Воспитательские часы "Прививка от нацизма", "Черно-оранжевый всегда в моде", "Лента Ордена Славы"
план-конспект занятия (9 класс)

Жамбалов Бальжинима Санжимитупович

Расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символах; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; способствовать воспитанию гуманизма, патриотизма, гордости за свою страну и народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskie_chasy.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час: «Прививка от нацизма»

Цели: расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символах; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; способствовать воспитанию гуманизма, патриотизма, гордости за свою страну и народ.

Методы: беседа, работа в микрогруппах, решение ситуационных задач.

Ход занятия

  1. Вступительная беседа «Про моду, свастику, прокуратуру».

Воспитатель. Я начну сегодняшний воспитательский час с газетных заметок на одну и ту же тему: «Про моду, свастику, прокуратуру».

Апрель, 2007г. После весенних каникул педагогический коллектив одной из российских школ пережил настоящий шок, увидев на стене эмблему немецкого нацизма. Учителя обратились в милицию. Следственная группа в этот же день вычислила виновников: ими оказались недавние выпускники школы. Объяснить причину своего поступка они не смогли. Возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм».

Август, 2008г. Группа подростков в Рязанской области расписала дома и заборы селян свастикой. Знаки выведены масляной краской, и стереть их сложно. Милиция «художников» поймала. Почти все они неместные, приехали на каникулы к бабушкам. Родителям хулиганов теперь предстоит заплатить штраф и стереть свастику со стен.

Такие новости в последнее время приходят все чаще: подростки рисуют свастику, прокуратура возбуждает уголовные дела, родители выплачивают штрафы.

Когда спрашивали у этих ребят, зачем они это делают – зачем наносят татуировки с нацистскими знаками, зачем рисуют на заборах фашистскую свастику, многие отвечали: просто так. Кто-то из них думает, что это круто и модно, кто-то хочет казаться воинственным, агрессивным.

Прадеды этих ребят победили фашизм, а они восхищаются Гитлером, подражают эсэсовцам – значит, вирус фашизма не уничтожен, он продолжает заражать сознание нашей молодежи.

Знания о преступлениях гитлеровцев могут стать прививкой от нацизма.

Сегодняшний воспитательский час мы так и назвали – «Прививка от нацизма».

  1. Словарная работа «Непонятные слова».

Воспитатель. Посмотрите на доску. Там в столбик записаны слова. Я буду читать толкования слов. Догадайтесь, к какому слову относится данное толкование.

  • Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности. (Гуманизм).
  • Враждебность, стремление к захвату, к завладению. (Агрессивность).
  • Равенство, солидарность и сотрудничество всех стран и народов. (Интернационализм).
  • Одно из названий фашизма (Нацизм)
  • Сторонники нацизма. (Нацисты).
  • Насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления. (Террор).

Дети дают объяснения, учитель уточняет, комментирует, приводит примеры.

  1. Информация для размышления.
  1. Что такое фашизм и нацизм?

Воспитатель. Что такое фашизм? Что такое нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно их употребляем, но не все могут это объяснить, что это такое.

Фашизм – это система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Она называлась Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Сторонников этой партии и называли нацистами.

Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе гитлеровского нацизма три идеи.

  • Первая – это идея расового превосходства немцев над всеми другими народами. Согласно этой идее есть «высшая раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие расы», неполноценные народы, недочеловеки, которых необходимо подавлять и истреблять. Гитлер так высказывался о «технике истребления населения» на Востоке: «Наш долг – истребить население… миллионы представителей неполноценной расы, которые плодятся, как паразиты…» эти слова Гитлера относятся, прежде всего, к русским и ко всем народам России.
  • Второй важной идеей нацизма стало учение о важном жизненном пространстве. Согласно ему «высшая раса», немцы, должна, расселяться и укореняться на самых лучших и богатых землях – имеется в виду Россия. А «низшая раса» - местные жители – должна изгоняться, порабощаться, истребляться, или германизироваться.
  • И третья идея – это идея мирового господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет.

Вот такая программа была у тех, кто пришел с оружием на Русскую землю в 1941 г.: расовое превосходство немцев над народами России, расчистка жизненного пространства для немцев, установление такого порядка на 1000 лет.

  1. «Фабрика смерти».

Воспитатель. 17 января 1945 г. Были освобожден концлагерь «Освенцим». Его назвали символом жестокости человека ХХ века. Здесь постоянно дымились трубы 15 крематориев, работали газовые камеры, в которых людей отравляли ядовитым газом «Циклон». За период существования лагеря было уничтожено не менее 4 млн. человек. К моменту освобождения в концлагере «Освенцим» осталось всего 3790 узников. Из них русских – 158 человек.

11 апреля 1945 года были освобождены узники фашистской «фабрики смерти» - лагеря «Бухенвальд». Там находились несколько десятков тысяч заключенных из 18 стран Европы. После «Бухенвальда» один за другим были освобождены узники «Заксенхаузена», «Дахау», «Равенсбрюка». Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 млн. человек. Каждый пятый из них – ребенок, 11 млн. уничтожены.

В результате развязанной нацистами Второй мировой войны погибло до 70 млн. человек.

  1. Суд истории.

Ученики 1. Преступления фашистов не остались безнаказанными. «суд истории» - так назвали судебный процесс над главарями гитлеровской Германии. Две недели в немецком городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал, который признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав нацистской партии. 11 главарей фашистов приговорены к смертной казни. Других фашистских главарей приговорили к пожизненному заключению, к различным срокам заключения.

  1. Заключительное слово «Сотри свастику!»

Воспитатель. В маленьком австрийском городе, где родился Гитлер, теперь нет ни одного нациста. И конечно, там не встретишь свастики.

- Как вы думаете, почему? (Дети высказываются).

                                                                                                                                                                                                                                 

- Чему научила жителей этого городка? (Нельзя потакать фашистам, нельзя им верить, нельзя допускать их до власти.)

Интересная деталь. Для иностранных туристов, которые сейчас приезжают в Германию, выпустили памятку о правилах поведения в этой стране. В памятке есть такой пункт: «Никогда ни при каких обстоятельствах не показывайте фашистский жест, не выкрикивайте фашистское приветствие, не показывайте фашистскую свастику или другие символики нацистов даже в шутку! Использование этих знаков является уголовным правонарушением, за которые может последовать наказание до пяти лет лишения свободы. Причем иностранцы не освобождаются от ответственности за подобные преступления».

В России тоже предусмотрена ответственность за демонстрацию нацистских символов. Правда, нарушители отделываются штрафами от 500 до 100 000 рублей. И у нас в России подростки рисуют свастику. Хорошо, что есть люди, которые упорно стирают эти знаки со стен. Их никто не заставляет, просто им перед прадедами своими стыдно…

  1. Подведение итогов: «Гуманизм плюс интернационализм».
  • Приходилось ли вам раньше слышать об ответственности за распространение нацистской символики?
  • Что вы будете делать, если вы увидите, что приятель рисует фашистские знаки?
  • Попытаетесь ли вы объяснить ему, что это за символика как за этот поступок придется отвечать?
  • Будете ли вы сами носить нацистские эмблемы?
  • Станете стирать эти знаки?

(Высказывания детей).

        

Воспитательский час: «Черно-оранжевый всегда в моде»

Воспитательский час, посвященный Дню Победы

Цели: коррекция развития критического мышления; расширить представление детей о Великой Отечественной войне; способствовать укреплению чувства взрослости, ответственности, воспитанию гордости за свою страну, свой народ.

Оборудование: запись – звук метронома (для минуты молчания).

Оформление: георгиевская ленточка, изображения орденов: императорский военный орден святого великомученика и победоносца Георгия, орден Славы.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово «Народ выстоял и победил»

Воспитатель. Приближается День Победы – праздник, который затрагивает самые сокровенные струны нашей души. В этот день в каждой российской семье вспоминают своих героев – обыкновенных людей, которые совершали необыкновенные подвиги во имя спасения Родины.

     Наши деды прадеды сделали невозможное – остановили нацистскую чуму. Вся Европа работала на гитлеровскую Германию – но наш народ выстоял и победил. Советский солдат спас весь мир от нацизма. И в этом году исполняется 70 лет этой великой Победе.

  1. Беседа об акции «Георгиевская лента»

Воспитатель. В последнее время с Днем победы все чаще связывают георгиевскую ленту.  Нас всех призывают принимать участие в одноименной акции. По мнению инициаторов акции, так люди приносят дань уважения ветеранам и благодарность павшим.

Но, оказывается, у этой акции есть и противники. Ваше мнение.

1 ученик. Победа в войне, самой тяжелой в истории человечества, и память о ее жертвах и участниках не есть победа в футбольном матче, и поэтому мне не нравятся нацепленные на «Мерседесы», на запястья, джинсы и ботинки георгиевские ленточки. Я против показухи, я за настоящую память и помощь старикам.

2 ученик. В нашей семье бережно относятся к ленточкам, этот символ объединяет, создает праздничную атмосферу, все вспоминают о родственниках, которые пережили войну.

3 ученик. Ленточка объединяет даже чужих людей. На улицах хочется поздороваться с прохожим, у которых тоже такие ленточки, в транспорте, магазине – то же самое.

4 ученик. Все-таки многие знают, что обозначает георгиевская лента, - по телевизору об этом говорят, а что ее цепляют ее куда попало, так это просто бескультурье.

  1. Информационный блок «Лента с ордена»
  1. Всадник на белом коне.

           Воспитатель. Георгиевская лента получила свое название от имени святого Георгия. Его имя уже в течение 17 столетий является символом мужества победы добра над злом.

     Согласно церковной легенде святой Георгий Победоносец был обезглавлен за христианские убеждения.

       После смерти Георгия стали происходить чудеса, связанные с его именем. В одной из языческих стран в Бейруте опустошал землю один змей. Может быть, это было животное, крокодил или удав, но язычники приносили змею человеческие жертвы, и когда жребий пал на царскую дочь, явился Георгий на коне, и пронзив змею копьем, спас ей жизнь.

      На иконах Георгия Победоносца изображают верхом на белом коне и с копьем, которым он пронзил змея. На Руси издавна почитали святого Георгия как защитника православия. Праздник в честь этого святого установлен 6 мая.

     Интересно, что именно в день святого Георгия завершились основные бои Великой Отечественной войны. Капитуляция нацистов была принята уже 7 мая, а с8 на 9 мая 1945 г. принята их полная и безоговорочная капитуляция.

     Еще интересный факт – от советского командования акт об этой капитуляции подписал Георгий Константинович Жуков.

  1. Элемент боевой награды.

Воспитатель. Итак, георгиевская лента названа по имени святого Георгия Победоносца. Уже одного этого достаточно, чтобы проявить к ней уважение. Но у георгиевской ленты есть и военная история.

       Из военной истории. Георгиевская лента – это элемент множества боевых наград Российской империи, Советского Союза и современной России, которые являются особыми знаками отличия.

     Впервые георгиевская лента появилась с Императорским Военным орденом Святого великомученика и победоносца Георгия – высшей военной наградой Российской империи. Данный орден был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 г. им награждали офицеров, проявивших личную доблесть в боях. Орден имел четыре степени отличия.

     Во время Великой Отечественной войны георгиевская лента появилась на колодках орденов Славы – военного ордена СССР, учрежденного в 1943 г. орден Славы имеет три степени, из которых высшая, I степень – золотая, а  II и III – серебряные. Эти ордена выдавались за личный подвиг на поле боя, в порядке строгой последовательности – от низшей степени к высшей.

     Георгиевская лента украшает колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной 9 мая 1945 г. медалью награждались военнослужащие, принимавшие непосредственное участие в боях.

     Георгиевская лента является частью ордена святого Георгия – высшей военной награды Российской Федерации, которой удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций при нападении внешнего противника.

     Кроме того, георгиевская лента присутствует и на других боевых орденах, медалях, штандартах и знаменах.

     Цвета ленты – черный и оранжевый – означает «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою. Расцветка ленты – чередующие три черные и две оранжевые полосы равной ширины; края имеют узкий оранжевый кант. При этом лента может быть и черно-желтой, а не черно-оранжевой. Дело в том, что с геральдической точки зрения оранжевый и желтый – это варианты отображения золотого.

     Название ленты – «георгиевская» либо «ордена Славы». Гвардейской называется лишь лента, используемая в Военно-морском флоте – на бескозырках, гвардейских флагах и вымпелах и нагрудных знаках.

  1. Заключительное слово «День поминовения».

Воспитатель. Все дальше от нас Великая Отечественная война. Все меньше остается людей, которые своими глазами видели ужасы этой войны. Миллионы героев покоятся в земле. Они отдали свои жизни за то, чтобы жили мы. Они заслужили благодарность потомков.

     И есть в этот день такая минута. Минута молчания.

     Давайте и мы почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

      (Включается музыка. Дети встают. Звучит метроном.)

     Минута молчания истекла. Прошу всех садиться.

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами узнали, что такое георгиевская лента и что она означает. Расскажите своим родным и близким, родственникам и знакомым, что такое георгиевская лента и  поздравьте их   с Днем Победы.              

Воспитательский час: «Лента ордена Славы»

Воспитательский час, посвященный Дню Победы.

Цели: коррекция воспитания чувства ответственности за свои поступки;   познакомить с историей ордена Славы; развивать интерес к изучению истории войны; уважение к людям старшего поколения; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ.    

Оборудование: фотографии бойцов советской армии периода Великой Отечественной войны; рисунки или фотографии ордена Славы, ордена святого Георгия Победоносца.      

Ход занятия.

  1. Вступительная беседа.

Воспитатель. Близится День Победы. В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г., в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, так же как черно-оранжевая расцветка ленты, напоминал о георгиевском кресте. Поэтому георгиевскую ленту иногда называют лентой ордена Славы. И также надо знать, что орденом Славы награждали не командиров, а только рядовых и сержантов.    

     И эти ордена только за личный подвиг на поле боя и в строгой последовательности – от низшей степени к высшей.

     Того, кто получил орден всех трех степеней, называли полным кавалером ордена Славы. И таких на многомиллионную страну было всего 2656 человек, 4 из них – женщины.

  1. Информационный блок. Рассказы об ордене.
  1. Личный подвиг на поле боя.

1 ученик. В указе об учреждении ордена Славы четко написано, за что вручается этот орден и что такое личный подвиг на поле боя. Прочитаем лишь несколько строк (ученики читают по очереди каждую строку:

  • Находясь в загоревшем танке, продолжить выполнять боевую задачу.
  • В минуту опасности спасти знамя своей части от захвата противником.
  • Из личного оружия меткой стрельбой уничтожить от 10 до 50 солдат и офицеров противника.
  • Презирая опасность, первым ворваться в ДЗОТ (ДОТ, окоп или блиндаж) противника, решительными действиями уничтожить его гарнизон.
  • Лично захватить в плен вражеского офицера.
  • Будучи в ночной вылазке, уничтожить склад противника с военным имуществом.
  • Рискуя жизнью, спасти в бою командира от угрожавшей ему непосредственной опасности.
  • Пренебрегая личной безопасностью, в бою захватить неприятельское знамя.
  • Будучи раненным, после перевязки снова вернуться в строй.
  • Под огнем противника проделать для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях противника.
  • Рискуя жизнью, под огнем противника оказывать помощь раненным в течение ряда боев.
  • Летчику-истребителю уничтожить в воздушном бою от 2 до 4 самолетов-истребителей или от 3 до 6 самолетов-бомбардировщиков.
  • Экипажу дальнего ночного бомбардировщика разрушить железнодорожную станцию, взорвать склад боеприпасов, горючего, разрушить портовое сооружение, уничтожить морской транспорт или железнодорожный эшелон, разрушить или сжечь важный завод или фабрику.

2 ученик. Судите сами, легко ли было получить такую георгиевскую ленточку в годы Великой Отечественной войны.

  1. Батальон «Славы».

3 ученик. Наше сообщение называется «Батальон Славы». Такое название получил 1-й батальон 215-го гвардейского полка. В середине января 1945 г. батальон разорвал оборону фашистов за Вислой.  Бойцы батальона нанесли дерзкий и стремительный удар, который открыл путь войскам продвижения вперед. Чудеса героизма проявили при этом все воины батальона. Более 30 раненных отказались идти в тыл и продолжали сражаться, а сержант И.Е. Петров закрыл своим телом амбразуру, когда путь наступающим бойцам преградил огонь вражеского пулемета.

1 ученик. Это был единственный случай, когда крупное подразделение в полном составе было награждено орденами. Все рядовые и сержанты 1-го батальона удостоились ордена Славы III степени, командиры взводов были представлены к ордену Невского, командиры рот – к ордену Красного Знамени. Командир батальона майор Б.Н. Емельянов, которому было тогда 23 года, и старший лейтенант М.Н. Гурьев удостоены звания Героев Советского Союза.

2 ученик. По решению Военного Совета 69-й армии 1-й батальон стал называться «батальоном Славы». Думаю, что каждый из вас, принимая участие в акции «Георгиевская ленточка», будет ясно себе представлять, какой ценой доставалась эта ленточка на войне.

  1. Храбрейший из храбрейших.

Воспитатель. А теперь представьте, каким нужно быть героем, чтобы к трем орденам Славы прибавить еще и «Золотую Звезду» Героя Советского Союза! О таких людях можно сказать, что это храбрейший из храбрейших.

     Таких героев за всю историю Великой Отечественной было всего четверо: старший летчик штурмового авиационного полка Иван Григорьевич Драченко, пехотинец Павел Христофорович Дубинда, артиллеристы Николай Иванович Кузнецов и Андрей Васильевич Алешин. О каждом из них можно написать целую книгу.

  1. Подведение итогов.

Воспитатель. Какие факты вызвали у вас: а) удивление, б) восхищение? Какая информация повлияла на вашу позицию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения "Лента Ордена Славы"

Час общения, посвящен Дню Победы. Цель: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, познакомить с историей ордена Славы, развить интерес к изучению истории войны...

Сценарий митинга, посвященного присвоению школе имени полного кавалера Ордена Славы З.И.Мещерова

Сценарий митинга, посвященного присвоению школе имени полного кавалера Ордена Славы З.И.Мещерова...

Лента Ордена Славы

Классный час, посвященный Дню Победы...

Презентация "Лента Ордена Славы"

Данную презентацию можно использовать на классных часах, начиная с 5 по 7 класс. В ней рассказывается о символике награды, истории её возникновения, о людях, удостоенных великой чести. Каждый учитель ...

Скакалка всегда в моде

                              Содержание: 1.    Польза и виды упражнений со скакалкой2....

Презентация "Полные кавалеры ордена Славы Республики Бурятия"

Данная презентация подготовлена для классного часа в честь открытия мемориальной доски памяти полного кавалера ордена Славы Ильи Степановича Яковлева....

Классный час на тему «Черно-оранжевый всегда в моде»

Приближается День Победы - праздник, который затрагивает самые сокровенные струны нашей души. В это день в каждой российской семье вспоминают своих героев - обыкновенных людей, которые совершали необы...