Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс
план-конспект урока (8 класс)

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.

Задачи урока:

  • образовательные:

- показать роль глаголов в языке и речи;

- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;

- продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение;

  • коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать мыслительную деятельность путем выполнения различных заданий;

- формировать учебно-познавательную деятельность;

- формировать готовность учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развивать речь, умение слушать;

- развивать внимание и орфографическую зоркость;

- развивать умения делать выводы на основе наблюдений, формировать правила;

  • воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx242.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи для учащихся 8 класса

Тема урока: Значение глаголов в речи

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.

Задачи урока:

  • образовательные:

- показать роль глаголов в языке и речи;

- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;

- продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение;

  • коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать мыслительную деятельность путем выполнения различных заданий;

- формировать учебно-познавательную деятельность;

- формировать готовность учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развивать речь, умение слушать;

- развивать внимание и орфографическую зоркость;

- развивать умения делать выводы на основе наблюдений, формировать правила;

  • воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока:урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование:

  • учебник. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; М.: «Просвещение», 2006;
  • картинки для составления предложений;
  • таблица «Части речи»;
  • индивидуальные карточки – задания;
  • смайлики.

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день. Я рада видеть вас на уроке русского языка.

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Сядьте поудобнее и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас.

Посмотри внимательно на облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Настроение стало похоже на солнышко? Надеюсь, что к концу урока настроение у вас не испортится.

2. Актуализация знаний

- Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто, что сделает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …!

- О какой части речи это стихотворение?

- Какие еще части речи вы знаете?

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

3. Сообщение темы урока

Глагол – настоящий богач среди частей речи. По частоте употребления занимает второе место после существительных. Глагол – это живая часть речи. Со словами существительными они большие друзья. Когда их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут нам о многом рассказать.

- А сейчас мы с вами поможем встретиться глаголам с именами существительными.

- Посмотрите на картинки и составьте предложения по ним. Поставьте вопросы к частям речи.

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение.

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит;

Увы! – он счастья не ищет

И не от счастья бежит!

- Найдите и назовите глаголы. Прочитайте стихотворение без них.

волны, ветер

И мачта;

Увы! – он счастья не

И не от счастья!

- Какой вывод можно сделать?

- Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.

4. Работа по теме урока

1. Задание. К данным глаголам подберите слова с противоположным значением.

Молчит –

Работает –

Включает –

Любит –

Радует –

Смеется –

Улетает –

Теряет –

Собирает –

2. Задание. К каждому ряду слов подберите один глагол, который подойдет ко всем существительным.

1) Бабочка, мальчик, котенок, старушка –

2) Книга, ребенок, бревно, лентяй –

3) Дятел, дождик, плотник, форточка –

4) Лето, мама, письмо, гость –

5. Физкультминутка

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо,

Потянитесь, распрямитесь,

Поморгайте, улыбнитесь.

Быть хорошими старайтесь

И за дело принимайтесь.

6. Словарная работа

- А теперь попробуйте отгадать загадки:

1) Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух –

И в воду – плюх!

(Лягушка)

2) Серый маленький комочек

- Чик-чирик! – замерз он очень!

(Воробей)

3)Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи

(Собака)

- Запишите отгадки в тетрадь с комментированием.

- Запомните написание этих слов.

- Какой частью речи являются эти слова?

-Давайте подберем к ним глаголы, «оживим» эти существительные. Составьте предложение с одним из этих существительных.

Резвый воробей скачет по мокрой крыше.

- Слово «воробей» разберите как часть речи.

Воробей – сущ., одуш., нариц., м. р., ед, ч., И. п., 2 скл.

- Запишите и разберитеего по членам предложения.

- Чем является глагол в предложении?

- Запомните, глагол в предложении обычно бывает сказуемым.

- Молодцы. Вы хорошо поработали.

7. Работа по карточкам.

Задание: Спишите, заменив глаголы другими глаголами, близкими по значению.

О б р а з е ц. Дом находится на краю деревни.

1. Дом стоял на краю деревни.

2. Пионеры разбили палатку на берегу реки.

3. Вася правильно передал содержание рассказа.

4. Быстро пролетел день.

5. Не бросайте друга в беде.

6. Нельзя пересекать дорогу перед идущей машиной.

7. Лыжник быстро съехал с горы.

8. По небу ползли тяжелые тучи.

9. На заработанные деньги брат приобрел радиоприемник.

10. Сестра осваивает искусство кулинарии.

Подчеркните глаголы. Устно поставьте к ним вопросы.

8. Итог урока. Выставление оценок

- О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое глагол?

- Каким членом предложения является глагол?

Выставление оценок с комментированием.

9. Домашнее задание

- Откройте учебники на странице 87. Упражнение 205. Дома вам нужно будет заменить выделенные сочетания слов близкими по смыслу глаголами.

- Понятно ли вам задание? Есть ли вопросы? Откройте дневники, запишите домашнее задание.

10. Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат смайлики. Выберите тот, который отображает ваше настроение на данный момент.

- Вот и подошел к концу наш урок, который хочется закончить словами великого писателя К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

- Спасибо за внимание!

- До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение глаголов в речи.

Групповое логопедическое занятие по расширению представления учащихся о значении глаголов в речи, развитие фонематического восприятия, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе                     « Значение глагола в речи»...

Урок русского языка.Обучение на дому. 7 класс.«Значение глагола в речи»

Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов ...

Презентация "Глагол. Значение глагола" 8-9 класс специальной (коррекционной) школы

Презентация содержит информационный и иллюстративный материал о многообразии значений глагола...

Значение глагола в речи

Значение глагола в речи...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...

Дистанционный урок русского языка в 6 классе по теме "Значение глагола в речи"

Урок ориентирован на активизацию памяти, мышления путем различных видов деятельности, отбор учебного материала проведён с учетом возрастных и личностных особенностей детей, на основании принципа динам...