Мониторинг предметных результатов освоения АООП обучающихся 1 класса (9.2), относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Акишина Галина Александровна

Мониторинг предметных результатов освоения АООП обучающихся 1     класса, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_1_klass_9.2.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

 Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

 В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Условные обозначения:

«выполняет действие самостоятельно» - с ,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) - ди,

«выполняет действие по образцу»- до,

«выполняет действие с физической помощью»- дфп

«узнает объект»- уо,

«не узнает объект»- но

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в картах наблюдения и в форме характеристики за учебный год.

На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

           Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

 

Карта наблюдений

«Мониторинг результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), вариант 2»

1   класса,

на 20____ – 20____  учебный год

Ф.И. обучающегося ____________________________________________________________

Результаты освоения учебного предмета

Динамика обучения

сентябрь

декабрь

май

Личностные планируемые результаты

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования)

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства

«Социальные навыки»

-умеет устанавливать и поддерживать контакты;

-умеет кооперироваться и сотрудничать;

-избегает конфликтных ситуаций;

-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

-использует элементарные формы речевого этикета;

-принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

-охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.)

Мотивационно – личностный блок

-испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

-стремится помогать окружающим

Биологический уровень

-сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

-сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

-семейно-бытовых

Развитие мотивов учебной деятельности:

-проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки)

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него

Ответственность за собственные вещи

-осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате

Экологическая ответственность

-не мусорит на улице;

-не ломает деревья 

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: 

-воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или

-прослушивает произведений искусства

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

-принимает участие в коллективных делах и играх;

-принимать и оказывать помощь

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

-следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

-фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

-фиксирует взгляд на яркой игрушке;

-фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;  цветной бумаги;  пластилина, карандаша;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

-выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

-способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

-при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

-ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д:

-ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

-выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»

- знает свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой),

- выполняет инструкцию взрослого в разных ситуациях,

- использует доступные средства общения во взаимодействии со сверстником;

- правильно использует пишущий предмет,

- знает и соотносит гласные звуки и буквы

«Математические представления»

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

«Окружающий природный  мир»

- умеет узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы

- умеет сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

- умеет использовать различные источники для получения разного рода  информации, опираясь на сохранные анализаторы

- умеет понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу

- умеет контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- умеет осознавать свою неразрывную связь с природой

- умеет  определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

«Человек»

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими:

- иметь представления о собственном теле

- распознание своих ощущений

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

- отнесение себя к определенному полу

-  способности осознавать и выражать свои интересы

- иметь представления о возрастных изменениях

-  адекватное отношение к своим возрастным изменениям

- умение поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

- умение поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

- умение определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

- умение решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

- умение обслуживать себя

- умение следить за своим внешним видом

- иметь представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности

«Окружающий социальный  мир»

Представления о мире, созданном руками человека:

-интерес к объектам, созданным человеком;

-представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

-умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

 Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

-представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.);

-представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

-умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

 Развитие межличностных и групповых отношений:

-представления о дружбе, товарищах, сверстниках;

-умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

-умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

-использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

«Музыка и движение»

-выполняет упражнения для развития певческого дыхания

-пропевает  мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)

-слушает музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца)

-ритмично двигается в соответствии с характером музыки

-подыгрывает простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах

«Изобразительная деятельность»

-умеет наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.)

-умеет различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно ролевых играх, рисунках в создании совместных панно, аппликаций и т. д.)

-  использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.)

-умеет соотносить и знает цвета

-умение  брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др)

«Адаптивная физкультура»

Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т. ч. с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание:

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;

2.2 умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности:

-плаванию,

-подвижным играм,

-выполнению основных видов движений

Умеет:

-выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);

-входить в воду, передвигаться по дну бассейна, выполнять гребковые движения руками, выполнять вдох, задержку дыхания и выдох, погружаться в воду у опоры и без опоры;

-играть в подвижные и коррекционные игры

Различает состояния:

-бодрость-усталость,

-напряжение-расслабление,

-больно-приятно и т.п.

Проявляет двигательные способности:

-общую выносливость,

-быстроту,

-гибкость,

-координационные способности,

-силовые способности

Коррекционно-развивающие занятия с психологом

-повторяет движения тела по примеру взрослого

-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы

-выкладывает с помощью палочек простые изображения

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах

-находит одинаковые по звуку предметы

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке

-строит из кубиков башню

Предметно-практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами

«Сенсорное развитие»

- умеет различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.

- умеет сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.

- умеет ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).

- умеет ориентироваться в представлении (сутки, дни).

- умеет под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.

-умеет под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.

«Предметно-практические действия»

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.

- умеет фиксировать взгляд на объекте

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры

- скатывает из бумаги шарики

- раскладывает кусочки ткани на столе

- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами)

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки

- раскладывает по блюдцам разный природный материал

-разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями

-строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик)

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.)

- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок

- узнает материалы на ощупь, по звуку

-наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами

- играет с конструктивными материалами

«Двигательное развитие»

-умеет слушать музыку

-выполняет несложные движения руками и ногами по показу учителя

-умеет активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем

- умеет слушать и правильно выполнять инструкцию учителя

            «Альтернативная коммуникация»

-понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  

-овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

-умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

-умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

-использование доступных жестов для передачи сообщения  

-понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

-умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях  

-понимание смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 8  класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - составлен совместно с учителями-предметниками...

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 5 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 5 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Мониторинг предметных результатов освоения АОП обучающихся 9  класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Мониторинг предметных результатов освоения АООП в рамках реализации ФГОС

Мониторинг предметных результатов обучающихся  в свете новых подходов к  организации контрольно-оценочной деятельности, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГО...

Мониторинг предметных результатов освоения АООП обучающихся 1 класса (9.1.), относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья

Мониторинг предметных результатов освоения АООП обучающихся 1   класса, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья...