Воспитательские часы "Прививка от нацизма", "Черно-оранжевый всегда в моде", "Лента Ордена Славы"
план-конспект занятия (9 класс)
Расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символах; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; способствовать воспитанию гуманизма, патриотизма, гордости за свою страну и народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час: «Прививка от нацизма»
Цели: расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символах; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; способствовать воспитанию гуманизма, патриотизма, гордости за свою страну и народ.
Методы: беседа, работа в микрогруппах, решение ситуационных задач.
Ход занятия
- Вступительная беседа «Про моду, свастику, прокуратуру».
Воспитатель. Я начну сегодняшний воспитательский час с газетных заметок на одну и ту же тему: «Про моду, свастику, прокуратуру».
Апрель, 2007г. После весенних каникул педагогический коллектив одной из российских школ пережил настоящий шок, увидев на стене эмблему немецкого нацизма. Учителя обратились в милицию. Следственная группа в этот же день вычислила виновников: ими оказались недавние выпускники школы. Объяснить причину своего поступка они не смогли. Возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм».
Август, 2008г. Группа подростков в Рязанской области расписала дома и заборы селян свастикой. Знаки выведены масляной краской, и стереть их сложно. Милиция «художников» поймала. Почти все они неместные, приехали на каникулы к бабушкам. Родителям хулиганов теперь предстоит заплатить штраф и стереть свастику со стен.
Такие новости в последнее время приходят все чаще: подростки рисуют свастику, прокуратура возбуждает уголовные дела, родители выплачивают штрафы.
Когда спрашивали у этих ребят, зачем они это делают – зачем наносят татуировки с нацистскими знаками, зачем рисуют на заборах фашистскую свастику, многие отвечали: просто так. Кто-то из них думает, что это круто и модно, кто-то хочет казаться воинственным, агрессивным.
Прадеды этих ребят победили фашизм, а они восхищаются Гитлером, подражают эсэсовцам – значит, вирус фашизма не уничтожен, он продолжает заражать сознание нашей молодежи.
Знания о преступлениях гитлеровцев могут стать прививкой от нацизма.
Сегодняшний воспитательский час мы так и назвали – «Прививка от нацизма».
- Словарная работа «Непонятные слова».
Воспитатель. Посмотрите на доску. Там в столбик записаны слова. Я буду читать толкования слов. Догадайтесь, к какому слову относится данное толкование.
- Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности. (Гуманизм).
- Враждебность, стремление к захвату, к завладению. (Агрессивность).
- Равенство, солидарность и сотрудничество всех стран и народов. (Интернационализм).
- Одно из названий фашизма (Нацизм)
- Сторонники нацизма. (Нацисты).
- Насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления. (Террор).
Дети дают объяснения, учитель уточняет, комментирует, приводит примеры.
- Информация для размышления.
- Что такое фашизм и нацизм?
Воспитатель. Что такое фашизм? Что такое нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно их употребляем, но не все могут это объяснить, что это такое.
Фашизм – это система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Она называлась Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Сторонников этой партии и называли нацистами.
Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе гитлеровского нацизма три идеи.
- Первая – это идея расового превосходства немцев над всеми другими народами. Согласно этой идее есть «высшая раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие расы», неполноценные народы, недочеловеки, которых необходимо подавлять и истреблять. Гитлер так высказывался о «технике истребления населения» на Востоке: «Наш долг – истребить население… миллионы представителей неполноценной расы, которые плодятся, как паразиты…» эти слова Гитлера относятся, прежде всего, к русским и ко всем народам России.
- Второй важной идеей нацизма стало учение о важном жизненном пространстве. Согласно ему «высшая раса», немцы, должна, расселяться и укореняться на самых лучших и богатых землях – имеется в виду Россия. А «низшая раса» - местные жители – должна изгоняться, порабощаться, истребляться, или германизироваться.
- И третья идея – это идея мирового господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет.
Вот такая программа была у тех, кто пришел с оружием на Русскую землю в 1941 г.: расовое превосходство немцев над народами России, расчистка жизненного пространства для немцев, установление такого порядка на 1000 лет.
- «Фабрика смерти».
Воспитатель. 17 января 1945 г. Были освобожден концлагерь «Освенцим». Его назвали символом жестокости человека ХХ века. Здесь постоянно дымились трубы 15 крематориев, работали газовые камеры, в которых людей отравляли ядовитым газом «Циклон». За период существования лагеря было уничтожено не менее 4 млн. человек. К моменту освобождения в концлагере «Освенцим» осталось всего 3790 узников. Из них русских – 158 человек.
11 апреля 1945 года были освобождены узники фашистской «фабрики смерти» - лагеря «Бухенвальд». Там находились несколько десятков тысяч заключенных из 18 стран Европы. После «Бухенвальда» один за другим были освобождены узники «Заксенхаузена», «Дахау», «Равенсбрюка». Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 млн. человек. Каждый пятый из них – ребенок, 11 млн. уничтожены.
В результате развязанной нацистами Второй мировой войны погибло до 70 млн. человек.
- Суд истории.
Ученики 1. Преступления фашистов не остались безнаказанными. «суд истории» - так назвали судебный процесс над главарями гитлеровской Германии. Две недели в немецком городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал, который признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав нацистской партии. 11 главарей фашистов приговорены к смертной казни. Других фашистских главарей приговорили к пожизненному заключению, к различным срокам заключения.
- Заключительное слово «Сотри свастику!»
Воспитатель. В маленьком австрийском городе, где родился Гитлер, теперь нет ни одного нациста. И конечно, там не встретишь свастики.
- Как вы думаете, почему? (Дети высказываются).
- Чему научила жителей этого городка? (Нельзя потакать фашистам, нельзя им верить, нельзя допускать их до власти.)
Интересная деталь. Для иностранных туристов, которые сейчас приезжают в Германию, выпустили памятку о правилах поведения в этой стране. В памятке есть такой пункт: «Никогда ни при каких обстоятельствах не показывайте фашистский жест, не выкрикивайте фашистское приветствие, не показывайте фашистскую свастику или другие символики нацистов даже в шутку! Использование этих знаков является уголовным правонарушением, за которые может последовать наказание до пяти лет лишения свободы. Причем иностранцы не освобождаются от ответственности за подобные преступления».
В России тоже предусмотрена ответственность за демонстрацию нацистских символов. Правда, нарушители отделываются штрафами от 500 до 100 000 рублей. И у нас в России подростки рисуют свастику. Хорошо, что есть люди, которые упорно стирают эти знаки со стен. Их никто не заставляет, просто им перед прадедами своими стыдно…
- Подведение итогов: «Гуманизм плюс интернационализм».
- Приходилось ли вам раньше слышать об ответственности за распространение нацистской символики?
- Что вы будете делать, если вы увидите, что приятель рисует фашистские знаки?
- Попытаетесь ли вы объяснить ему, что это за символика как за этот поступок придется отвечать?
- Будете ли вы сами носить нацистские эмблемы?
- Станете стирать эти знаки?
(Высказывания детей).
Воспитательский час: «Черно-оранжевый всегда в моде»
Воспитательский час, посвященный Дню Победы
Цели: коррекция развития критического мышления; расширить представление детей о Великой Отечественной войне; способствовать укреплению чувства взрослости, ответственности, воспитанию гордости за свою страну, свой народ.
Оборудование: запись – звук метронома (для минуты молчания).
Оформление: георгиевская ленточка, изображения орденов: императорский военный орден святого великомученика и победоносца Георгия, орден Славы.
Ход занятия.
- Вступительное слово «Народ выстоял и победил»
Воспитатель. Приближается День Победы – праздник, который затрагивает самые сокровенные струны нашей души. В этот день в каждой российской семье вспоминают своих героев – обыкновенных людей, которые совершали необыкновенные подвиги во имя спасения Родины.
Наши деды прадеды сделали невозможное – остановили нацистскую чуму. Вся Европа работала на гитлеровскую Германию – но наш народ выстоял и победил. Советский солдат спас весь мир от нацизма. И в этом году исполняется 70 лет этой великой Победе.
- Беседа об акции «Георгиевская лента»
Воспитатель. В последнее время с Днем победы все чаще связывают георгиевскую ленту. Нас всех призывают принимать участие в одноименной акции. По мнению инициаторов акции, так люди приносят дань уважения ветеранам и благодарность павшим.
Но, оказывается, у этой акции есть и противники. Ваше мнение.
1 ученик. Победа в войне, самой тяжелой в истории человечества, и память о ее жертвах и участниках не есть победа в футбольном матче, и поэтому мне не нравятся нацепленные на «Мерседесы», на запястья, джинсы и ботинки георгиевские ленточки. Я против показухи, я за настоящую память и помощь старикам.
2 ученик. В нашей семье бережно относятся к ленточкам, этот символ объединяет, создает праздничную атмосферу, все вспоминают о родственниках, которые пережили войну.
3 ученик. Ленточка объединяет даже чужих людей. На улицах хочется поздороваться с прохожим, у которых тоже такие ленточки, в транспорте, магазине – то же самое.
4 ученик. Все-таки многие знают, что обозначает георгиевская лента, - по телевизору об этом говорят, а что ее цепляют ее куда попало, так это просто бескультурье.
- Информационный блок «Лента с ордена»
- Всадник на белом коне.
Воспитатель. Георгиевская лента получила свое название от имени святого Георгия. Его имя уже в течение 17 столетий является символом мужества победы добра над злом.
Согласно церковной легенде святой Георгий Победоносец был обезглавлен за христианские убеждения.
После смерти Георгия стали происходить чудеса, связанные с его именем. В одной из языческих стран в Бейруте опустошал землю один змей. Может быть, это было животное, крокодил или удав, но язычники приносили змею человеческие жертвы, и когда жребий пал на царскую дочь, явился Георгий на коне, и пронзив змею копьем, спас ей жизнь.
На иконах Георгия Победоносца изображают верхом на белом коне и с копьем, которым он пронзил змея. На Руси издавна почитали святого Георгия как защитника православия. Праздник в честь этого святого установлен 6 мая.
Интересно, что именно в день святого Георгия завершились основные бои Великой Отечественной войны. Капитуляция нацистов была принята уже 7 мая, а с8 на 9 мая 1945 г. принята их полная и безоговорочная капитуляция.
Еще интересный факт – от советского командования акт об этой капитуляции подписал Георгий Константинович Жуков.
- Элемент боевой награды.
Воспитатель. Итак, георгиевская лента названа по имени святого Георгия Победоносца. Уже одного этого достаточно, чтобы проявить к ней уважение. Но у георгиевской ленты есть и военная история.
Из военной истории. Георгиевская лента – это элемент множества боевых наград Российской империи, Советского Союза и современной России, которые являются особыми знаками отличия.
Впервые георгиевская лента появилась с Императорским Военным орденом Святого великомученика и победоносца Георгия – высшей военной наградой Российской империи. Данный орден был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 г. им награждали офицеров, проявивших личную доблесть в боях. Орден имел четыре степени отличия.
Во время Великой Отечественной войны георгиевская лента появилась на колодках орденов Славы – военного ордена СССР, учрежденного в 1943 г. орден Славы имеет три степени, из которых высшая, I степень – золотая, а II и III – серебряные. Эти ордена выдавались за личный подвиг на поле боя, в порядке строгой последовательности – от низшей степени к высшей.
Георгиевская лента украшает колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной 9 мая 1945 г. медалью награждались военнослужащие, принимавшие непосредственное участие в боях.
Георгиевская лента является частью ордена святого Георгия – высшей военной награды Российской Федерации, которой удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций при нападении внешнего противника.
Кроме того, георгиевская лента присутствует и на других боевых орденах, медалях, штандартах и знаменах.
Цвета ленты – черный и оранжевый – означает «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою. Расцветка ленты – чередующие три черные и две оранжевые полосы равной ширины; края имеют узкий оранжевый кант. При этом лента может быть и черно-желтой, а не черно-оранжевой. Дело в том, что с геральдической точки зрения оранжевый и желтый – это варианты отображения золотого.
Название ленты – «георгиевская» либо «ордена Славы». Гвардейской называется лишь лента, используемая в Военно-морском флоте – на бескозырках, гвардейских флагах и вымпелах и нагрудных знаках.
- Заключительное слово «День поминовения».
Воспитатель. Все дальше от нас Великая Отечественная война. Все меньше остается людей, которые своими глазами видели ужасы этой войны. Миллионы героев покоятся в земле. Они отдали свои жизни за то, чтобы жили мы. Они заслужили благодарность потомков.
И есть в этот день такая минута. Минута молчания.
Давайте и мы почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.
(Включается музыка. Дети встают. Звучит метроном.)
Минута молчания истекла. Прошу всех садиться.
- Подведение итогов.
Сегодня мы с вами узнали, что такое георгиевская лента и что она означает. Расскажите своим родным и близким, родственникам и знакомым, что такое георгиевская лента и поздравьте их с Днем Победы.
Воспитательский час: «Лента ордена Славы»
Воспитательский час, посвященный Дню Победы.
Цели: коррекция воспитания чувства ответственности за свои поступки; познакомить с историей ордена Славы; развивать интерес к изучению истории войны; уважение к людям старшего поколения; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ.
Оборудование: фотографии бойцов советской армии периода Великой Отечественной войны; рисунки или фотографии ордена Славы, ордена святого Георгия Победоносца.
Ход занятия.
- Вступительная беседа.
Воспитатель. Близится День Победы. В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г., в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, так же как черно-оранжевая расцветка ленты, напоминал о георгиевском кресте. Поэтому георгиевскую ленту иногда называют лентой ордена Славы. И также надо знать, что орденом Славы награждали не командиров, а только рядовых и сержантов.
И эти ордена только за личный подвиг на поле боя и в строгой последовательности – от низшей степени к высшей.
Того, кто получил орден всех трех степеней, называли полным кавалером ордена Славы. И таких на многомиллионную страну было всего 2656 человек, 4 из них – женщины.
- Информационный блок. Рассказы об ордене.
- Личный подвиг на поле боя.
1 ученик. В указе об учреждении ордена Славы четко написано, за что вручается этот орден и что такое личный подвиг на поле боя. Прочитаем лишь несколько строк (ученики читают по очереди каждую строку:
- Находясь в загоревшем танке, продолжить выполнять боевую задачу.
- В минуту опасности спасти знамя своей части от захвата противником.
- Из личного оружия меткой стрельбой уничтожить от 10 до 50 солдат и офицеров противника.
- Презирая опасность, первым ворваться в ДЗОТ (ДОТ, окоп или блиндаж) противника, решительными действиями уничтожить его гарнизон.
- Лично захватить в плен вражеского офицера.
- Будучи в ночной вылазке, уничтожить склад противника с военным имуществом.
- Рискуя жизнью, спасти в бою командира от угрожавшей ему непосредственной опасности.
- Пренебрегая личной безопасностью, в бою захватить неприятельское знамя.
- Будучи раненным, после перевязки снова вернуться в строй.
- Под огнем противника проделать для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях противника.
- Рискуя жизнью, под огнем противника оказывать помощь раненным в течение ряда боев.
- Летчику-истребителю уничтожить в воздушном бою от 2 до 4 самолетов-истребителей или от 3 до 6 самолетов-бомбардировщиков.
- Экипажу дальнего ночного бомбардировщика разрушить железнодорожную станцию, взорвать склад боеприпасов, горючего, разрушить портовое сооружение, уничтожить морской транспорт или железнодорожный эшелон, разрушить или сжечь важный завод или фабрику.
2 ученик. Судите сами, легко ли было получить такую георгиевскую ленточку в годы Великой Отечественной войны.
- Батальон «Славы».
3 ученик. Наше сообщение называется «Батальон Славы». Такое название получил 1-й батальон 215-го гвардейского полка. В середине января 1945 г. батальон разорвал оборону фашистов за Вислой. Бойцы батальона нанесли дерзкий и стремительный удар, который открыл путь войскам продвижения вперед. Чудеса героизма проявили при этом все воины батальона. Более 30 раненных отказались идти в тыл и продолжали сражаться, а сержант И.Е. Петров закрыл своим телом амбразуру, когда путь наступающим бойцам преградил огонь вражеского пулемета.
1 ученик. Это был единственный случай, когда крупное подразделение в полном составе было награждено орденами. Все рядовые и сержанты 1-го батальона удостоились ордена Славы III степени, командиры взводов были представлены к ордену Невского, командиры рот – к ордену Красного Знамени. Командир батальона майор Б.Н. Емельянов, которому было тогда 23 года, и старший лейтенант М.Н. Гурьев удостоены звания Героев Советского Союза.
2 ученик. По решению Военного Совета 69-й армии 1-й батальон стал называться «батальоном Славы». Думаю, что каждый из вас, принимая участие в акции «Георгиевская ленточка», будет ясно себе представлять, какой ценой доставалась эта ленточка на войне.
- Храбрейший из храбрейших.
Воспитатель. А теперь представьте, каким нужно быть героем, чтобы к трем орденам Славы прибавить еще и «Золотую Звезду» Героя Советского Союза! О таких людях можно сказать, что это храбрейший из храбрейших.
Таких героев за всю историю Великой Отечественной было всего четверо: старший летчик штурмового авиационного полка Иван Григорьевич Драченко, пехотинец Павел Христофорович Дубинда, артиллеристы Николай Иванович Кузнецов и Андрей Васильевич Алешин. О каждом из них можно написать целую книгу.
- Подведение итогов.
Воспитатель. Какие факты вызвали у вас: а) удивление, б) восхищение? Какая информация повлияла на вашу позицию?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения "Лента Ордена Славы"
Час общения, посвящен Дню Победы. Цель: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, познакомить с историей ордена Славы, развить интерес к изучению истории войны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-291632-1429468221.jpg)
Сценарий митинга, посвященного присвоению школе имени полного кавалера Ордена Славы З.И.Мещерова
Сценарий митинга, посвященного присвоению школе имени полного кавалера Ордена Славы З.И.Мещерова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-1059742-1537368643.jpg)
Презентация "Лента Ордена Славы"
Данную презентацию можно использовать на классных часах, начиная с 5 по 7 класс. В ней рассказывается о символике награды, истории её возникновения, о людях, удостоенных великой чести. Каждый учитель ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-109638-1633958605.jpg)
Презентация "Полные кавалеры ордена Славы Республики Бурятия"
Данная презентация подготовлена для классного часа в честь открытия мемориальной доски памяти полного кавалера ордена Славы Ильи Степановича Яковлева....
Классный час на тему «Черно-оранжевый всегда в моде»
Приближается День Победы - праздник, который затрагивает самые сокровенные струны нашей души. В это день в каждой российской семье вспоминают своих героев - обыкновенных людей, которые совершали необы...