Игры на развитие звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза
картотека

Кадетова Екатерина Сергеевна

Игры на развитие звуко - буквенного  и слогового анализа и синтеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах?  

        Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, то есть слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.

Письмо является базовым навыком, без которого невозможно дальнейшее обучение. Чаще всего учащиеся допускают такие ошибки,  как пропуск гласных и согласных букв, пропуск сочетаний букв и слогов.

Чтобы предупредить и устранить эти ошибки, необходимо воспитывать у детей активное внимание к слову, к его звуковому, буквенному и слоговому составу, к его звучанию, произношению. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

Предлагаем вашему вниманию подборку игр на развитие фонематического слуха, звуко – буквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза.

  Виды упражнений

1. Работа с кассой букв. 

  • из букв дети складывают слово,
  • определить, сколько букв понадобилось для его записи, назвать 3-ю букву, 1-ю, последнюю букву,
  • прочитать и запомнить слово,
  • письмо слова по памяти,
  • проверка написания,
  • письмо слова со слуха.

Проверка: 

  • проговаривание произнесения слова по звукам,
  • счет произнесенных звуков,
  • соответствие в слове числа написанных букв, произнесенным звукам.

2. Составь слова из данных букв. 

  • Б, у, с, п, р, ы
  • К, т, о, л, я
  • О, с, а, к
  • Д, а, т, о, м, к

3. Игры с мячом.

а) Взрослый бросает мяч, называет слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов (букв) в предложенных словах.

б) Взрослый бросает мяч, называет цифру. Поймавший придумывает слово с этим количеством звуков или букв или слогов.

в) Игра “Стучалочка”.

Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу

У каждого ребёнка маленький мяч. Взрослый произносит слово по звукам (слогам), отстукивая кулаком по мячу (кот-К(удар) о(удар) т(удар). Дети повторяют индивидуально и хором, затем для каждого даётся картинка, название которой ребёнок произносит по звукам или слогам, сопровождая ударами по мячу (дом, дым, мак, лук, ваза, шуба, роза, веник).

г) Игра с перебрасыванием мяча.

Мяч лови и мяч бросай,
Сколько звуков, называй.

Взрослый бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

4. Игра “Какой новый звук появился?”

Написать звук, который появился, отметить в слове.

  • Мех –смех (с-1),
  • каска-краска(р-02),
  • ролик-кролик(к-1),
  • кошка-крошка(р-2).

5. Работа с цифровым рядом.

Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед детьми на столе цифровые ряды от 1 до 10 или записаны в тетради у каждого ребёнка. Даётся задание найти место звука(буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях.

Например, найти место звука р в словах: бросить (2), зебра(4), подобрать(6), привезли(2), грачи(2)..

6. “Волшебный диктант”

а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса----

б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а(л-с-)

в) записать слова чёрточками, прописывая окончания(суффиксы). Лиса---а, здоровый------ый, травка----к-.

7. Игра “ Телеграф”

Взрослый называет слова, а дети передают их в другой город, произнося их по звукам: мама (м,а,м,а).

8. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции. 

  • ра ма по ра
  • ра на ко ра

9. Игра “Живые буквы”.

Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причём так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).

10. Игра “Кто быстрее, кто больше?”

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

11. Упражнение «Изографы»

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.

  • Найти буквы и записать их в правильной позиции
  • Составить из букв слово
  • Разделить на слоги
  • Назвать гласные и согласные звуки

12. Игра «Соседи звука»

        Взрослый дает задание найти (на слух) в слове соседей определенного звука. Например, «Определи на слух соседей звука П». Слова: компот (соседи звука П – М и О), почка (соседи звука П – только звук О). Для этого, когда ребенок произносит слово, он старается произносить слово медленно (кооомммпооот, пооочка), для того, чтобы слух успел уловить, заданный звук после П и его «соседей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе...

Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии.

Работа с разрезной азбукой на логопедических занятиях является одним из действенных средств по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии. Непременным условием, обеспечивающим взаимосвязь чтения...

презентация Формирование звуко – слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ЗПР при обучении чтению и письму

За годы логопедической практики в общеобразовательной школе я всё чаще стала обращать внимание на категорию детей, требующих особой коррекционной поддержки. Это дети с задержкой психического развития....

«Дифференциация звуков д - т, д\' - т\' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».

laquo;Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза»....

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...

Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников.

Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников....