Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников
картотека

Ларина Анастасия Григорьевна

Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников

УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ

«Домик настроения»

Ребенок заходит в группу и в игровой форме здоровается с детьми и педагогами, просовывая руку в отверстия Домика настроения. Могут использоваться любые приветствия-стихи. Особенно актуально в период адаптации, когда ребенок еще не знает детей и сотрудников группы. На окнах Дома целесообразно закрепить фотографии присутствующих в  группе и обратить на фото внимание ребенка.

Упражнение «Доброе утро»

Дети вместе с педагогом сидят в кругу, всем предлагается пропеть слова приветствия:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой).

Доброе утро, Маша (называются имена детей по кругу).

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками).

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны и опускают).

Упражнение «Ромашка»

Детям предлагается раскрасить лепесток цветка в соответствии со своим настроением. (Зеленый - «спокойный», желтый - «радостный», красный - «возбужденный», коричневый - «расстроенный», серый - «равнодушный».) После чего дети в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу («дарят улыбку»). 

Упражнение «Чудное приветствие»

Педагог говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Детям предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Паровозик с именем». 
Паровозик у нас будет необычный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» - и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.)
Итак, мы приехали в сказочную Страну Имен (появляются две куклы). Перед вами жители этой страны. Они хотят с вами познакомиться. Они назовут вам свои имена, а мы назовем им свои.

Упражнение «Потерялся ребенок».
Итак, мы с вами гуляли по лесу, слушали пение птиц, собирали ягоды и грибы. Но вдруг один из вас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!» «Потерявшегося» мы поставим спиной к группе, и он будет угадывать, кто же его позвал. А звать будет тот, до кого я дотронусь.
"Саша, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки закрывай, не робей.
Кто зовет тебя — узнай поскорей. 

Упражнение «Солнечный зайчик» (дети сидят в кругу, играет спокойная музыка) Цель – поднятие настроения, релаксация.

Педагог: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза, закрой их. Он побежал дальше пор твоему лицу. Нежно погладь его ладошками на  лбу, на  носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.

Какое у вас настроение стало после выполнения упражнения? (ответы детей)

Беседа «Что такое семья?»

Дети рассматривают фотовыставку. Ведущий спрашивает, чем похожи все фотографии и открытки? Дети отвечают, что на всех фотографиях и открытках изображены семьи. Затем ведущий спрашивает, как они догадались. В ходе беседы делается вывод о том, что в семье есть родители и дети. Ведущий спрашивает, можно ли отнести в семью бабушек и дедушек?

Делается вывод о том, что бабушки и дедушки - это родители родителей. Ведущий предлагает детям рассказать о своей семье.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Пальцы сжаты в кулак. При чтении потешки из кулака следует поочередно разжимать пальцы (при необходимости индивидуальная помощь детям с ЗПР)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - бабушка, Поочередное разжимание пальцев из кулачка.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья. В финале надо энергично несколько раз сжать руку в кулак.

Игра «Назови ласково»

Дети встают в круг. Ведущий, кидая мяч одному из детей, называет члена семьи, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать его ласково. ( Мама, папа, дед, баба, брат, сестра).

Йоговая гимнастика:

Дети повторяют по показу.

1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

2. Останавливаются, встают в круг.

3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.

5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.

12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик»

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

Игра «Угадай, кто говорит»

Ваша семья решила поздравить вас с днем рождения. Ведущий предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.

Беседа «Что такое настроение»

Ребята, забота о своём настроении также важна, как и забота о своём теле, о своём здоровье. Необходимо научиться радоваться жизни.

Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, удобная красивая одежда, музыка, что ещё?

(педагог выслушивает мнение детей).

Дети, а с чем можно сравнить настроение? Например, на какое время года, природное явление, погоду похоже ваше настроение? Педагог приводит пример: “Моё настроение похоже на белое пушистое облако в голубом небе” А твоё?

Предлагается послушать английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сдалась хозяйка и отворила дверь.
“Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?”.
Прошли тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.

После чтения педагог спрашивает детей: изменилось ли их настроение во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело? Дети по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

Игра: “Настроение и походка”.

Педагог показывает движения и просит изобразить настроение: “Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь как тяжёлый, большие капли. Полетели, как воробей, а теперь как орёл. Походим, как старая старушка, попрыгаем, как весёлый клоун. Пройдёмся, как маленький ребёнок, который учиться ходить. Осторожно подкрадёмся как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её”.

Упражнение «Рисунок настроения»

У всех детей настроение стало хорошим. Детям предлагается встать по кругу и по очереди передать свою улыбку другому.

Под звучание спокойной мелодии детям предлагается нарисовать своё настроение (на что оно, похоже). Каждый рассказывает, что он изобразил и почему.

Упражнение «Доброе животное» (дети стоят в кругу)

Педагог: Ребята, давайте возьмемся за руки и представим, что мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох очень хорошо! Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад и еще раз тук-шаг вперед,  тук-шаг назад. Замечательно!

Упражнение «Шар эмоций»

Предложить детям выбрать воздушный шарик с определенной эмоцией и  изобразить ее на своем лице. Пофантазировать из-за чего у него бывает такое настроение.

Шкатулка «В мире эмоций»

Ребенок наугад достает пиктограмму или картинку и передает посредством мимики и жестов то настроение, которое на ней запечатлено.

Упражнение «Что такое радость?»

– Что такое радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

(М. Потоцкая «Что такое радость»)

Упражнение «Хоровод»

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.

Упражнение «Радостный салют” 

Психолог:  ребята, а какое у вас сейчас настроение? Какое чувство вы испытываете? Раз у нас у всех такое радостное настроение, давайте устроим “Радостный салют”. Подходите к столу, я сейчас буду капать на бумагу разноцветные капли, а вы будете на них дуть, через эти цветные трубочки. Вот так! Замечательно! Здорово! Чудесно!

«Театр»

Пособие: материал для изготовления масок: белая бумага, краски, кисточки или набор цветной бумаги, ножницы, клей, веревочки для завязок.

Играющие: минимум двое участников.

На бумаге рисуют или приклеивают разноцветные маски (взрослый работает вместе с ребенком). Каждый участник примеряет себе любую маску и изображает эмоцию, зафиксированную на ней. Используются следующие маски: грустные — Пьеро, ослик Иа и т.д.; радостные — веселая девочка, зайка и т.д. (знакомые ребенку герои). Затем маски снимаются, все берутся за руки, улыбаются, весело двигаются, танцуют.

Игра: Картинки-половинки

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением эмоциональных колобков, детям предлагается составить эмоцию, собирая картинки из отдельных частей

Игра: Зеркало настроений

Ребенку предлагается изобразить посредством мимики определенное настроение и потренировать его, глядя в «Зеркало настроений». Во время тренировки необходимо обращать внимание детей на характерные особенности изменения частей лица при передаче того или иного настроения.

Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Рисунок гнева

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

Упражнение «Найди пиктограмму»

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

Игра «Книга страхов»

Педагог: Сегодня мы создадим Книгу страхов.

Пусть каждый из вас придумает для неё свои картинки. Вспомните, чего вы боитесь, и нарисуйте свой страх. Садитесь в кружок, покажите свои работы, расскажите о том, что у вас получилось. А теперь я предлагаю подумать, что нужно добавить в каждый рисунок, чтобы страх пропал или стал меньше (дети дорисовывают.)

Вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые, как оказалось, не такие уж и страшные. Баба - яга живет в сказках и никогда не придет к нам домой. Собака злобно лает, только когда вы близко подходите к дому, который она охраняет.

Игра «Медвежонок»

Педагог: Давайте выберем медвежонка (выбранный ребенок надевает маску). Наш медвежонок сидит внутри круга с закрытыми глазами. Остальные дети берутся за руки, хором произносят следующие слова (можно петь), и медленно двигаются к центру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он и не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никогда.

Затем медвежонок должен вскочить и постараться дотронуться до кого-нибудь из детей. Дети прячутся от медвежонка за стульчики.

Педагог: Скажите, что вы испытывали, когда прятались от медвежонка?

Дети: Страх.

Педагог: Выберите пиктограмму страха.

Рисунок «Оживите кружочки»

Нарисуйте в своих альбомах кружочек.

А теперь давайте оживим кружочки: нарисуем лицо испуганного человечка.

- Широко открытые глаза.

- Брови – дугами.

- Рот похож на букву «О»

Дорисуйте нос, уши, волосы.

«Пароходик»

Пособие: одно небольшое одеяло.

Играющие: минимум двое взрослых и один ребенок.

Одеяло — это пароходик. Двое взрослых — матросы. Ребенок — капитан. Игрой руководит взрослый. Капитан находится в центре пароходика. Матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать пароходик. По команде взрослого «Буря!» качка усиливается. В момент сильной качки капитан командует: «Стоп, машина!» Пароходик останавливается (одеяло кладут на пол). Все хвалят капитана — пароходик спасен!

«Храбрец»

Пособие: бумага, ножницы, карандаши.

Взрослый предлагает ребенку сообща нарисовать то, что его пугает. Если ребенок самостоятельно не рисует, то рисует взрослый, а ребенок помогает и дорисовывает какие-либо детали (что он умеет). Затем взрослый предлагает ребенку ножницами разрезать свой «страх» на мелкие кусочки и помогает сделать это.

Когда страх «рассыплется», взрослый показывает ребенку, что теперь его собрать уже невозможно. Затем вместе с ребенком кусочки рисунка заворачивают в лист бумаги и выбрасывают в мусорное ведро. Теперь бояться нечего!

«Сдержанность»

В состоянии, когда ребенок взволнован, хочет ударить, что-то бросить, взрослый предлагает успокоиться: «Обними себя сильно руками и постой немного. Молодец, ты успокоился!»

Игра «Фантазии»

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

К нам пришел слон...

Мы оказались на другой планете...

Внезапно исчезли все взрослые...

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...

Коллаж «Удивление»

Педагог предлагает составить из множества разрезанных картинок, эмоцию «удивление».

Рисунок «Удивлённый человечек»

Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь.

- Рот широко открывается и вытягивается сверху вниз. Глаза широко распахиваются. Брови ползут вверх.

Педагог: Запомните это. Нарисуйте такое же лицо вашему человечку. Не забудьте нарисовать волосы, туловище, нос, уши, одежду. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человек и чему он удивляется (когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках).

Игра «Час покоя и час веселья»

Ребенку объясняют, что иногда, когда взрослый устал и хочет отдохнуть, в доме будет «час покоя». Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть в лото, рассматривать книги, рисовать. Но когда будет «час веселья», ребенку разрешается бегать, прыгать, кричать и т.д. Играть так можно каждый день.

Игра «Стряхни усталость»

Взрослый предлагает ребенку встать, широко расставив ноги. Ребенок слегка наклоняется, свободно опускает руки, склоняет голову к груди. В таком положении он слегка покачивается вперед и назад.

Затем взрослый дает команду: «А сейчас стряхни усталость! Встряхни руками и наклони голову. Повтори еще раз». Усталость ушла!

«Обидка»

Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они должны изобразить роль обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются местами.

Вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?

Что вам хотелось сделать?

Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?

Что вам хотелось сделать?

Какая роль понравилась больше?

Вывод:

Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение.

Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.

Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и разрушить доброжелательные отношения.

Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).

Упражнение «Воздушный шарик»

  • Представьте, что в вашей груди находиться воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из лёгких.
  • Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  • Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
  • Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик.
  • Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло, рот.
  • Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.
  • Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение пропало.

Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.

Упражнение «Небо»

  • Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закройте глаза.
  • Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чём-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.
  • Вы ощущаете покой, тишину и радость.
  • Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте.

Игра «Цветок» (под красивую музыку)

Наступила весна. Я посадила в землю семена. Эти семена будете вы, согласны?

- До кого я дотронусь «волшебной палочкой», пожалуйста, присядьте на корточки спрячьте голову в руки и колени.

Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них проклюнулся росток, (медленно поднимают голову и выпрямляются).

Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает голову вслед за солнцем. Покажите, как «цветок расцвёл»: поднимите руки в стороны, голову откиньте назад, медленно повернитесь за солнцем.

- Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимает детей).

- А теперь давайте сплетём веночек! (обнимаем за талию друг друга)

- А теперь, давайте скажем хорошие слова, тем, кто стоит рядом, и обнимем его.

- Вот какой веночек получился.

Нравится он вам? Вам было приятно, радостно вместе играть?

Упражнение «Театр масок».

- Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я – фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба-яга. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу-ягу.

- «Хорошо, здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!»

-Изобразите Ворону из басни «Ворона и лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр (плотно сжать челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв). Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

- А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с серым волком (широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот). «Замрите! Спасибо!»

- А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы!

- Замечательно! Хорошо потрудились! (Далее можно похвалить особо тревожных детей).

Игра «Раз, два, три, нужное место займи»

Устанавливаем в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки, детям предлагает занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Дети делятся на пары - мальчик и девочка.

Бежали мимо речки смешные человечки («Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга).

Прыгали-скакали (пальчиками « попрыгать» по плечам друг друга).

Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друг друга).

Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

И забили гвоздик (постучать кулачками).

Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

Эмоциональные зверята

Предложить ребенку взять маску и

- улыбнуться, как веселый лягушонок;

- испугаться, как заяц, в дом которой пришел волк;

- рассердиться, как злой медведь;

- погрустить, как мышка, которой не хватило сыра и т. д.

Релаксация «Водопад»

Сядьте поудобней и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струиться по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…Белый свет, течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил.… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

ЭТЮДЫ

Этюд «Утреннее фото»

Встань, как только солнце встанет, Потянуть руки вверх

И тихонечко к окошку, руку луч к тебе протянет, Протянуть руки вперед.

Ты подставь скорей ладошку, Подставить ладошки солнышку.

Пусть тебя увидит мама. Провести ладонями по лицу,

И умытым, и обутым. Наклониться и дотронуться до обуви.

Все прибрав, иди к ней прямо. Повторить вместе с педагогом:

И скажи ей «С добрым утром!» «С добрым утром».

А потом с улыбкой, с песней широко развести руки в стороны;

Выйди к травам, людям, птицам… шагать на месте.

И веселым, интересным. Улыбнуться друг другу,

День твой должен получиться! Взяться за руки.

Маме улыбаемся 

Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся»

В. Агафонникова.

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся - вот так!

Маме улыбаемся - вот так!

Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.

1-я строчка - хлопают в ладоши.

2-я строчка - разводят руки в стороны ладонями вверх.

3-я строчка - гладят по кругу свои щеки,

4-я строчка - опускают руки и улыбаются.

Вкусные конфеты»

У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

Таня-плакса 

Дети водят хоровод, в центре его Таня, и читают стихотво¬рение:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается.

Король Боровик не в духе

 Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

 Шел король Боровик

 Через лес напрямик.

 Он грозил кулаком

 И стучал каблуком.

 Был король Боровик не в духе:

 Короля покусали мухи.

 (В. Приходько)

Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

«До встречи!»

Ситуация: от вокзала отходит поезд — бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой провожают ее. Они машут ей поднятыми руками: «До свидания! До встречи!»

«Потерял(а) варежку» (ленточку из косы, брошку и т.д.)

Ситуация: девочка приходит с прогулки домой печальная, она потеряла варежку ( ленточку...)

«Сражение»

Пособие: маленькие подушечки, наполненные ватином, синтепоном и т.д.

Играющие: взрослый и ребенок (дети).

Взрослый начинает, тем самым как бы давая разрешение на подобные действия, снимает запрет на агрессию.

Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи «Ура!», «Победа!», стараясь попасть по нижним частям тела.

«Бокс»

Пособие: подушки.

Каждому ребенку дают мягкую подушку. Он должен усердно боксировать по ней руками и хорошенько ее побить. Ребенка хвалят: «Молодец!»

«Прогоняем злость»

Пособие: подушки.

Играющие: дети.

Играющие дети (обутые в тапочки) ложатся на ковер (если детей много, они ложатся по кругу). Между ними подушки. Они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам, не попадая по соседу. Дети громко кричат: «Злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты. Затем по команде взрослого дети закрывают глаза, расслабляются, отдыхают. Взрослый заканчивает игру словами: «Вся злость ушла!»

«Нежность»

Ситуация: девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о ее руки.

«Угощение»

Ситуация: у мальчика — день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он предлагает детям угоститься. Они берут по одной конфете, благодарят и кладут её в рот. По их лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.

«Неожиданная встреча»

Ситуация: дружили два мальчика. Летом они расстались: один мальчик остался в городе, а другой уехал с родителями в деревню. Скучно в городе без друга. Кончалось лето. Однажды, идя по улице, мальчик вдруг увидел, как из машины вышел его друг. Они очень обрадовались друг другу!

«Подарок»

Ситуация: девочке подарили новую игрушку — мишку.

Она рада, весело скачет, кружится. Играет с мишкой.

Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха) Вопрос к детям: – Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона)

Вопросы:

Какие чудеса описывает автор?

Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

«Живая шляпа».

Послушайте историю «Живая шляпа».

Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:

- Дима, пора домой, обед уже на столе.

Дима попрощался с приятелем и пошёл к дому. На дороге он увидел шляпу и решил поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать мальчик. И отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.

Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой? ( Дети разыгрывают сценку, педагог закрепляет мимические навыки)

«Тишина»

Ситуация: мама спит на диване. Дети играют с кубиками — строят дорогу. Играя, они показывают друг другу: «Тише!», прижимая пальчик к губам.

Разные настроения 

Ох, как плачет малыш –

 Что медведь рычит.

А смеется малыш -

Что ручей журчит.

А уж слезы текут –

 Будто дождик льет.

Улыбается малыш -

Будто солнце взойдет.

Вот какой малыш –

 Сын мой.

Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушени...

Картотека музыкальных дидактических игр на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Цель: Развить эмоциональную сферу ребенка через различные виды музыкальной деятельности....

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшей и подготовительной группы

Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быт...

Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. 2 младшая группа (в помощь воспитателям)

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, перенос этого процесса на старший возраст не приносит желаемых результатов.Предлагаемые конспекты занятий...

Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Средняя группа. (в помощь воспитателю)

   Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, перенос этого процесса на старший возраст не приносит желаемых результатов.  ...

Использование дидактического пособия по развитию эмоционально-коммуникативных навыков ребенка с УО и РАС «Домик настроения»

Дидактическое пособие «Домик настроения»Дидактическое  пособие предназначено для работы с детьми с умственной отсталостью и с детьми с расстройством  аутистического спектра.Основ...

Картотека игр и упражнений на развитие памяти и внимания

Картотека игр и упражнений на развитие памяти и внимания для детей дошкольного и младшего школьного возраста....