«Особенности адаптации ребенка с отклонениями в умственном развитии в доме-интернате»
статья

Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности.

Особое место отводится коррекционно-развивающим занятиям, социально-бытовой ориентировки, развитии психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, адаптивной физкультуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Особенности адаптации ребенка с отклонениями в умственном развитии в доме-интернате».

Изменения, происходящие в нашем обществе, противоречивым образом отражаются на поколении, в частности, на процессе социальной адаптации детей, особенно, с отклонениями в умственном развитии.

Все чаще проблема нарушения процесса социальной адаптации воспитанников  привлекает к себе внимание медиков, психологов, педагогов. Начало характеризуется принципиальным изменением всего его строя, он  начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. И  это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В данную категорию входят дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха и речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, детский аутизм.

В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Большинство детей посещают, находятся и обучаются в школах-интернатах и домах-интернатах.

Вновь поступающие дети в учреждение – это отдельная проблема. Поступление в интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних условий.

Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, к режиму дня учреждения, к новым воспитателям, учителям, специалистам, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец к обучению, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда адекватно относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребенка.

Большинство воспитанников интерната не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные острые адаптационные трудности: не удовлетворяются основные психологические потребности человека в любви, ласке и.т.д. У них усугубляются чувство, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации и  вопросы оказания помощи в адаптации детей в учреждении является весьма актуальной.

Дети с отклонениями в умственном развитии могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии,  требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям и создания условий для последующего развития. Это тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Адаптацию можно условно разделить на три фазы:

1 - Острая фаза, или период дезадаптации – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание заходить в группу и находиться вместе со всеми детьми в группе. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость, злость, агрессия и гнев, депрессия в виде плача, хныканья и сидения с безучастным видом в стороне. Двигательная активность становится либо слишком медленной, либо слишком быстрой.                      

2 -  Собственно адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

3 - Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в дом-интернат, повышается интерес к игровой, трудовой и учебной деятельности.

Период адаптации может длиться от одной двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья, физического развития, от особенностей нервной системы, от степени умственной отсталости, интеллекта.

Прогноз развития и адаптации умственно-отсталых детей в большей степени зависит от степени воспитания и обучения. Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование групп, а также важно знать, в чем своеобразие детей их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Воспитатель чаще всего первый, кто сталкивается, с дезадаптивным ребенком. Личностные и деловые отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакции, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива. Умственно-отсталым детям трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы  т.к. у многих собственная речь отсутствует, или бедный словарный запас, а дефекты произношения затрудняют общения детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации.  И от того, какую педагогическую позицию он займет, во многом зависит процесс адаптации ребенка к обучению. Любому ребенку желателен друг, способный к настоящему пониманию. Поэтому, эффективность педагогических контактов с такими детьми во многом определяется присутствием чуткости, искренности у воспитателей, специалистов, у младшего медицинского персонала, умения вызывать у детей доверие, чувство привязанности.  

Основной акцент воспитатель в период адаптации делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого используем такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвалу, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимику, эмоциональное заступничество, успокоение и.т.д. Важно у ребенка укрепить уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту создать условия для возникновения чувства безопасности и самооценки. Побуждаем ребенка рассказать о том, что его беспокоит, объясняем ему, где и как можно просить помощь. Умение воспитателя увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки состояния при переживания стресса. Очень важно уметь быть снисходительным к ошибкам ребенка, уметь окружать его вниманием и заботой, и именно таким образом расположить к окружающему миру.

В период адаптации ребенок особо остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль воспитателя заключается в том, чтобы научить  его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему приемов и упражнений релаксационного и творческого характера.

Особое место в содержании работы в период адаптации уделяем организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Регулируем режим дня ребенка, обучаем навыкам самообслуживания, постепенно знакомим с требованиями, нормами, традициями группы, помогаем ориентироваться в групповом пространстве, пространстве интерната,  показываем расположение комнат (спальня, раздевалка, туалет), предметов, находящихся в этих комнатах, рассказываем о их назначении, учим пользоваться предметами обихода. Более расширенное освоение пространства и традиций интерната осуществляем через беседы, рассматривания фотографий, творческих работ воспитанников, экскурсий, организацию общений с персоналом и старшими детьми, посещение концертов, утренников, досуговых мероприятий. Организация этого процесса проходит поэтапно. Сначала проводим индивидуальные беседы с ребенком, даем небольшие поручения, затем организуем совместную деятельность с детьми, включаем в игровую и трудовую деятельность. Правильная организация игровой деятельности направленной на формирование эмоциональных контактов в парах «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» адаптация проходит успешнее.

Задачами адаптации детей к процессу обучения и воспитания являются создание условий для безболезненного вхождения в жизнь дома-интерната:

- организация воспитательно-информационных мероприятий для детей.

- оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям.

- психолого-педагогическое консультирование родителей.

- координирование действий всех специалистов работающих в интернате.

Важным для педагогов является положительный психолого-эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.

Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности.

Особое место отводится коррекционно-развивающим занятиям, социально-бытовой ориентировки, развитии психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, адаптивной физкультуре.

Большое внимание уделяем спортивно-оздоровительной работе, которая включает в себя ежедневную утреннюю зарядку, спортивные мероприятия, веселые старты, игры-эстафеты, подвижные игры, направленные на привитие детям здорового образа жизни.

В интернате организовано психолого-медико-педагогическое наблюдение и сопровождение детей. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития ребенка. Используем игры и упражнения, способствующие снижению тревожности, эмоциональному включению в совместные действия со сверстниками и взрослыми, способствующих адаптации в детском коллективе. А так же используем нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, включение в совместную детско-родительскую деятельность с использованием арт-методов общения (совместное театрально-игровое воздействие, танцы, рисование). С учетом всех этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно-развивающая работа, которую проводит воспитатель.

Вновь поступивший ребенок в наше учреждение в обязательном порядке проходит психолого-медико-педагогическую комиссию. Затем поступает на группу вместе с родителями, где происходит знакомство с ребенком, сотрудниками группы, с другими детьми.

Родители рассказывают о своем ребенке, о его способностях, особенностях и характерных действиях движения ребенка, об умениях и навыках самообслуживания и личной гигиены, о приеме пищи, сне, о поведении ребенка в кругу семьи.  

Педагогом группы заполняются сведения на ребенка, заводится дневник наблюдений, где фиксируется  адаптационный  период и динамика развития в течение года.

Воспитатель рассказывает и знакомит родителей и воспитанников с расположением группы, раздевалки, спальни, с санитарной комнатой, с режимом дня, режимными моментами, с программой обучения и воспитания. Сообщает о требованиях к внешнему виду ребенка в учреждении, к качеству и чистоте одежды и обуви, к наличию сменного запасного белья ребенку на пятидневку, маркировке белья, одежды, обуви, одежде детей по сезону и в соответствии с температурой воздуха в группе и на улице, об обязательном посещении родительских собраний в группе и в учреждении.

Напоминаем родителям, что после длительного перерыва (например, болезни, летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. И чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделить ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению интерната заранее В этом случае необходимо проявлять гибкость, а в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания в интернате, устраивать перерыв в середине недели.

Советуем готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, приучать к играм со сверстниками. Никогда не пугать ребенка интернатом и сотрудниками.  Желательно обучить ребенка до начала посещения интерната элементарным навыкам самообслуживания, пользоваться унитазом, горшком, самостоятельно есть, пить из кружки.

Период адаптации проходят не только дети, но и их родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их.

Еженедельно воспитателями группы проводятся индивидуальные беседы с родителями, сообщается о результатах наблюдения за ребенком, его динамики развития в адаптационный период и после него, о результатах на занятиях. Даются консультации и рекомендации на закрепление достигнутого успеха в домашних условиях.

Таким образом, адаптация детей с отклонениями в умственном развитии предполагает не только определенный уровень адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Мы стараемся, чтобы каждый момент в течение дня был для ребенка маленьким островком радости, чтобы они занимались со светлыми веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце.

Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

 

Задачами адаптации младших школьников к процессу обучения являются создание условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь:

  • организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
  • оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • координирование действий всех специалистов, работающих в школе;

Важным для педагогов является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Мы стараемся, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, ритмика, лечебно-физическая культура. [10]

В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа, которую проводим мы. Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.

Большое внимание уделяем спортивно-оздоровительной работе, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневную утреннюю зарядку, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни.

Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Рекомендации родителям

маркированный список

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.

маркированный список

Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

маркированный список

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

маркированный список

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.

маркированный список

Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).

маркированный список

Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

маркированный список

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

маркированный список

Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

маркированный список

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

маркированный список

По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.

маркированный список

Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое планирование для реабилитантов РЦ (молодые люди с отклонениями в умственном развитии)

Примерное годовое планирование по 5 основным разделам с учётом интересов и возможностей воспитанников....

Социализирующая функция физической культуры и спорта для лиц с отклонениями в умственном развитии.

Занятость детей  с ОВЗ тренировками, подготовка к соревнованиям, выезды на сборы, соревнования – всё это помогает коррегировать эмоциональные нарушения, снижает тревожность детей, агрессивность, ...

Альтернативная коммуникация для детей с отклонениями в умственном развитии.

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восп...

«Особенности адаптации ребенка с отклонениями в умственном развитии в доме-интернате».

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям и создания условий для последующего развития. Это тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой о...

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...