Семинар-практикум для педагогов "Система оздоровления старших дошкольников"
консультация

Абдульмянова Лилия Фанисовна

На семинаре-практикуме для педагогов ДОУ поделилась опытом работы коллектива едагогов грппы комбинированной направленности по повышению индекса здоровья вопитанников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_ozdorovleniya.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Система оздоровления старших дошкольников.

Из опыта работы коллектива педагогов

группы комбинированной направленности № 23.

Докладчик: учитель-логопед Абдульмянова Л.Ф.

Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна для дошкольников нашего детского сада.

Данные анализа состояния здоровья воспитанников седьмого года жизни группы комбинированной направленности № 23: из 17 детей не болеющий 1 ребёнок, часто болеющих – 4, 1 ребёнок с V группой здоровья. Это составляет индекс здоровья 5,8%. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности педагогов группы комбинированной направленности выступает познавательно-речевое развитие, коррекция и оздоровление воспитанников.

Воспитательно-образовательная деятельность осложняется тем, что у дошкольников, имеющих ОНР, задерживается формирование познавательных процессов и коммуникативных навыков, затрудняется общение с окружающим, слабо развиты сенсо-моторные функции. Всё это препятствует формированию полноценной личности. Поэтому на протяжении нескольких лет педагоги группы комбинированной направленности были в поиске новых подходов, методов и приёмов оздоровления с последующей интеграцией их в познавательно-речевое, физкультурно-оздоровительное и художественно-эстетическое направление работы, что позволит обеспечить полноценное личностное развитие дошкольника и его подготовку к школе.

В данный момент в группе разработана и реализуется система оздоровления старших дошкольников с ОНР.

Основные задачи системы.

  •  Способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления.
  •  Создать в группе предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника.
  •  Содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков.
  •  Повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников.
  •  Воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.

В основе используемых при  реализации данной системы   коррекционных и оздоровительно-развивающих технологий лежат следующие принципы:

  • научности – проведение научно обоснованных и практически опробированных мероприятий, направленных на укрепление здоровья;
  • интегрированности – решение оздоровительных задач в системе «детский сад – дом» по возможности во всех видах оздоровительно-воспитательно-образовательной деятельности, где игра – основной метод организации, понятный и доступный для ребёнка;
  • активности и сознательности;
  • адресности и приемственности – учёт разноуровнего развития и состояния здоровья;
  • природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;
  • деятельностно-рефлексивный, направленный на развитие культуры рефлексии ребнка в различных проблемных ситуациях, на анализ собственных действий и поведения, установление связи и причин;
  • индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов образовательно-воспитательного процесса;
  • субъект-субъектного целевого взаимодействия в системе «родители – дети – педагоги»;
  • системности и последовательности;
  • игрового познания;
  • прочности усвоения знаний;
  • комплексного решения задач образования, воспитания и развития личности и др.

Предметно-пространственная среда.

При организации предметно-пространственной среды в группе созданы условия для полноценного общего и речевого развития дошкольников, проявления ими творческой активности в разных видах детской деятельности.

В группе комбинированной направленности имеется уголок конструирования «Самоделкин», музыкально-театрализованный центр «Потешки», уголок физического развития «Здоровячок», сенсо-моторный центр «Познавайка», многофункциональный центр сюжетно-ролевых игр, зона познавательного развития «Мы познаём мир», многофункциональный логопедический уголок «Речецветик», включающий в себя различные пособия на развитие:

  • мелкой моторики (сухие бассейны, тактильные дощечки, счётные палочки, шнуровки, пазлы, рамки-вкладыши, пособия «Собери бусы», «Морские камушки», «Помоги золушке» и т.д.).;
  • дыхания  - «Волшебный сундучок логопеда»;
  • всех сторон речи (предметные, сюжетные картинки, алгоритмы для составления рассказов, игры, пособия для автоматизации и дифференциации звуков, дидактические игры). А «волшебные предметы»: зеркала настроения, калейдоскоп, волшебный зонтик – помогают детям расслабиться, раскрепоститься, представить себя в роли сказочного героя.

Организованная таким образом среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменяющиеся потребности и возможности ребёнка, побуждает к речевой активности, стимулирует поиск, любознательность и стремление к исследовательской деятельности.

Познавательно-речевое направление.

Познавательно-речевое направление заключается во включении в каждое занятие профилактических и коррекционных задач по активизации и обогащению словаря, отработке правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, закреплению правильного звукопроизношения.

На всех занятиях присутствуют любознательные мягкие куклы Бибабо. Структура любого занятия имеет свою особенность. Каждое начинается с самомассажа активных точек («Тропинка Здоровейка», «Дорожка Спортика», «Путь Здоровейки»), массаж «Дары природы». Обязательные компоненты – релаксационная минутка, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.

Физкультурно-оздоровительное направление.

Это направление включает проведение дыхательной гимнастики, гимнастики  пробуждения после сна «Пробудки», оздоровительные дорожки; массажа; упражнения по профилактике плоскостопия, осанки; пальчиковой гимнастики; гимнастики для профилактики нарушений зрения; аквапроцедур.

Пальчиковые игры позволяют превратить скучные занятия в увлекательные:

  • «Посолим суп», «Птички» (без использования предметов);
  • Использование фольклорных форм: потешек, чистоговорок, стихов, считалок, скороговорок.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Она включается в комплекс утренней гимнастики, в минутную подготовку к занятиям, в разминку после сна. Дети учатся технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, продолжительный выдох через рот. Они сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме: «Упрямый ослик», «Плакса», «Весёлая пчёлка» … Детям, часто болеющим простудными заболеваниями, педагоги предлагают надувать по два воздушных шарика ежедневно, (обработка шариков мыльно-содовым раствором).

Особой популярностью пользуются мимические разминки, стимулирующие развитие мимических мышц: «лошадки», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Слоники», «Кролики». Основная область их применения – музыкально-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой, в играх.

Особое место в режиме дня занимает гимнастика для мышц глаз, способствующая снятию их статического напряжения, улучшению кровообращения. Эти комплексы проводятся по нескольку раз в день перед серьёзной зрительной работой и после неё, (занятия по подготовке к грамоте, изо, математика, конструирование).

Все дети с большим удовольствием играют с песком, создавая различные ситуации, Воображая, представляя, фантазируя и реально проживая целые истории. С помощью игр с песком развивается мелкая моторика пальцев, тактильные ощущения, ребенок вовлекается в активное речевое общение.

Очень нравится детям разработанный С.И. Веневцевым алфавит телодвижений буквы алфавита, состоящий из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. Движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседания, выполняемые при показе той или иной буквы хорошо знакомы и доступны детям. К концу учебного года у детей улучшаются показатели двигательной сферы, осанки, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.  Приведём несколько примеров упражнений для формирования двигательного изображения букв «Боксёр» - сжать пальцы в кулак и вырисовывать им букву за буквой; «Голубь» - скрестить кисти рук, взмахивать ладонями, рисовать (облетать) букву; «Пропляши букву» -  по снегу, песочку или на полу.

Художественно-эстетическое направление.

Это направление включает в себя театрализованную и изобразительную деятельность. Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс нашей группы. Разные виды театральных спектаклей (пальчиковый, настольный, кукольный, драматический, теневой, бибабо, перчаточный) позволяют использовать их во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса: на индивидуальных и групповых занятиях, в играх свободной деятельности.

Особое внимание педагоги уделяют развитию ручной моторики в изобразительной деятельности, привлекая детей к работе с бумагой, картоном, природным материалом. Детям очень нравятся такие нетрадиционные материалы как крашеные опилки, пенопласт, чай, кофе, яичная скорлупа, сухие листья, ветки, цветы, воск. Можно использовать разнообразные виды нетрадиционных изобразительных техник: пальчиковую живопись, восковую графику, кляксо- и ниткографию, рисование тканью, косметическими тенями, «точечное рисование», по сжатой бумаге, оттиск целлофаном.

Весь воспитательно-образовательный процесс строится с учётом алгоритма «Ступеньки проживания дня» в структуру которого входят: ритуал встречи – круг приветствия, психологические минутки, логопедические пятиминутки, ритуал прощания.

Семейное воспитание.

Большое значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет семейное воспитание. Одна из основных задач работы с семьёй – вовлечение родителей в орбиту здоровьеформирующей деятельности через интересные формы взаимодействия и ознакомление их с методами и приёмами работы с детьми, имеющими  особые возможности здоровья.

В нашей группе широко используются дни открытых дверей, интеллектуальные гостиные, заседания семейного клуба «Северная звезда», праздники, мастер-классы, совместная подготовка к конкурсам, выступлениям. Результатом такого общения стало понимание семьёй необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребёнка.

Большой популярностью у родителей пользуется «Портфолио дошкольника», представляющей собой копилку личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможности ещё раз пережить приятные моменты его жизни.

Итогом работы с семьёй стали: проведение совместных выставок поделок, рисунков, фотовыставок на разные темы.

Система работы по оздоровлению дошкольников группы комбинированной направленности позволила:

  • повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число частоболеющих детей;
  • значительно повысить речевую активность и коммуникативные навыки речи;
  • повысить социальную активность, что подтверждается участием детей в поселковых, районных, окружных мероприятиях;
  • включить всех родителей включить в единый воспитательно-образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.

Список использованной и рекомендованной литературы.

Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М., 2004.

Белявская Н.Н.,Засорина Л.Н.,Макарова Н.Ш. Учим ребёнка говорить: здоровьесозидающие технологии. М., 2009.

Веневцев С.И. Использование двигательных действий при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательной школы. Красноярск, 1996.

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. / Под ред.  Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. /  Под ред.  Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб. 1999.

Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2000.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб., 2000.

Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 1999.

Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"

Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Тема: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя –...

Семинар-практикум для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»    Семинар-пр...

Семинар-практикум "Использование психокоррекционных сказок в работе по формированию психологического здоровья старших дошкольников"

Полная версия семинара-практикума включает: когнитивный блок с полным анализом понятия "психологическое здоровье дошкольников"; практический блок, содержащий информацию по обучению педагогов...

Семинар - практикум для родителей старшей группы по теме: "Безопасность дошкольника"

Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с работой дошкольной образовательной организации по  ОБЖ и с  игровыми приемами на закрепления знаний детей старшего дошкольного возрас...

Семинар-практикум для воспитателей: «Ознакомление старших дошкольников с измерениями»

Цель образовательной деятельности по формированию представлений о величине предметов в ДОУ -  познакомить детей свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя только те свойс...