Учебно-методическое пособие по предмету "Графика и письмо" в 8 классе для обучающихся с ОВЗ.
учебно-методическое пособие (8 класс)

Федоровцева Ольга Александровна

Ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения является урок. Методы и приёмы обучения: игровые, словесные методы, наглядные и практические методы.Виды деятельности обучающихся на уроке: игровая, предметно- практическая, трудовая, элементарная учебная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие

«Графика и письмо» в 8 классе,

для обучающихся с ОВЗ.

Составила: учитель Федоровцева О.А.

ГБОУ№ 439 Петродворцового района СПБ

Учебно- методическое пособие по учебному предмету «Графика и письмо» для обучающихся с ОВЗ в 8  классе, является приложением к «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011 г.

Цель изучения предмета: создание условий для максимального включения обучающихся в образовательный процесс по овладению элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями, повышения уровня общего развития и образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.

Задачи предмета:

Образовательные:

  • учить рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
  • учить обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию  частей изображения с целью создания целого - двухмерное изображение предмета;
  • учить написанию печатных букв - «печатанию» букв;
  • учить составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) - вместе с учителем;
  • знакомить со свойствами материалов, которые могут служить в качестве средств отобразительности;
  • Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы;
  • развивать тонкую моторику пальцев, кисти руки;
  • формировать пространственные представления;
  • развивать произвольное внимание, способность концентрироваться во время выполнения упражнений.
  • Воспитательные задачи:
  • воспитывать положительные личностные качества (мотивацию к учению,дисциплинированность, умение слушать и слышать учителя);
  • воспитывать активность на уроке и интерес к совместной деятельности.

Содержание программы по учебному предмету «Графика и письмо» для обучающихся с ОВЗ в  8  классах является приложением к «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011 г.

  • технологии развивающего обучения;
  • игровые;
  • технологии личностно – ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы организации учебного процесса

    Ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения является урок. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно - воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся.

1. Формы обучения:

- урок изучения нового материала;

2. Методы и приемы обучения:

- игровые:

  • дидактические игры;

- словесные методы: 

  • рассказ, бесела;

- наглядные методы: 

  • показ, иллюстрация, презентации

- практические методы:

  • упражнения и практические задания.

3.Виды деятельности обучающихся на уроке:

  • игровая;
  • предметно-практическая;
  • трудовая;
  • элементарная учебная.

Формы текущего контроля успеваемости

В конце четверти проводятся обобщающие  уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил). В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого учащегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»;
  • элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков (можно-нельзя, хорошо-плохо);
  • развитие этических чувств — стыда, вины, как регуляторов морального поведения;
  • установка на здоровый образ жизни;

Предметные результаты

  • осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных знаний в области использования письменной речи;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематическое планирование

раздела п\п

Темы уроков

Содержание раздела

«Упражнения для развития тонкой моторики рук» (28 часов)

1

«Игровые упражнения с пальчиками».

«Штриховка «Колобок».

«Веревочка для шарика». (дорисовка).

Графические ряды

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

«Сборно-разборные игрушки». Упражнения

«Устроим кукле комнату». Упражнения.

«Сухой бассейн». Самомассаж.

«Письмо» по трафарету».

«Вместе весело шагать». Упражнения на закрепление связи действий и движений

«Играем вместе». Игры с ладошками

«Забавные мячики-ёжики». Самомассаж рук

Перекладывание природного материала в емкости.

«Побежали пальчики!» Пальчиковая гимнастика.

«Письмо» ручкой».

«Спрячь предмет в ладошке». Развитие произвольной регуляции моторики рук.

«Наши пальчики играют». Пальчиковая гимнастика

«Веселые ленточки и шнурочки». Игровые упражнения с лентами и шнурками: наматывание.

«Наведем порядок». Упражнения с предметами (кубики и шары) на сортировку.

Пальчиковая гимнастика

Совершенствование  произвольной регуляции моторики

Совершенствование  произвольной регуляции моторики

Упражнения с бытовыми предметами: посуда.

Упражнения с природным материалом: фасоль, горох.

«Колючий коврик». Самомассаж рук с помощью различных массажеров.

«Я колючек не боюсь». Самомассаж рук

Игры с дидактическими сборно-разборными материалами

Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

Развитие двигательных стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки, графические ряды).

Упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков правильного воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи.

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти обучающихся.

Упражнения на закрепление связи действий и движений  с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

Пальчиковая гимнастика.

Содержание аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

«Рисуночное письмо» (32 часа)

2

Упражнение с внутренними трафаретами. «Дерево».

Упражнение с внутренними трафаретами. «Осенние листья».

Закрашивание пальчиками, создание цветных пятен: «Осеннее дерево»

Упражнения с внутренними и внешними трафаретами «Цветы на полянке».

Обводка по контурам изображений овощей «Помидор».

Обводка по контурам изображений фруктов. «Яблоко».

Рисование натюрмортов из овощей (ватными тампонами).

Рисование натюрмортов из фруктов (ватными тампонами).

«Привет, ладошка!». Игры с ладошками.

«Время года – осень».  Игры с красками

«Листопад». Игры с красками

«Дождь идет».  Игры с красками

Обводка и штриховка по внутреннему трафарету: «Кленовый листок»

Обводка и штриховка по внутреннему трафарету: «Гриб» (карандашами).

Обводка и штриховка по внутреннему трафарету: «Огурец» (фломастерами).

«Играем с зеркалом». Упражнения на развитие артикуляционной моторики в играх по подражанию.

Обводка  по  внутреннему трафарету «Ёлка».

Обводка  по  внутреннему трафарету «Снежный ком».

Обводка  по  внутреннему трафарету «Снеговик».

«Подбор деталей для аппликации «Ёлочка».

Аппликация «Елка в снегу».

Аппликация «Снеговик».

Коллективная аппликация «Зима в парке».

Дорисовка «Дорожка к домику» (пальчиками).

Дорисовка «Снеговик» (пальчиками).

Аппликация «2-х этажный дом» (геом. формы – квадраты, круги).

Аппликация «многоэтажный дом» (геом. формы – квадраты, круги).

Упражнения с внутренними трафаретами «Цветок»

Рисование по клеткам «Теремок».

На основе наблюдений и этюдов обучение обучающихся рисованию дерева, связывая образ с «характером» дерева.

После совместного с учащимися предварительного рассматривания и обсуждения картин-натюрмортов (например, И. Грабаря «Натюрморт с грушами», П. Кончаловского «Клубника». «Натюрморт», П. Кузнецова «Цветы») обучение их рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафаретов и самостоятельно.

Произнесение учителем слова, написанного на листе бумаги.

Рисование учащимися (самостоятельно или с использованием трафаретов) картинок, соответствующих этому слову.

Упражнения в тетрадях.

Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.

Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Упражнения, в которых ученику требуется выбрать (совместно с учителем или самостоятельно) необходимые элементы для аппликации из предлагаемого набора, в котором есть «лишние».

Создание специальных условий, стимулирующих обучающихся выполнять вместе с учителем коллективные аппликации по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов.

Обучение обучающихся приемам изображения природных объектов: «Дубовая роща», «Зима в парке. Деревья в снегу» и т. п. Рисование разных деревьев (береза, дуб, елка) весной, летом, осенью и зимой, передавая основные цвета времен года (учитель дорисовывает людей, другие объекты на рисунке или предлагает учащимся элементы для дополнения рисунка аппликацией).

Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям и самостоятельно. Дорисовывание (рисование) окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем этаже), данный учителем.

Расширение тематики рисования разнообразных форм, расположенных в определенном ритмическом порядке.

«Жестово-образные игры» (11 часов)

3

«Наше настроение». Игры-пантомимы

Обводка и штриховка по внутреннему трафарету: «Морковь» (фломастерами).

Игры на противоположные действия

Игры-имитации  «Зайка серый умывается».

«Сортировщики». Упражнения с природным материалом.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики в играх по подражанию.

Рисование городского многоэтажного дома

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

Игра – пантомима «Заюшкина избушка.

Дорисовывание «Разные человечки».

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм.

Различные игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм.

«Письменные упражнения» (26 часов)

4

«Письмо» по трафарету и по точкам  буквы А (размер трафаретов-букв 1-2 см).

«Письмо» по трафарету и по точкам  букв: О   У (размер трафаретов-букв 1-2 см).

«Письмо» по трафарету и по точкам буквы  И (размер трафаретов-букв 1-2 см).

«Письмо» по трафарету и по точкам буквы М (размер трафаретов-букв 1-2 см).

«Письмо» по трафарету и по точкам буквы П  (размер трафаретов-букв 1-2 см).

«Письмо» по трафарету

Игры на противоположные действия «Маленькой елочке холодно зимой».

«Выбор буквы в слове». Буква А.

Письмо слов по контурным ориентирам

Выбор буквы в слове (буква О).

Соотнесение слов с соответствующей карточкой-словом

«Письмо» карандашом.

Игры – пантомимы «Мы веселые ребята».

Письмо букв, слов по контурным ориентирам

Соотнесение слов с соответствующей карточкой-словом

Обучение учащихся написанию своих имен

Обучение учащихся написанию своих фамилий

Обучение учащихся написанию  имен друзей

 «Поздравительная открытка». Обводка пальцами букв.

Подписывание поздравительных открыток.

Совместное списывание значимой информации

Совместное списывание по шаблону

Совместное с учащимися списывание значимой информации о режиме дня

«Служба спасения».

«Письмо» по трафарету и по точкам (написаны учителем) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер трафаретов-букв 1-2 см).

Письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.

Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами (если индивидуальные возможности учащегося позволяют, то предлагаются письменные варианты). Практические действия обучающихся с принадлежностями для письма.

Письмо букв, слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.

Обучение обучающихся написанию своих имен (фамилий): по контурным ориентирам и самостоятельно.

Подписывание учащимися поздравительных открыток, в которых текст может быть заранее напечатан или написан учителем, ученики его обводят (или списывают с помощью учителя), а учитель читает его учащемуся.

Совместное с учащимися списывание (записывание) значимой для обучающихся информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб и т. п.

Всего:  97 часов

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Методическое оснащение образовательного процесса:

  1. Тетради, ручки, фломастеры, простые карандаши.
  2. Фотографии детей, предметные картинки, карточки.
  3. Природный материал: песок, вода, тесто, камушки, ракушки, различные плоды.
  4. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, формочки.
  5. Предметы и игрушки для действий и упражнений с водой и песком.
  6. Пирамидки, состоящие из колец одинаковой величины.
  7. Пирамидки, состоящие из колец разной величины.
  8. Крупные бусины, колечки, косточки от счетов и яркие шнурки для их нанизывания.
  9. Крупная мозаика.
  10. Мозаика.
  11. Сборно - разборные игрушки.
  12. Кубики.
  13. Строительный конструктор с крупными, средними, мелкими блоками.
  14. Игрушки- шнуровки.
  15. Рамки- вкладыши по лексическим темам.
  16. Пальчиковые «бассейны» с горохом, фасолью, пшеном.
  17. Подносы с манкой для «рисования».
  18. Волшебный домик (игрушки-вкладыши).
  19. Конструкторы «Лего».
  20. Восковые мелки.
  21. Цветной мел.
  22. Цветные карандаши.
  23. Краски: гуашь и акварель.
  24. Пластилин, стеки.
  25. Доски для лепки.
  26. Цветная бумага и белая бумага.
  27. Картон белый и цветной.
  28. Кисти для рисования и клеевые.
  29. Клей.
  30. Наборное полотно.
  31. Доска.
  32. Набор пиктограмм и картинок по лексическим темам.
  33. Ленточки разной длины и ширины.
  34. Музыкальные детские шумовые инструменты.
  35. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
  36. Магнитофон.
  37. Доска учебная.
  38. Стеллажи для пособий.
  39. Внутренние и внешние трафареты из дерева, пластмассы, картона.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Учебно-методическая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства.

Учебно-методичекая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства изащита населения....

Учебно-методический комплекс "Музыки волшебная страна" для первого класса ДМШ по дисциплине "Слушание музыки"

     Учебно-методический комплекс  «Музыки волшебная страна» для первого года обучения  дисциплины «Слушание музыки»  состоит из методического пособия, адресованно...

Рабочая программа к учебно-методическому комплексу “English”(английский язык) для 10 класса (углубленный уровень) авторов О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, издательство «Просвещение»

Рабочая программа к учебно-методическому комплексу “English”(английский язык) для 10 класса (углубленный уровень) авторов О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, издательство «Просвещение», включает в себя ...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...