Беседа "Как сохранить и укрепить свое зрение"
план-конспект

Лобанова Ольга Павловна

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни; формирование знаний об органах зрения.

 Задачи:

 1. Способствовать получению знаний о значении и строении глаз для функционирования всего организма;

 2. Развивать восприятие, мышление, речь, умение принимать и решать проблемно-познавательную задачу;

 3. Воспитывать стремление содержать свое тело в чистоте; осознанное отношение ребенка к важности соблюдения гигиенических требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sohranit_i_ukrepit_svoe_zrenie.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить и укрепить свое зрение.

Цели и задачи: привитие навыков здорового образа жизни;

- воспитание правильного отношения к зрению.

Ход беседы.

     Организационный момент.

- Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии отгадайте загадку.

            Два братца через дорогу живут,

            А друг друга не видят. (Глаза)

- Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?  (По цвету:  голубые, серые, карие, зелёные.)

-У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

-Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

- Почему так важны глаза?

- Потому что 95% внешней информации мы получаем за счет зрения. Именно глаза – наш главный инструмент для связи с внешним миром.

  Послушайте стихотворение.

Для чего нужны глаза? 

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?

Даня хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Саша.

Будет наш Егор танкистом,
А Филипп — парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!

   Глаза - орган зрения. Наши глаза похожи на два фотоаппарата или на две телекамеры, которые нацелены на окружающий мир и воспринимают свет.

   Наружное отверстие камеры обычно прикрыто прозрачным стеклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в наших глазах. Это роговица – внешняя прозрачная оболочка глаза. Сделана она из клеток, хорошо пропускающих свет. Поэтому роговицу надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет. Роль смазки в наших глазах выполняют слезы.

   В фотоаппарате свет проходит через круглое отверстие – диафрагму. Ее размер меняется. В яркий солнечный день диафрагма должна быть маленькой, в пасмурную погоду, когда света немного – большой. Роль диафрагмы в нашем глазу играет радужная оболочка. У разных людей эта оболочка различного цвета: голубая, серая, зеленая, коричневая. Посвети в глаз маленьким фонариком. Отверстие в центре радужки – зрачок – станет меньше. Автоматическая настройка глаза в действии!

   Чтобы лучше запомнить как устроены наши глаза, посмотрите инсценировку стихотворения.

Как устроен глаз.

Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро 
он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.

Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой 
радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь 
стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри

Оздоровительная минутка “Гимнастика для глаз”.

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторить 10 раз.
  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за указательным пальцем, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторить 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Глаза под защитой.

   Такой нежный и важный орган, как глаз, должен быть защищен! Помимо костей черепа, окружающих глаз (глазница), в защите глаз участвуют слезные железы, веки с ресницами и брови.

    Слезные железы расположены в верхних наружных уголках глаз. Они выделяют слезную жидкость, которая не только постоянно увлажняет глаза, но и содержит различные противомикробные вещества.

   Веки защищают глаза от пыли и других мелких посторонних частиц. Расположенные на их краях ресницы – очень прочные. При смыкании век верхние и нижние ресницы переплетаются, образуя для грязи непреодолимый барьер.

   Брови защищают глаза в основном от пота, стекающего со лба.

- Итак, брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

- Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

-Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.

Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.

Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.

Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".

-Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

- Послушайте стихотворение, определите, что вредно для глаз.

Береги свои глаза.

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.

Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 
40 сантиметров!

Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

- Если вы внимательно слушали стихотворение, вы легко ответите на вопросы.

Игра «Полезно - вредно».

Если это для глаз полезно – хлопаем в ладоши, если это для глаз вредно – топаем ногами.

  • Читать лежа.
  • Смотреть телевизор с близкого расстояния.
  • Оберегать глаза от ударов.
  • Промывать глаза по утрам.
  • Смотреть на яркий свет, на солнце.
  • Тереть глаза грязными руками.
  • Читать при хорошем освещении.

(После ответов учеников учитель вместе с детьми формулирует правила бережного отношения к глазам).

Правила бережного отношения к глазам.

  • Умываться по утрам.
  • Смотреть телевизор не более 1-1,5 часа в день.
  • Сидеть на расстоянии 3 метров от телевизора.
  • Не читать лежа.
  • Не читать в транспорте.
  • Оберегать глаза от травм (ушибов, инородных тел).
  • При чтении и письме свет должен падать слева.
  • Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см.
  • Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).
  • Делать гимнастику для глаз.
  • Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

- Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

- Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

Упражнения для тренировки глаз

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

- А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

5. Света сильно любит читать сказки. Она их читает даже ночью под одеялом с фонариком.

6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

- Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

 Подведение итогов.

-Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? ( Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

 С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

 Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

-Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить:  - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

- Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Открытая беседа

« Как сохранить и укрепить свое зрение »

                                               Подготовил: воспитатель Лобанова О.П.

                                                     

                                                           Инсар 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сохрани мою и свою жизнь"

Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей....

Внеклассное мероприятие «Что такое здоровье, как его сохранить и укрепить».

Разработка внеклассного мероприятия «Что такое здоровье, как его сохранить и укрепить» , цель которого расширение и углубление знаний по биологии, психологии, расширение кругозора учащихся, обога...

Танцы - отличный способ укрепить свое здоровье

Плавные и эксперссивыне движения распремляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку. Танцы сами по себе обнаруживают прекрасное в движениях лица, рук, уорпуса и ног; первым признаком красоты в...

Методические рекомендации для учащихся "Как сохранить свое зрение"

Глаза - наши окна в этот мир.Возможность видеть, читать, наслаждаться четкостью и красками всего, что вокруг... Как тяжело и страшно это утратить!Огромная нагрузка на зрение, которую испытывает соврем...

Музейный урок "Сохраним в сердцах своих память светлую о них"

Каждый год, когда приближается День Победы, мы вспоминаем участников войны, поздравляем ветеранов, проводим торжественные мероприятия. Я разработала музейный урок, который поможет многим учителям в фо...

Беседа "Как сохранить хороший слух"

Беседа по программе охраны жизни и здоровья обучающихся...