Рекомендации и упражнения для выработки воздушной струй.
учебно-методический материал

Татьяна Александровна Орлова

Методические рекомендации и примеры упражнений для выработки воздушной струи.

Данный материал адресован родителям, логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyraboka_vozdush.str_.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выработка воздушной струи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение фонем, создает условие для четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи. У многих детей воздушная струя развита слабо и для постановки звуков требуется предварительно целенаправленная работа по развитию неречевого дыхания.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

  1. Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
  2. Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
  3. Выполняя упражнения, необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.
  4. Следить за точностью направления воздушной струи, как описано в упражнениях.
  5. Не продолжительное выполнение упражнений (от 30 секунд до 1 минуты). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
  6. Необходимо дозировать количество и темп упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.
  7. Следить, чтобы не надувались щеки.
  8. Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.
  9. На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
  10. Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

Приведу пример некоторых упражнений для выработки правильной воздушной струи.

«Снежинки»

Педагог дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз несколько раз. 

«Ветерок»

Небольшой тонкий листок бумаги (5 х 10 см) зеленого цвета разрезают на 13-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так...» Дуют на листочки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».

«Кто дальше загонит мяч» Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

«Бегущий лыжник»

Из плотной бумаги вырезают лыжи. Длина лыж, сложенных вместе, 7,5 см, ширина 2,5 см. Передняя часть лыж (1,5 см) загибается. Посредине карандашом проводится черта, которая как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт человека, который можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см), предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка будет готова, педагог предлагает ребенку подуть на нее. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на лыжника. Помоги ему покататься на лыжах».

«Забей мяч в ворота»

Для игры используют поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

«Фокусы»

Для игры необходимо взять ватный шарик диаметром 2-2,5 см и прикрепить на нитку длиной 10-12 см.

•  Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает».

•  Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх».

•  Инструкция: «Положи ватку на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуй ватку с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Следить, что бы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Пропеллер» Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

«Шторм в стакане» Инструкция: «Открой рот, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижми к нижним резцам» Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Необходимо подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.

«Дразнилка» Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

 «Холодный ветерок» Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя должна проходить посередине языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития целенаправленной воздушной струи.

В данном материале представлены игры и упражнения, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную воздушную струю....

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Упражнения на формирование правильного дыхания при нарушении звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

Пособие для развития целенаправленной воздушной струи "Космос"

Для  индивидуальных  занятий  с  детьми  с  ОНР...

Развитие длительной воздушной струи - основа речевого дыхания

Развитие длительной воздушной струи - основа речевого дыхания...

Методические рекомендации по развитию воздушной струи

Методические рекомендации по развитию воздушной струи...

Методические рекомендации по развитию воздушной струи

Методические рекомендации по развитию воздушной струи...