Октрытый урок по ОСЖ на тему: Состав семьи. Родственные отношения.
план-конспект урока (6 класс)

Круглова Алена Юрьевна

Конспект урока ОСЖ по теме: Состав семьи. Родственные отношения. Материал рассчитан на 6 класс коррекционной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Состав семьи.  Родственные отношения.

Цели урока: актуализировать и закреплять имеющиеся у обучающихся опорные знания о семье и родственных отношениях.

Задачи:

- уточнение значений понятий «семья», «родственник»; повторение и обобщение знаний о родственных отношениях в семье;

- развитие связной речи при ответах на вопросы, составлении монологов;

- формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

- создание условий для повышения познавательной активности;

- коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе составления рассказа с опорой текста с пропущенными словами; логического мышления через установление социальных взаимосвязей в семье, развитие умения обобщать, делать вывод, планировать деятельность, осознанно выполнять задания,

- коррекция и развитие зрительной памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия  через игры и упражнения; эмоционально-волевой сферы, навыков контроля и самоконтроля;

- формирование положительных личностных качеств (самостоятельности, уверенности, целеустремленности, способности к анализу),  адекватной самооценки через оценку работы одноклассниками и учителем.

Тип урока: вводный

Методы обучения по источнику знаний:

- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа,

- наглядные методы: демонстрация предметных картинок, опорных слов, мультимедийной презентации;

- практические методы: работа по индивидуальной карте,  игры, упражнения, элементы проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Материально-техническое оснащение: предметные картинки по теме «Члены семьи», контрольно-оценочный материал (индивидуальные рабочие листы), карточки с опорными словами-терминами (понятиями), силуэты ромашек (для проведения рефлексии); разноцветные квадраты с буквами (Родители) для составления кодового слова.

Мультимедийный комплекс: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Семья. Родственные отношения».

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

1. Приветствие. Психологический настрой обучающихся.

- Добрый день

- Присаживайтесь.

- Настраиваемся на плодотворную интересную работу на уроке.

II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня во время всей нашей работы на уроке вы будете отгадывать зашифрованное слово, помогут вам в этом ваши старания. Вы – одна дружная команда, будете выполнять мои задания, получать разноцветные части - буквы, с помощью которых разгадаете волшебное слово. Желаю удачи!

- 1-ю подсказку Вы получите, если догадаетесь, о ком будем говорить на уроке.

На прошлых уроках мы с вами изучали раздел питание и выполняли практические работы по приготовлению разных блюд. Давайте проверим ваши знания. Вы должны разгадать кроссворд и угадать ключевое слово. Это слово относится к теме нашего сегодняшнего урока.

  1. Продолжи название блюда: овощной…
  2. Из картофеля мы можем приготовить….
  3. Жидкость, которую мы добавляем при приготовлении каши или пюре.
  4. Главный ингредиент при приготовлении картофельного пюре.
  5. Что для вкуса и пользы можно добавить в кашу.

Ключевое слово: семья.

За правильно разгаданный кроссворд вы получаете первую подсказку букву «О»

   

Тема нашего сегодняшнего урока:  Состав семьи. Родственные отношения.

Запишите тему в тетрадь.

- О ком мы будем говорить?

III. Актуализация опорных знаний о семье.

  1. Минутка правового воспитания.

Согласно Конвенции о правах ребенка и семейному кодексу

- Какие права имеют дети? Какие права у детей в семье?

- Прочитайте на слайде:

-  Каждый ребёнок имеет право жить в семье!

- Да, это так. У каждого из нас есть семья.

2. Словарная работа.   СЛАЙД

- Перед Вами на слайде несколько определений.

- Прочитайте 1, 2, 3 предложение.

1. Семья – это люди, которые живут рядом, на одной улице, дружат, ходят в гости.

2. Семья – это близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

3. Семья – это люди, которые вместе работают.

- Как вы думаете, какое из этих  трех определений слова «СЕМЬЯ» верно?  

Семья – это близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

Проверка правильности выполнения задания.

- Запишите это определение в рабочем листе.

- Вы успешно справились с заданием и я с радостью вручаю Вашей дружной команде 2-ую подсказку. ( «Р»)

3. Составление обучающимися рассказа «Семья» с опорой на план.

- Вы знаете: «Семья – это близкие люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге».

- Назовите одним словом близких людей в семье. (Родственники)

- Послушайте рассказ.

(учитель читает текст, рассказ сопровождает демонстрацией презентации)

Встретились парень и девушка. Полюбили друг друга и решили создать семью. Теперь они муж и жена. У них родились дети. Муж и жена теперь мать и отец. Дети их называют мама и папа. Дети друг другу - брат и сестра. У отца и матери тоже есть родители. Детям они - бабушки и дедушки, а дети детей им - внуки.

                           

- Теперь вы повторите рассказ друг за другом по одному предложению.

- Правильно. Вы получаете следующую часть секретного слова.(третью)- букву «Е»

4. Динамическая минутка  

- А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру " Встаньте те, ,...":
- у кого есть старший брат;
- у кого есть младшая сестра;
- у кого бабушка и дедушка живут здесь в городе;
- у кого родственники живут в другом городе.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

5 Слово родственники происходит от слова «Род» - т.е. объединение родственников. Люди, которые знают историю своего рода составляют родословную – список родственников и предков. В виде чего составляют родословную? В виде дерева – родословное или генеалогическое древо.

Слайд.

6. Упражнение в установлении родственных отношений:

а) самостоятельная работа в рабочих листах

- В рабочем листе прочитайте второе задание.

- Что будете делать?

Мама – ___________ папы.

Бабушка – _________ папы.

Мама - ___________бабушки.

Брат - __________ мамы.

Слова-помощники: жена, дочь, сын, мама,

 Проверка. Взаимоконтроль.

Мама – жена папы.

Бабушка – мама папы.

Мама – дочь бабушки.

Брат – сын мамы.

- Проверим правильность выполнения задания. Обменяйтесь рабочими листами. Поставьте оценку.

(Правильно выполненное задание на слайде)

- Вы заработали  4–ю подсказку – букву «т

б) игра «Экзамен», отработка понятий

- Мы повторили как называют некоторых членов семьи.

- Перед вами карточки с названиями других родственников. Прочитайте слово и объясните, кого так называют.

Слова: тетя, двоюродный брат, дядя, племянник, прабабушка, отчим, мачеха.

- Ваша команда получает 5 –ю подсказку – букву «И.

IV. Закрепление знаний по теме урока.

  1.  Дидактическая игра «Семья Лены» (фронтальная работа).

- Познакомьтесь с семьёй Лены. Это Лена. (прикрепить на доску), а это её мама, папа, брат и бабушка.

- Надо определить, кого как зовут. Прикрепите табличку с именем.

Марина- мама Лены. Нина - мама Марины.

Миша - брат Лены. Саша - муж Марины.

(поэтапно учащиеся прикрепляют таблички со словами)

Ответы на вопросы:

- Кем в семье Лены является Саша?

И т.п. работа по каждому члену семьи.

- Ваша команда получает предпоследнюю подсказку – букву «Л».

А теперь попробуйте решить задачи на логику о родственных отношениях в семье.

     1. Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу?______________________.

     2.  В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и одна сестра, а другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье?_________. Сколько в семье девочек  и мальчиков?____________.

     3. Шли мать с дочкой, да мать с дочкой, да бабушка с внучкой. Много ли всех?_________________.

 Вы получаете букву Д

IV. Обобщение по теме урока.

- Назовите главное слово урока.

- Что обозначает слово «семья»? (учащиеся проговаривают, возможна опора на запись в рабочем листе)

Семья – самое дорогое, что есть у человека в жизни. Без семьи жить очень трудно и одиноко. Семья – это важно!

Ежегодно 15 мая весь мир отмечает праздник - День Семьи, а у нас в России  есть  праздник - День семьи, любви и верности  и мы отмечаем его 8 июля.

- Ромашка – символ этого праздника.(раздать ромашки)

Рефлексия.

- Мы начинали урок с хорошим настроением.  А какое оно у Вас сейчас?

- Составим букет настроения!

- Оживите ваши ромашки.

1 ромашка – настроение в конце урока:

- хорошее,

😐- спокойное,

- грустное,

2 ромашка – оценка работы на уроке

- я – молодец!

😐- я старался!

- мне было трудно!

   

(Рисуют на ромашках:

 1 смайлик, соответствующий настроению и психическому состоянию,

2 смайлик – оценка деятельности, прикрепляют на доску).

- У меня тоже очень хорошее настроение!

- Я довольна вашей работой на уроке.

- И от всей души дарю последнюю подсказку – букву «л».

V. Итог урока.

- Дорогие друзья! Поздравляю! Все части тайного слова  вы собрали.

-. Составьте из букв слово.

(Получилось «Родители»)

-

- Спасибо, дети, за урок! Было очень приятно с вами работать.

Любите родителей, цените их!

Список использованной литературы:

Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционной школе.-М.: Изд. «Учитель», 2012

Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996

Соболева А.В. Загадки – смекалки. – М.: Издательство Гном и Д, 2000

Львова С. А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировкаи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – М.: «ВЛАДОС», 2005

Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида – М.: «ВЛАДОС», 2004

Субчева В. П. Социально – бытовая ориентировка: Учебное пособие, 6 класс – М.: «ВЛАДОС»,  2014

Список использованных интернет-ресурсов:

http://gamejulia.ru/stihi-pro-semyu-samie-zamechatelnie-stihotvoreniya-o-seme.html

https://pandia.ru/text/78/235/36157.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Семья. Родственные отношения."

Тема: «Семья. Родственные отношения».  Цели  и задачи урока:1.     расширить представления детей о семье;2....

Разработка урока по физике на тему «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы» для 9 класса

Разработка урока по теме "Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы." позволит повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер; сформировать понятие «изотопы веществ»; сформировать поня...

Презентация по теме "Семья. Родственные отношения"

Презентация Power Point может использоваться для формирования лексико-грамматических навыков по теме "Familie. Verwandten"....

Презентация. Семья, родственные отношения. Урок СБО, 6 клас.

Данная презентация предназначена для урока по социально бытовой ориентировке в 6 классе для обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Тема "Семья"....

урок СБО в 5 классе на тему: "Семья, родственные отношения"

Цели деятельности учителя: Коррекционно-образовательная: ознакомить с понятиями : семья, генеалогия, генеалогическое древо; научить составлять родословную своей семьи;Коррекционно-развивающая: развива...

Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»

Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...