задания для воспитателей
методическая разработка

Мерзлякова Вера Мхайловна

Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения: без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит  многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.            Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического  и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики грамматики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_vospitateley.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Овощи

Фрукты

Грибы

Мебель

Дикие животные и их детёныши

Времена года: лето, осень, зима, весна

Домашние животные и их детёныши

Животные жарких стран

Посуда

Зимующие птицы

Продукты питания

Домашние птицы

Хлеб

Части тела

Животные Севера

Профессии

Перелётные птицы

Транспорт

Насекомые

Деревья

Дом, семья

Спорт

Одежда

Цветы

Рыбы

Лето.

Осень.

Весна.

Овощи.

1.  Словарь и словообразование

  • Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан, овощерезка.
  • Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.
  • Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.
  • Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно.
  • 5. Антонимы: крупный - мелкий, рано

- поздно, кислый - сладкий, гладкий

- шершавый, сажать - собирать.

Словообразование:

  • приставочных глаголов (выкопать, перекопать...);
  • относительных прилагательных (пюре из картофеля - картофельное);
  • существительных с уменьшительно-
  • ласкательными суффиксами (горошек, огурчик...);
  • сложных слов (овощерезка, картофелечистка).

Подбор родственных слов: овощи, огород.

Многозначность: салат, лук.

2. Грамматический строй

  • Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование прилагательных с существительными: лук- горький.

  • Образование множественного числа существительных. Кабачок - кабачки.
  • Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка.
  • Предложно-падежное управление.

(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Мешок чего?

—  Из чего сделан салат? (предлог «из»),

— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»).

— Куда сложим урожай? (предлог «в»).

3. Развитие психических функций

  • , Загадки,
  • 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
  • Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные.
  • Игры на восприятие цвета, формы, размера:

— Узнай изображения по контуру.

— Что похоже на мышку? На мячик?

— Чудесный мешочек.

— Узнай на вкус.

— Что изменилось?

— Раскрась овощи.

  • Проблемные вопросы:

— Как надолго сохранить овощи?

— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?

  • 4-й лишний:

—  овощи-фрукты;

— зеленые овощи - красные;

— овальные овощи - треугольные;

— едят сырыми - готовят.

  •  Объясни значение выражений:

— всякому овощу свое время.

4. Связная речь

  • Загадки-описания, сравнительно -описательные рассказы.
  • Описательные рассказы.
  • Рассказы по темам:

— Что можно приготовить из овощей?

—  Путь картошки от посадки до кастрюли.

— Сказка о любимом овоще.

— Если бы я был помидором...

ФРУКТЫ

1. Словарь и словообразование

  • Предметный словарь: фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
  • Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
  • Словарь признаков: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
  • Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало.
  • 5. Антонимы: крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий -шероховатый.
  • Словообразование:

 -прилагательных от существительных

- (яблоко - яблочный);

-    приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);

- существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (слива — сливка);

- сложных слов (садовод).

  • Подбор родственных слов: яблоко, сад.
  • Многозначность: косточка, кисть. 

2. Грамматический строй

  • Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

-  Согласование прилагательных с существительными: яблоко - ароматное.

  • Образование множественного числа существительных. Яблоко -яблоки.
  • Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гранат, мое яблоко, много груш.
  • Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Предложный падежи.)

— «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши...

— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).

—  Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...).

— У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками).

— Предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...). 

3. Развитие психических функций

  • Загадки.
  • Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
  • Классификация: крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие.
  • Игры на восприятие цвета, формы. размера:

— Узнай изображения по трафарету.

— Что внутри? (Косточки, семечки).

— Чудесный мешочек.

— Узнай на вкус.

— Чего не стало?

— Раскрась фрукты.

  • Проблемные вопросы:

— Как надолго сохранить фрукты?

—  Почему так называют: садовод, сухофрукты?

  • .4-й лишний:

— фрукты - овощи;

— фрукты - продукты;

— сладкие фрукты - кислые фрукты;

—  тропические фрукты - фрукты нашей страны.

  • Объясни значение выражений:

— изюминка в человеке.

 4. Связная речь

  • Загадки - описания.
  • Описательные рассказы.
  • Сравнительно - описательные рассказы.
  • Рассказы по темам:

— Кто и как ухаживает за садом?

— Птицы - друзья сада.

— Путь яблочного семечка до яблока.

— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.

— Чем полезны фрукты?

— Сказка о любимом фрукте.

— Если бы я был яблоком...


ОСЕНЬ

  1. Словарь и словообразование
  • Предметный словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.
  • 2. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
  • Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветный.
  • Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.
  • Антонимы: холодный —- теплый, ранний — поздний, пасмурно — солнечно.
  • Словообразование:

-прилагательных от наречий (поздно — поздний, хмуро — хмурое);

- глаголов от прилагательных (красный — краснеть);

- прилагательных от существительных

- (холод— холодный, клен— кленовый);

- прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный);

- существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник);

- сложных слов (листопад).

  • Подбор родственных слов: гриб, ягода, лист, лес.
  • Многозначность: лист, ножка, шляпка. 

2. Грамматический строй

  • Подбор признаков к предмету. Узнавание  предмета по признаку.

      Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.

  • Образование множественного «—ям существительных. Лист — листы, гриб— грибы.
  • Согласование числительных, местоимений. наречий существительным. Один гриб; мое лукошко.
  • Предложно – падежное управление.. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Поймем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).

Наберем грибов (предлоги «в», «у», «за»,  «под», «между»,  в корзину, в ведро,  за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...).

—  Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры…)

Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...).

—  С какого дерева листок? (предлог «с» лист с березы, с осины...). 

3. Развитие психических функций

  • Загадки о предметах по теме.             
  • Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»),        
  • Ассоциативная цепочка к слову  «осень», (лист, лужа, гриб, корзина...).                                                        
  • Найди такой же листок, грибок...  (сравнить картинки).                              
  • Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени).
  • С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву).
  • Определи предмет по части.
  • Узнай предмет по контуру.
  • Проблемные вопросы:

—  Как сохранить воспоминания об осени?

—  Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют

—  Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер?

—  Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?

  • Объясни значение выражений:

— Сесть в лужу.

— После дождичка в четверг.

— Дрожит, как осиновый лист. 

4. Связная речь

  • Экскурсия в лес.
  • В лес с корзинкой.
  • Осень в городе.
  • Докажи, что на картинке осень.
  • Как звери готовятся к зиме?
  • Труд взрослых осенью.
  • Игры детей осенью.
  • Рассказы по темам:

— Признаки осени.

— Ранняя осень.

— Золотая осень.

— Поздняя осень.

— Если бы я был листиком...

— Сказка о путешествии листочка.


ДЕРЕВЬЯ

1. Словарь и словообразование

1. Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древесина, лист, листва, почка, сережка, желудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, ягоды, боровик, опенок, лисичка.

2. Глагольный словарь: расти; цвести; шуметь; падать; рубить; собирать.

3. Словарь признаков: зеленый, хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, резной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оранжевый, багряный.

4. Словарь наречий: пышно, высоко, низко, густо, редко.

5. Антонимы: высокий - низкий, толстый - тонкий, гладкий - шероховатый, густо - редко.

6.  Синонимы: сук — ветка — побег; дровосек — лесоруб; боровик — белый гриб.

7. Словообразование:

1) прилагательных от существительных

(осина - осиновый);

2)  приставочных глаголов (посадим, пересадим);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (дуб — дубок);

4)  прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный);

5Гсуществительных от существительных (береза — березняк);

6) сложных слов (лесоруб, дровосек, белоствольная, столетний).

8.  Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево.

9. Многозначность: лист, игла, лисичка, шишка, сережка. 

2. Грамматический строй

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: елка — зеленая.

2.  Образование множественного числа существительных.   Ива - ивы, береза - березы.

3. Согласование числительных, местоимений . наречий с существительными. Одно дерево: моя береза; много веток.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)

— Пустой лес (в лесу нет грибов, ягод, елок).

— Откуда упал лист? (предлог «с»: лист с березы, с дуба...).

— Грибы, (предлог «под», предложный падеж, предлог «на»: опята на пне; подберезовик под березой...).

— Прогулка по лесу. (Предлоги «между», «к», «от», «за», «из-за»: Шли к высокой березе, между липами, за могучей сосной...). 

3. Развитие психических функций

1. Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай

предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация: хвойные, лиственные, плодовые деревья.

4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

— Какими красками осень раскрасила лес?

— Узнай дерево по листу, по кроне, по стволу, по плоду.

—  Назови часть от целого. (Елка -шишка; дуб - желудь).

5. Проблемные вопросы:

— Что будет с нашей планетой без деревьев?

6. 4-й лишний:

— деревья - цветы;

— хвойные деревья - лиственные деревья;

— плоды деревьев - овощи. 

4. Связная речь

1. Загадки-описания.

2. Описательные рассказы.

3.  Сравнительно-описательные рассказы (куст-дерево; сосна- ель.).

4. Рассказы по темам:

—  Как семечко превратилось в дерево?

— Зачем нужны деревья?

— Приключение шишки.

— Осенний лес.

— Весенний лес.

— Путешествие осеннего листочка.

— Как вести себя в лесу.

— Шишка: что было раньше, что будет потом?

— Если бы я был елкой...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Еженедельные задания логопеда воспитателям логопедической группы

Еженедельные задания логопеда в тетраде взаимосвязи с воспитателяим ....

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ ( СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Еженедельные задания логопеда воспитателям составлены с учетом изучаемой лексической темы по блокам   и включают три раздела:1.Логопедические пятиминутки.2. Игры и упражнения.3. Иллюстрированный ...

Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам

В деле формирования речи ребенка с ОНР самое главное -это закрепление материала. Поэтому взаимосвязь в работе воспитателей и учителя-логопеда -это залог успешной коррекции речевых нарушений. Данный ма...

Еженедельные задания логопеда воспитателям в логопедической подготовительной к школе группе

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ...

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЮ

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЮ...