РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
статья

Шевелева Ксения Юрьевна

     В данной статье вы найдете для себя подборку игр и упражнений для развития навыков звукового анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx521.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО

АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Работа по развитию артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Задачей последнего этапа «Анализ звукового состава слова» является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Фонематический анализ – это способность выделения (узнавания) звука в слове. Фонематический синтез – умение соединять звуки в целое слово. В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. 

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше — позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна. В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше - позже, первый - последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ребёнок определяет, что, например, в сочетании «иу» первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку).

Дошкольники учатся делить слова на слоги: при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: (один слог), (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам, затем слова «селятся» в вагоны «Веселого поезда» (в каждый вагон слова с определенным количеством слогов; сколько окошек в вагоне, столько слогов должно быть в слове). Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.

Определение количества слогов в слове, составление слов

из разного количества слогов

Упражнение «Отбей слоги мячом»

Взрослый  говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Упражнения -  «Прошагаем слово»,  «Отхлопаем слова» (аналогичные).

Игра «Паровозик и вагончики» 

Оборудование: паровозик с кармашком для вкладывания картинок и вагончики; набор предметных картинок.

На паровозике (картинка или игрушка) – картинка с изображением предмета. Ребёнок называет картинку, затем  делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

 Игра «Гусеница» (аналогично)

Оборудование: гусеница, состоящая из частей туловища; набор предметных картинок.

Взрослый  показывает гусеницу (картинка или игрушка), состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

Игра «Дождик» (аналогично)

Оборудование: тучка с кармашком для вкладывания картинок и капельки; набор предметных картинок.

На изображении тучки – картинка с изображением предмета. Ребёнок  называет картинку и при помощи капелек показывает количество слогов в  данном слове.

Игра «Кто в каком вагоне поедет?»

Оборудование: паровозик и пронумерованные вагончики с кармашками для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Взрослый показывает изображение поезда с пронумерованными вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне будет располагаться слово: количество слогов в слове соответствует цифре на вагоне поезда.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове

Игра «Отгадай слово по первым буквам»

Оборудование: набор предметных картинок.

Взрослый выставляет перед ребёнком столько картинок, сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

Игра «Цепочка слов»

Оборудование: набор предметных картинок.

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета  стал первым звуком в названии другого предмета.

Например: автобус – стул – лампа - …

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки).

Игра «Звуковые человечки»

Оборудование: изображения цветных человечков: зеленый, синий и красный.

Ребенку предлагаются изображения 3-х человечков, он должен разложить картинки в соответствии с характеристикой первого звука в слове (красный-гласный, зеленый – согласный мягкий, синий – согласный твердый).

Аналогично «Цветные домики», «Цветные тарелочки».

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «ко..»,  «пау..», «до..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

C:\Users\Марина\Desktop\Новая папка (2)\images.jpg    C:\Users\Марина\Desktop\Новая папка (2)\leopold_2.jpg         C:\Users\Марина\Pictures\dom.jpg

                 Па.                    Ко.                      До.

Игра «Рыбалка» (аналогично)

Оборудование: удочка, набор предметных картинок.

С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию логопеда нужно выделить из слова последний звук.

 Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит,  крот, плот, суп.

Игра «Звукоедик» (аналогично)

Педагог рассказывает, что у Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит:

- …иван, …каф, …тул и т.д. Что хотела сказать кукла?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто…, сту…, тарелк… и т.д.»

Вариант этой игры: «Истории про Звукоедика»

Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях фруктов: …руша, …ерсик и т.п.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк…, сосн… .

Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах.

Игры на выделение звука в слове

Игра «Найди общий звук»

Взрослый  произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»

Чайник, очки, ключи (Ч).

Жаба, лыжи, жук (Ж).

Липа, лес, соль (ЛЬ).

Репа, букварь, крепость (РЬ).

Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).

Стул, лодка, лампа (Л).

Воробей, павлин, иволга (В) и т.д.

Игра «Найди лишнее слово»

В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.

 Щука, плащ, шерсть, клещи. 

D:\сБОРНИК Фонематика\1294417.jpg

D:\сБОРНИК Фонематика\plash-dozhdevik-detskii-playshoes-5950472.jpg

D:\сБОРНИК Фонематика\health_odejda_06.jpg

D:\сБОРНИК Фонематика\i.jpeg

Кукла, мяч, чайник, чашка.

D:\сБОРНИК Фонематика\Madam_Alexander_45505.gif

D:\сБОРНИК Фонематика\мяч.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\чайник.jpg

D:\сБОРНИК Фонематика\чашка.jpg

Овца, цыпленок, солнце, луна.

D:\сБОРНИК Фонематика\овца.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\цып.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\солнце.gif

D:\сБОРНИК Фонематика\луна.jpeg

Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

D:\сБОРНИК Фонематика\ножницы.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\круг.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\лошадь.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\жеребёнок.jpeg

Игра «Собираем пуговки»

Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику.

Игра «Подарки лесным зверушкам»

Взрослый говорит ребенку, что Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям - лесным зверушкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверушки.

Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник;

          лисенку – леденец, лежак и лейку;

          лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?

Игра «Кто в домике живет?»

Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал. Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игры на дифференциацию звуков

Задание «Раскрась – не ошибись»

Ребенку предлагается раскрасить предметы на картине карандашами желтого и синего цветов. Если в словах есть звук Ж – желтым цветом, если звук З – синим.

Материал: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок, кружок, мимоза, гвоздика.

D:\сБОРНИК Фонематика\ваза.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\роза.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\жираф.gif

D:\сБОРНИК Фонематика\желудь.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\жилет.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\звезда.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\пижама.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\флаг.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\кружок.gif

D:\сБОРНИК Фонематика\мимоза.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\заяц.jpeg

D:\сБОРНИК Фонематика\гвоздика.jpg

Дифференцировать можно звуки по принципу: парные согласные, мягкие - твердые, близкие по звучанию.

Игра «Собери букет»

Оборудование: нарисованные вазы; карточки с изображением цветов.

На листе бумаги нарисованы две вазы. В каждую вазу надо собрать букет, но в первую вазу можно поставить лишь те цветы, в названии которых слышен звук Р (ромашка, роза, георгин …), а во вторую вазу – лишь те цветы, в названии которых есть звук Л (ландыш, фиалка, гладиолус …).

Игра « Кто быстрее соберет вещи»

Оборудование: два чемоданчика (коробочки, картинка); набор предметных картинок.

На листе бумаги нарисованы два чемодана. На них символы звуков С и Ш. Вокруг разложены картинки с изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов. Взрослый просит ребенка «разложить» данные картинки по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

Игра «Расскажем о куклах»

Взрослый показывает ребенку двух кукол. Одна кукла одета в красное платье – это Катя, другая одета в голубое платье – это Галя. Произнося имена кукол, взрослый выделяет голосом звуки К и Г.

Ребенку предлагается составить рассказ об этих куклах, ответив на вопросы:  что на них надето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нравится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю – Г.

Например: Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Ее любимые игрушки – конь, Чебурашка и матрешка.

Игра «Упрямые Звуковички»

Оборудование: мяч

Учимся различать согласные твердые и мягкие.

Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч взрослому.

Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ.

Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т.е. твердую пару названного звука.

Например: ВЬ-В, КЬ-К.

Варианты этой игры:

  1. «Твердые-мягкие»

Взрослый называет слово с твердым звуком в начале слова и бросает мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий: рука – река; лось – лента; молоток – лента.

2. «Измени слово»

Взрослый бросает мяч и говорит слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал – даль; стал - сталь;был – быль; ел – ель; кон -  конь; мел – мель.

Игры на выделение места звука в слове

Игра «Звуковое лото»

Оборудование: звуковые схемы; набор предметных картинок.

Перед ребёнком картинки и звуковые схемы слов с тремя квадратиками

( в первом случае – закрашен первый квадрат, во втором – второй, в третьем – третий квадрат). Задание – разложить все картинки на определенный звук под подходящими  схемами.

Игра «Кто в домике живёт»  (аналогично)

Оборудование: изображения 3-х домиков; набор предметных картинок.

Схемы слов представлены в виде домиков, а картинки можно заменить игрушками из киндер-сюрпризов.

Игра «В каком вагоне едет Звук?» (аналогично)

Оборудование: изображение паровозика и вагончиков; набор предметных картинок.

Взрослый показывает изображение поезда с тремя вагончиками, предлагает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне «едет» определенный  звук: в начале, в середине или в конце?

Игра «Застегни пуговицу на  рубашке» (аналогично)

Оборудование: рубашка с пуговицами и  с кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок; фишка.

На изображении рубашки прикреплен прозрачный карман. В карманчик вкладывается картинка.  Взрослый просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

Игра «Бусы»

Оборудование: бусы, предметные картинки.

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки).

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове

Игра "Сколько звуков?".

Оборудование: счетные палочки или цветные фишки

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два, три гласных звука и т.д.: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек или фишек, сколько звуков услышал. Можно брать фишки одного цвета или разных цветов:  на каждый звук – фишка определенного цвета.

Игра «Строитель» (аналогично)

Оборудование: кубики из строительного набора.

Взрослый произносит звуки, а ребенок строит башню из кубиков. Кубиков должно быть столько, сколько звуков произнесли (для каждого звука можно взять отдельный цвет кубика).

Игра «Шифровка»

Оборудование: красные кружки.

Педагог называет слова, ребенок должен положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

Игра «Фишки»

Оборудование: фишки одинакового цвета

С помощью фишек одинакового  цвета ребёнок показывает количество и звуков в слове, изображенном на  картинке.

Упражнение «Схема слова»

Оборудование: фишки разного цвета

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

Игра «Построим пирамиду»

Оборудование: набор предметных картинок

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок.  Он объясняет, что в основании пирамиды должны быть помещены картинки с изображениями предметов, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды-картинки с предметами, названия которых имеют четыре звука, и т.д.

Игра «Сколько точек – столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль).

 Дети по очереди бросают кубик и называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает ноль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок  платит фант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей направленные на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Данный материал поможет закрепить в домашних условиях навыки звуко-буквенного анализа ,полученные ребенком на логопедичсеких занятиях....

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, пр...

Логопедические игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза

Как известно, ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками нача...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...

Конспект консультации для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Консультация позволяет познакомить родителей с определениями «звуковой анализ и синтез». Убедить в  важности этих процессов для дальнейшей профилактики дисграфии в школьные годы. Пока...