Выступление на МО "Специальное образование лиц со сложными недостатками развития (интеллектуальными нарушениями)"
презентация к уроку

Мехнина Татьяна Васильевна

Выступление на МО "Специальное образование лиц со сложными недостатками развития (интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_uo.pptx164.21 КБ
Microsoft Office document icon doklad_k_uo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специальное образование лиц со сложными недостатками развития (интеллектуальными нарушениями) 2019 МБОУ Родниковская СОШ

Слайд 2

Понятие «Интеллект» Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» (Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990).

Слайд 3

Структура интеллекта Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Слайд 4

Формы интеллекта: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); способность решать проблемы; практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).

Слайд 5

Сущность нарушения Интеллектуальное нарушение – состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения.

Слайд 6

Причины нарушения интеллекта Причины нарушения интеллекта можно разделить на две группы по происхождению: эндогенные (хромосомные аберрации, генные мутации экзогенные (перинатальные, родовые, постнатальные)

Слайд 7

Классификация (основные виды нарушения) В международной классификации (МКБ-10) формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40 — 69) умеренную (IQ — 35 — 49) тяжелую (IQ — 20 — 34) глубокую (IQ ниже 20).

Слайд 8

В отечественной олигофренопедагогике была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность имбецильность идиотию Классификация (основные виды нарушения)

Слайд 9

Общая характеристика Стандарта ФГОС общего об разования для уча щ ихся с умственной отсталостью предс тавляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Слайд 10

Назначение Стандарта Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни

Слайд 11

Кадровое обеспечение учителя-олигофренопедагоги; воспитатели, учителя-логопеды; педагоги-психологи; специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре; социальные педагоги; музыкальный работник; медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физкультуре.

Слайд 12

Коррекционно-педагогическая работа Обеспечение обучающимся условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе. Осуществление комплексной системы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей адекватный их возможностям уровень общего образования по специальным учебникам и программам. Обеспечение первоначальной профессиональной подготовки и социально –трудовой реабилитации детей в соответствии с их психофизическим развитием и индивидуальными возможностями. Коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе образования и трудового обучения учащихся, воспитательной работы по устранению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно – профилактических мероприятий.

Слайд 13

Все обучение должно строиться на основе наглядно-практической деятельности обучающихся, сопровождаемой речью, и быть направлено на выработку правильных представлений и практических умений.

Слайд 14

Учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми старшего школьного возраста Цель коррекционно-воспитательной работы – социальная адаптация старшеклассников, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.

Слайд 15

Основная установка при проведении занятий (уроков) с обучающимися этой категории – организация их активной практической деятельности. Вербальное обучение или основанное только на пассивном зрительном восприятии для этих детей неприемлемо.

Слайд 16

А также: Принцип сознательного обучения; Принцип систематичности и последовательности;

Слайд 17

Современные образовательные технологии Информационно – коммуникативные технологии урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация); урок практических занятий, отработка полученных знаний (компьютерная игра); урок проверки усвоенных знаний (компьютерные тренажёры); комбинированные уроки. Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала .

Слайд 18

Здоровьесберегающие технологии: Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Развитие двигательной активности. Обеспечение адекватного восстановления сил. Современные образовательные технологии

Слайд 19

Игровые технологии: метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь). Современные образовательные технологии

Слайд 20

Практические методы – наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с тяжело умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения

Слайд 21

Наглядные методы

Слайд 22

Словесные методы В учебной работе с умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны . Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения .

Слайд 23

Источники: https://www.youtube.com/watch?v=n_gAYNDDRCs http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/10/09/osobennosti-organizatsii-uchebnogo http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A18.pdf



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Специальное образование лиц со сложными недостатками развития (интеллектуальными нарушениями)

Введение

СЛАЙД 1. В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.

СЛАЙД 2. Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих.

Понятие «Интеллект»

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» (Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990).

Структура интеллекта

СЛАЙД 3. Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.

  1. Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.
  2. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.
  3. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.
  4. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.
  5. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.
  6. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.
  7. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Формы интеллекта:

СЛАЙД 4.

  1. вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
  2. способность решать проблемы;
  3. практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).

В структуру практического интеллекта входят:

  1. Процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Способность рационально действовать в новой обстановке.

Интеллектуальная сфера включает в себя некоторые познавательные процессы, но интеллект не является только лишь суммой этих познавательных процессов. Предпосылками интеллекта являются внимание и память, однако ими понимание сущности интеллектуальной деятельности не исчерпывается.

Сущность нарушения.

СЛАЙД 5. Интеллектуальное нарушение – состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения. В нейропсихологических исследованиях, задачей которых является изучение мозговых основ психических функций, было показано, что мозговым субстратом наиболее сложных форм целенаправленного осмысленного поведения, и прежде всего интеллектуальных процессов, являются лобные доли головного мозга.

Снижение интеллекта, обусловлено врожденной патологией либо нарушениями развития в раннем детстве и проявляющееся не менее чем в двух сферах адаптивного поведения. Всего выделяют 10 таких сфер: общение, самообслуживание, бытовые навыки, социальная активность, досуг, забота о своем здоровье и безопасности, самостоятельность поведения, академическая успеваемость, поведение в коллективе, трудовая деятельность.

Причины нарушения интеллекта

СЛАЙД 6.

Причины нарушения интеллекта можно разделить на две группы по происхождению: эндогенные и экзогенные.

К первым относятся:

  • Хромосомные аберрации - изменения хромосомной структуры или числа хромосом. Такие нарушения составляют около 1-1,8 % всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5-8 % детей, страдающих психическими заболеваниями. Наиболее известными нарушениями такого рода является синдром (трисомия по 21 хромосоме), который составляет около 13 % всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. Всего описано около 300 различных хромосомных аберраций, и этот список постоянно пополняется. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекции.
  • Генные мутации, которых в настоящее время известно около 2000, и ежегодно этот список продолжает пополняться. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Первые признаки наследственных генных заболеваний могут проявиться в любом возрасте.

Говоря о причинах экзогенного характера, следует выявить:

  • Перинатальные –  всевозможные влияния, оказывающие вредное действие в период внутриутробного развития ребенка (инфекции, интоксикации, травмы и т. п.);
  • Родовые –  родовые травмы и асфиксия;
  • Постнатальные – болезненные явления, действовавшие в период раннего развития ребенка (заболевания мозга инфекционного, интоксикационного, травматического характера, нарушения питания и др.);

Подобные факторы приводят к поражениям мозга, в следствие которых ребёнок не может развиваться нормально.

Классификации умственной отсталости по степени тяжести

СЛАЙД 7.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден по причинам и времени поражения головного мозга, по степени тяжести клинической картины и по психолого-педагогическим характеристикам.

В международной классификации (МКБ-10) формы умственной отсталости:

  • легкую (IQ — 40 — 69)
  •  умеренную (IQ — 35 — 49)
  • тяжелую (IQ — 20 — 34)
  • глубокую (IQ ниже 20).

СЛАЙД 8. В отечественной олигофренопедагогике была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяли три степени умственной отсталости:

  • дебильность
  •  имбецильность
  •  идиотию

Так как ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе, считаем целесообразным соотнести ее с современной классификацией.

Легкая степень умственной отсталости — дебильность — встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости.

Дети  с таким нарушением отстают в физическом развитии. Проблема становится очевидной обычно, когда ребёнок идёт в детский сад или школу. Он не справляется с программный материал.

Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Не все дети могут освоить учебную программу.

Тяжелая умственная отсталость — имбецильность — выявляется в ранние периоды развития ребенка. Такие малыши позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть. Ходить ребёнок может начать гораздо к трём годам и позже.

Почти  отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы, причём с нарушением произношения звуков. Существенно страдает моторика.

Эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью.

Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.). Практика показала, что лица с тяжелой умствен-

ной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Глубокая умственная отсталость — идиотия — выявляется в первые месяцы жизни ребенка.

У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя.

Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире. Чаще всего они определяются в интернатные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития и труда, где за ними осуществляется уход.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  для обучающихся с умственной отсталостью

СЛАЙД 9. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной  основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

 СЛАЙД 10. Назначение Стандарта

Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни

СЛАЙД 11. В штат специалистов образовательной организации должны входить:

  •  учителя-олигофренопедагоги;
  • воспитатели, учителя-логопеды;
  • педагоги-психологи;
  • специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре;
  • социальные педагоги;
  • музыкальный работник;
  • медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физкультуре.

Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения:

СЛАЙД 12. 

Цель и задачи коррекционно-педагогической работы:

 Обеспечение обучающимся условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе.

 Осуществление комплексной системы обучения и воспитания детей и подростков с

ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей адекватный их возможностям уровень общего образования по специальным учебникам и программам.

 Обеспечение первоначальной профессиональной подготовки и социально –трудовой реабилитации детей в соответствии с их психофизическим развитием и индивидуальными возможностями.

 Коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе образования и трудового обучения учащихся, воспитательной работы по устранению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно – профилактических мероприятий.

Для реализации поставленных целей и задач обучения   необходимо  применение различных методов, приёмов  и педагогических технологий.  

Стандарт учитывает особые образовательные потребности учащихся с умственной отсталостью.

Принципы обучения умственно отсталых детей

СЛАЙД 13. Принципы обучения умственно отсталых детей определяет специальная дидактика. Она обосновывает особенности реализации общедидактических принципов во вспомогательной школе.

Наглядно-практический принцип предусматривает взаимосвязь с интеллектуальными операциями, которые проделывает ребенок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей-олигофренов, развитию их личностных качеств.

СЛАЙД 14. Принцип коррекционно-воспитательного обучения выражается в требовании осуществлять обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему школьных учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребенка.

СЛАЙД 15. Принцип доступности— это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий возрасту школьников, уровню их развития, подготовленности, имеющимся знаниям, опыту, но и индивидуальным особенностям ребенка. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строгого учета индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно хорошо знать каждого воспитанника.

Среди умственно отсталых школьников встречаются дети как со значительно заторможенной мыслительной деятельностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Ученики первой категории с трудом включаются в работу, выполняют задание медленно, не проявляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учебного процесса. Таких учащихся необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопросами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т. д. Во время работы следует больше подходить к таким детям, соответствующими вопросами или репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, поставленную учителем, они тотчас же приступают к выполнению. Основная задача в работе с такими детьми — преодоление их торопливости, выработка у них навыка предварительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими детьми-школьниками надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие.

СЛАЙД 16. А также Принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание изучаемых предметов и явлений. Умственно отсталые дети должны уметь сознательно применять знания в конкретных практических ситуациях. Активность ребенка стимулируется самостоятельным выполнением посильных заданий, подчеркиванием его успехов. Надо добиваться, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправленно.

Принцип систематичности и последовательности должен трактоваться не только применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемственности обучения. Необходимо соблюдать при этом и последовательность действий ученика и учителя, диктуемую логикой трудовых процессов.

Для лучшего закрепления и прочного усвоения материала важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносится что-то новое в содержание учебного материала, в характер его усвоения.

СЛАЙД  17. Среди  многообразия современных образовательных технологий, в большей степени способствуют  лучшему усвоению и запоминанию учебного  материала обучающимися с умственной отсталостью:  

педагогические технологии:

I   Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)

Наш век  — век всеобщей компьютеризации общества.    Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.  

Для   детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся

Можно  использовать следующие  типы  урока для умственно отсталых детей:

  • урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
  • урок  практических занятий, отработка полученных знаний  (компьютерная игра);
  • урок проверки  усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);
  • комбинированные уроки.

Из многообразия методов в педагогической практике используют  те методы, которые наиболее полно решают задачи развития детей.

Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению  пройденного материала.

СЛАЙД 18. II.   Здоровьесберегающие технологии

 Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих  методик,  имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Основополагающие принципы     здоровьесберегающих технологий

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2. Развитие двигательной активности.

3. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления (физминутки на уроках, подвижные игры на переменах).

СЛАЙД 19. III. Игровые  технологии (например, метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи,  как ходит лиса, медведь).

Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки,  коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут  в дальнейшей успешной адаптации  в современном обществе.

СЛАЙД 20. Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения

Практические:

  • упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
  •  устные упражнения и  письменные упражнения;
  •  практические работы (использование тренажёров).

СЛАЙД 21. Наглядные:

  • объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
  • проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов;
  • рассказ (по слайдам, презентациям и  интерактивной доске).

СЛАЙД 22. В учебной работе с умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.

Вывод

Понимая природу и особенность нарушений мозга у отдельного ребёнка, педагог может сформировать наиболее оптимальный подход. Кроме того, различные нарушения накладывают разные ограничения на возможности развития ученика, требуют разных методов донесения информации.

Также педагог должен осознавать, какие сопутствующие заболевания осложняют процесс обучения ребёнка.

Уровень интеллекта может быть снижен не только в результате органических нарушений, но и из-за педагогический запущенности.  

Поведение детей с нарушением интеллекта требует постоянной коррекции, педагог, осознавая потребности ребёнка и его физиологические показатели должен избирать такой подход, который будет максимально эффективен для каждого ребёнка в отдельности.

Педагог обязан проводить разъяснительную работу с родителями и подсказывать им наиболее корректный варианты решения проблем, которые также должны быть продиктованы особенностями отдельного ребёнка.

Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Интеграция дополнительного образования и исследовательской деятельности - основа развития интеллектуальной личности"

   Практика показывает, что многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации, самоопределению способствует именно дополнительное образование. Вовлечен...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...