты. Культура общения пассажира с водителем. Экскурсия в кассу аэрофлота.

9. Торговля – 2 ч.

Комиссионные магазины. Торговля уцененными товарами в обычных магазинах (распродажа). Магазины «секонд-хенд». Скупка вещей у населения. Ломбард. Правила получения ссуды под залог и хранение вещей в ломбарде.

10. Средства связи – 2 ч.

Интернет.  Экскурсия в пункт продажи интернет карт и карт мобильной связи.

11. Медицинская помощь- 2 ч.

Страховой медицинский полис. Листок нетрудоспособности. Порядок получения и предъявления по месту работы. Женская консультация. Детская консультация. Назначение. Порядок записи на прием. Платные медицинские услуги немедицинских учреждений.

12. Предприятия бытового обслуживания– 2 ч.

Прокат. Назначение. Виды услуг. Культура общения с работниками предприятия.

13. Бюджет семьи – 2 ч.

Расходы на удовлетворение культурных потребностей членов семьи и на некоторые текущие расходы. Составление расходов бюджета семьи с учетом расходов на удовлетворение культурных потребностей и на некоторые текущие расходы. Практическая работа.

14. Экономика домашнего хозяйства – 4 ч.

Распределение бюджета. Обязательные платежи. Планирование расходов на месяц. Практическая работа. Оплата коммунальных платежей через сбербанк. Экскурсия в сбербанк.

15. Трудоустройство– 12 ч.

Отчет о трудоустройстве обучающихся  в  летний  период. Резюме. Сюжетно -ролевая игра «Я расскажу о себе». Имидж молодого человека. Сюжетно- ролевая игра «Я собираюсь на работу». Ярмарка вакансий. Агентство по подбору персонала. Заключение контракта. Деловая игра «Я хотел бы у вас работать». Льготные категории работающих лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальные гарантии. Рабочие места в Кузбассе. Тестирование «Чего я хочу-то я могу - что мне надо». Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству.

           

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

10 класс

Обучающиеся должны знать:

  1. Способы ухода за ногтями и выполнение бритья.
  2. Санитарно- гигиенические правила пользования маникюрными и бритвенными принадлежностями.
  3. Причины возникновения инфекционных заболеваний.
  4.  Профилактические меры.
  5. Значение прививок.
  6. Методы санобработки в квартире.
  7. Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни.
  8. Правила техники безопасности при работе с электроприборами.
  9. Средства и способы борьбы с вредными насекомыми.
  10. Способы ухода за меховой и кожаной одеждой.
  11. Правила чистки замшевой обуви.
  12. Правила подбора одежды и обуви.
  13. Порядок сдачи и получения вещей в ателье и в химчистке.
  14. Стоимость услуг.
  15. Порядок оформления заказа на покупку товара по почте.
  16. Порядок получения заказа наложенным платежом.
  17. Порядок приобретения билета.
  18. Правила приема гостей и поведения в гостях.
  19. Источник семейного бюджета.
  20. Необходимые ежемесячные платежи.
  21. Назначение сбережений.
  22. Виды вкладов, их преимущества и недостатки.
  23. Порядок оформления вклада в Сбербанке.
  24. Отделы рынка.
  25. Выбор продуктов.
  26. Отличие рыночной торговли от магазинной (торг).
  27. Способы определения правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.
  28. Состав семьи.
  29. Обязанности детей по отношению к родителям.
  30. Рецепты и способы приготовления вторых блюд и соответствующего гарнира.
  31. Рецепты и способы выпекания вафель, блинов.
  32. Список профессий в учреждениях профессионального образования данного региона.
  33. Список профессий (специальностей), по которым проходит профессиональная подготовка в МКОУ «Специальная школа № 80».
  34. Краткую характеристику рабочих специальностей, получаемых в учреждениях профессионального образования.
  35. Порядок поступления в учреждения профессионального образования.
  36. Необходимые документы для поступления в учреждения профессионального образования.
  37. Отличительные признаки временной и постоянной занятости.
  38. Документы, необходимые для приема на работу.
  39. Разделы трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.
  40. О наличии контракта как официального документа.
  41. О трудовом стаже в связи с временной и постоянной занятостью.
  42. Порядок обращения в службу занятости.
  43. Адрес службы занятости.
  44. Должностные характеристики предлагаемых работ.
  45. Правила этикета при работе с клиентами.
  46. Правила соблюдения контракта по данному виду занятости.
  47. Что такое занятость, занятые граждане.
  48. Порядок и условия признания граждан безработными.
  49. Права граждан в области занятости.
  50. Печатные издания по поиску работы.
  51. Периодичность обновления банка данных в службе занятости.
  52. Правила ведения переговоров с работодателем.
  53. Права и обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  54. Права и обязанности работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  55. Организации по трудовым сборам.
  56. Перечень документов для трудоустройства.
  57. Порядок ведения трудовой книжки.
  58. Правила соблюдения трудовой дисциплины.
  59. Перечень работ, запрещённых для подростков.
  60. Перечень рабочих специальностей (профессий) в сфере обслуживания.
  61. Перечень рабочих мест в регионе.

Обучающиеся должны уметь:

     1. Ухаживать за ногтями.

      2. Бриться.

      3. Ухаживать за больным в домашних условиях.

      4. Проводить санобработку помещения.

      5. Пользоваться бытовыми электроприборами.

      6. Проводить уборку кухни.

      7. Ухаживать за меховой и кожаной одеждой.

       8. Чистить замшевую обувь.

       9. Выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.

      10. Сдавать вещи в химчистку и в ателье по ремонту одежды.

      11. Заполнять необходимые бланки.

      12. Ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов.

      13. Производить покупку билета.

       14. Выполнять правила приема гостей и поведения в гостях.

       15. Планировать расходы на месяц.

       16. Вести тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета.

       17. Выбирать продукты.

       18.  Следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.  

       19. Готовить вторые блюда.

       20. Выпекать вафли, блины.

       21. Выбирать предполагаемую специальность в соответствии с индивидуальными возможностями.

      22. Узнавать адреса и телефоны учреждений профессионального образования.

      23. Вести диалоги по телефону.

      24. Готовить документы для поступления в учреждения профессионального образования.

      25. Сдавать документы в приемную комиссию.

      26. Подбирать необходимые документы для трудоустройства.

      27. Обращаться в организацию по месту жительства за справками.

      28. Проходить обследование у подросткового врача.

      29. Использовать соответствующие статьи законодательства для защиты своих прав.  

      30. Заключать простейший договор (заполнять бланки).

      31. Подсчитывать трудовой стаж.

      32. Обращаться в службу занятости.

      33. Получать информацию о рабочих местах, условиях и порядке оплаты труда.

      34. Вести диалог с работодателем.

      35. Заполнять необходимые документы.  

     36.  Ориентироваться в выборе занятости.

     37. Соблюдать правила этикета на рабочем месте.

     38. Подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации.

     39. Ориентироваться в Законе о занятости населения в РФ.

     40.  Использовать и отстаивать свои права.

     41. Приобретать печатные издания с информацией о наличии рабочих мест.

     42.  Находить подходящие варианты.

     43. Получать необходимую информацию по телефону и лично.

     44. Пользоваться Трудовым кодексом Российской Федерации  для определения своих прав.

      45. Обращаться за разъяснениями в кадровую службу.

      46. Вести переговоры с работодателем.

      47. Обращаться в комиссии и организации по трудовым спорам.

       48. Читать записи в трудовой книжке.

       49. Соблюдать этику служебных отношений.

11 класс

Обучающиеся должны знать:

1. Косметические средства для макияжа.

2. Косметические средства для загара.

3. О вреде курения, наносимом здоровью курящих и окружающих их людей.

4. О вредном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека.

5. О социальных последствиях, к которым приводят вредные привычки.

6. Способы борьбы с вредными привычками.

7. Правила подбора одежды, обуви и аксессуаров.

8. Правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани.

9. Рекомендуемые сроки носки одежды и обуви с учетом их назначения и материальных возможностей.

10. Необходимый набор одежды и принадлежностей для пеленания младенца.

11. Правила стирки и кипячения пеленок.

12. Технологию рационального приготовления обеда из трех блюд.

13. Выпечка: пироги.

14. Виды праздничного стола: традиционный, фуршет.

15. Меню праздничного стола.

16. Правила консервирования овощей.

17. Основы семейных взаимоотношений.

18. Список необходимых вещей для младенца.

19. Санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей для купания. детского белья, детской посуды, игрушек.

20. Правила ухода за грудным ребенком.

21. Кормление грудного ребенка.

22. Режим дня грудного ребенка.

23. Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие.

24. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты.

25. Моющие и дезинфицирующие средства, используемые при уборке детской комнаты.

26. Последовательность еженедельной уборки квартиры в полном объеме.

27. Правила пользования бытовыми электроприборами для уборки квартиры.

28. Моющие средства, используемые при уборке квартиры в полном объеме.

29. Виды водного транспорта. Назначение речного вокзала. Расписание. Порядок приобретения билетов. Правила поведения на водном транспорте.

30. Аэропорт, назначение. Расписание. Порядок приобретения билетов. Порядок оформления билетов перед вылетом. Порядок посадки в самолет. Правила поведения в салоне самолета.

31. Виды такси: пассажирское и грузовое. Заказ такси по телефону. Стоимость проезда, порядок оплаты. Опасность использования частного транспорта.

32. Порядок оформления отправления или получения денежного перевода.

33. Назначение страхового медицинского полиса. порядок его получения.

34. Листок нетрудоспособности.

35. Порядок его получения и предъявления по месту работы или учебы.

36. Назначение и виды услуг "Прокат".

37. Порядок обращения и получения вещи на прокат.

38. Целесообразность пользования прокатом вещей.

39. Порядок обращения и оформления заказа.

40. Иметь представление об кредитах, ссудах. налоговых льготах.

41. Суммы ежемесячных расходов.

42. Время поступления доходов на лицевой счет.

43.Данные о трудоустройстве выпускников.

44. Профессии (специальности), по которым могут быть вакантные места.

45. Их квалификационные характеристики.

46. Пути получения выбранной профессии (специальности).

47. Правила заполнения анкет.

48. Правила написания автобиографий (резюме).

49. Отличительные особенности деловой и рабочей одежды.

50. Сочетаемость цветовой гаммы.

51. Несочитаемость различных стилей в одежде.

52. Правила гигиены.

53. Правила поведения на рабочем месте.

54. Правила поведения с коллегами по работе.

55. Правила поведения с администрацией.

56.Плантые и бесплатные агентства по подбору персонала.

57. Их отличия от государственной службы занятости.

58. Пути получения информации о ярмарках вакансий.

59. Прядок подготовки к телефонному разговору.

60. Порядок начала разговора, сообщения информации, окончания разговора.

61. Правила этикета.

62. Что такое контракт (трудовое соглашение).

63. Правила и порядок составления контракта.

64. Свои права при составлении контракта.

65. Наличие вакантных рабочих мест в регионе, подходящих для выпускников.

66. Квалификационные характеристики предлагаемых специальностей.

67.Перечень необходимых документов (включая пенсионное удостоверение, медицинскую книжку).

Обучающиеся должны уметь:

1. Выполнять несложный макияж и удалять его с помощью косметических средств.

2. Правильно подбирать одежду, обувь и аксессуары.

3. Правильно выполнять утюжку  в зависимости от свойств ткани.

4.Стирать и кипятить пеленки.

5. Составлять меню на неделю.

6. Приготовить обед из трех блюд.

7. Консервировать овощи.

8. Выпекать пироги.

9. Выполнять уход за грудным ребенком.

10. Производить еженедельную уборку квартиры в полном объеме.

11. Пользоваться бытовыми электроприборами и моющими средствами для уборки квартиры.

12. Приобрести билет.

13. Пользоваться расписанием.

14. Оформить отправление или получение денежного перевода.

15. Обратиться с просьбой, вопросом к приемщику заказа.

16. Составить приблизительный план расходов бюджета семьи.

17. Рассказывать о личной летней занятости.

18. Определять имеющиеся у них знания и умения.

19. Соотнести их с требованиями к выбранной профессии (специальности).

20. Отразить их в результатах тестирования.

21. Выбрать пути получения выбранной  профессии (специальности).

22. Заполнять анкету на различных бланках.

23. Подбирать деловую и рабочую одежду.

24. Подбирать аксессуары к деловой и рабочей одежде.

25. Следить за своим внешним видом.

26. Следить за своей речью.

27. Находить информацию о негосударственных службах и агентствах в печатных изданиях.

28. Обращаться в  агентства по подбору персонала.

29. Составлять себе памятку-вопросник для работодателя.

30. Ориентироваться на ярмарке вакансий.

31.Заполнять анкеты.

32. Оценивать реальность получения работы через платные агентства.

33. Подготовиться к телефонному разговору.

34. Получить информацию о конкретном лице, занимающемся приемом на работу.

35. Связаться именно с лицом, занимающимся приемом на работу.

36. Провести телефонный разговор с соблюдением правил этикета.

37. Получить всю интересующую его информацию.

38. Пользоваться квалифицированной помощью при составлении контракта.

39. Обращаться с разъяснениями при составлении контракта.

40. Составлять простейший контракт.

41. Выбирать подходящую специальность.

42. Получать информацию о вакантных местах в службе занятости лично и по телефону.

43. Составлять план действий по самостоятельному трудоустройству.

44. Самостоятельно устраиваться на работу.

Список литературы.

Для учителя:

1. Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / А.М. Платонова, Н.М. Платонова.- М.: Владос, 2006.

2. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 5 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

3. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 6 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 7 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

5. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 8 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

6. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 9 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

7. Дерябина С.П.  Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариантные текстовые задания / С.П. Дерябина Волгоград: –  Издательство Учитель, 2020.

8. Вахрамеева С.В.  Социально-бытовая ориентировка. 6 класс: технологические карты уроков по программе В.В. Воронковой, С.А. Казаковой контрольно-измерительные материалы: вариантные текстовые задания / С.В. Вахрамеева  Волгоград: –  Издательство Учитель, 2017.

9. Львова С.А. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование/ С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2014.

10. Бабушкина Л.А. Социально-бытовая ориентировка. 5 класс: поурочные планы по программе уроков по программе В.В. Воронковой, С.А. Казаковой/ Л.А. Бабушкина, М.В. Ковтонюк, З.А. Стульнева  – Волгоград: Учитель, 2020.

11. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5- 9 классы      образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017.

12. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова – М.: ВЛАДОС, 2014.

13. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова –  М.: ВЛАДОС, 2018.

14. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в  специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова – М.: ВЛАДОС, 2020.

Для обучающихся:

1. Львова С.А. Справочник выпускника / С.А.Львова –  М.: ВЛАДОС, 2009.

2. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 8 класс образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

3. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 9 класс образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке в 5 - 10 классах коррекционной школы VIII вида

Рабоча программа предмета " Социально бытовая ориентировка" разработана на основе программы для коррекционных школ VIII вида , под редакцией С. А. Казаковой и В.В. Воронковой. Занятия направлены на пр...

Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке для учащегося 2 класса с ТУО

Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке для учащегося 2 класса с ТУО...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (к...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 8 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 9 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 9 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...