Комплексная программа психолого-педагогической коррекции нарушений в психическом развитии обучающегося 6 класса с ЗПР на 2020-2021 учебный год
рабочая программа (6 класс)

Абдулина Ксения Леонидовна

Целью данной программы является последовательное и планомерное формирование у обучающихся с ЗПР 6 класса психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности, умственного развития, которые помогут в усвоении учебного программного материала на предметных уроках; развитие личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы младших подростков с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_zpr.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ларьякская средняя школа»

 Комплексная программа психолого-педагогической коррекции нарушений в психическом развитии обучающегося 6 класса с ЗПР

на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу « Психокоррекция» (далее - Программа) предназначена для обучающегося с ЗПР.

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Целью данной программы является последовательное и планомерное формирование у обучающихся с ЗПР 6 класса психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности, умственного развития, которые помогут в усвоении учебного программного материала на предметных уроках; развитие личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы младших подростков с ЗПР.

Коррекционно - развивающие задачи:

1. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

2. Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.

3. Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения.

5. Формирование психологических новообразований младшего подростка.

6. Развитие рефлексии.

На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности. А так же принципы коррекционной педагогики:

- принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;

- деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;

- принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.

Структура уроков психологического развития.

Вводная часть (создание у обучающихся положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.

Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.

Критериями эффективности служат следующие показатели:

-повышение коммуникативной компетентности;

 степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение обучающихся на занятиях: активность, заинтересованность в положительных результатах уроков;

 результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимися, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли школьники с этими заданиями самостоятельно;

 косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние обучающихся.

Форма оценивания знаний – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

На занятиях по программе «Психокоррекция» происходит коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Обучение реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с задержкой психического развития.

Общая характеристика программы

Данная программа направлена на развитие у обучающегося с ЗПР 6 класса интеллектуально — творческого потенциала личности через систему развивающих занятий.  

      Методы и приёмы организации деятельности обучающегося на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности.

       Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы ребёнка, содержат полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

       Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

       Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       

На занятии используются разнообразные методы и приёмы, учитывающие психофизические возможности обучающихся.

Описание места программы в учебном плане

Класс: 6

Количество часов в неделю: 2

Количество учебных недель: 35

Всего часов за учебный год: 70

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Содержанием программы является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же  формирование позитивной школьной мотивации, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение слушать и слышать учителя,  умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования.

Занятия в 6 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. При этом все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога  открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождениенескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода обучающихся к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 6 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

   Программа способствует формированию у учащихся следующих личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

4) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия:

-развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование умения планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные универсальные учебные действия:

- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

- выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и  делать выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой;

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

- проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощ, сочувствие, сопереживание;

- уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций;

- объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Содержание программы

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания;

– задания на развитие памяти;

– задания на развитие и совершенствование воображения;

– задания на развитие логического мышления,

- задания на формирование учебной мотивации, развития личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания учащихся, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух- и более- ходовые задачи.

Задания, развивающие память.

Включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Задания, развивающие мышление и речь.

Приоритетным направлением обучения в школе является развитие мышления и развитие речи. Подобраны задания, которые позволяют на доступном учащимся материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать; обосновывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с  алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Содержание программы также включает в себя вводное и итоговое диагностическое обследование обучающихся.

Задания на формирование учебной мотивации, развития личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

В этом блоке заданий представлены упражнения, позволяющие развивать личностные особенности обучающихся, формировать у них навыки конструктивных социальных взаимодействий (навыки выхода из конфликтов, общение со сверстниками и взрослыми, решение проблемных коммуникативных ситуаций и др.). Задания включают в себя упражнения на формирования самоконтроля собственных эмоций и поведения, на формирование адекватной самооценки и позитивной учебной мотивации.

Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности п/п

Наименования учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1.Айзенк Г. Проверьте свои способности, - Спб.: 1996

2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч. I-VI. - М.: РОСТкнига, 1997 — 2000.

3.Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль, 1998.

Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Интернет-ресурсы:

  • · http:www.viku.rdf.ru.
  • · http:www.rusedu.ru.

Печатные пособия

1.Карточки.

2.Иллюстрации.

3. Раздаточные листы.

Технические средства обучения и оборудование кабинета

1. Ноутбук.

Мультимедийные средства обучения

1.Flash-накопитель с презентациями и видеоматериалом.

2.Диски с развивающими играми.

Игровой материал

1.Пазлы.

2.Лото.

3. Мозаика.

4. Дидактические и настольные игры.

5. Игры для развития мелкой моторики.

6. Камни Марблс.

7. Краски, карандаши.

8. Крупы, кинетически песок.


Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Дата

планируемая

фактическая

1. Диагностическое обследование.

1.

Выявление мотивации к учебной деятельности.

2.

Выявление самооценки.

3.

Выявление умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

4.

Уровень развития ВПФ

5.

Уровень сформированности коммуникативных навыков.

Вывод: Выполнение диагностических методик на выявление уровня актуального развития ребенка, на уровень психологической адаптации, личностных особенностей.

2. Развитие когнитивных процессов, ВПФ

6.

Зрительная память, зрительное восприятие

1.Упр. «Качание головой», «Ленивые восьмерки»

2. Корректурная проба

3. Запомни изображения

4.Что изменилось?

5.Логически-поисковые задания

6.Завершени занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный

промежуток времени;

-определять последовательность событий.

7.

Слуховая память, слуховое восприятие

1.Упр. «Качание головой», «Ленивые восьмерки»

2. Ответь на вопросы

3. Запомни и запиши слова

4.Послушай, запомни и выполни инструкцию.

5.Логически-поисковые задания.

6.Завершени занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

-определять последовательность событий.

8.

Двигательная память

1.Упр. «Качание головой», «Ленивые восьмерки»

2. Повтори движения

3. Придумай танец, повтори танец за ведущим.
4.Послушай, запомни и выполни инструкцию.
5.Логически-поисковые задания
6.Завершени занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

-определять последовательность событий.

Вывод: Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие двигательной памяти.

9.

Воображение

1.Упр. «Шапка для размышлений», «Ленивые восьмерки»
2.Игра «Чернильное пятно»., «Я мечтаю»
3. Логически-поисковые задания
5.Завершение занятия.

- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками

Вывод: Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие воображения.

10.

Формирование мыслительной операции анализа

1.Вставь по аналогии слово в смысловой ряд.
2. Подбери выражения, противоположные по смыслу.
3. Вставь недостающий слог, чтобы получилось слово.
4.Какой фигуры не хватает? 
5.Составь из набора букв слова.
6.Проведи аналогию. Даны три слова. Найди связь между ними. Найди четвертое слово
7.Завершение занятия.

- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности

Вывод: Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения.

Развитие умения определять понятия, создавать обобщения.

Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).

11.

Формирование мыслительной операции сравнения

1.Найди схожие признаки предметов.
2. Найди сходства и различия предложенных предметов.
3. Назови группы предметов одним словом.
4.Какое слово лишнее?.
5.Найди антонимы.
6.Завершение занятия.

- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности, сравнивать предметы по разным признакам.

Вывод: Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Формирование способности сравнивать предметы по разным признакам.

12.

Формирование мыслительной операции выделения существенных признаков предметов и явлений

1.Выбери два главных слова для слова перед скобками. Например: уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестное, произведение)
2.Найди в классе предметы по заданным признакам.
3. Подумай, какая фигура пропущена? Впиши ее номер.
4.Чем похожи? Найди общие признаки предметов.
5.Восстанови слова (анаграммы)
6.Завершение занятия.

- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности, выделять существенные признаки предметов и явлений.

Вывод: Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности.

Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (выделение существенных признаков предметов и явлений).

13.

Формирование мыслительной операции выявления закономерностей

1.Найди закономерность и продолжи числовой ряд.
2.Продолжи рисунок. Какой фигуры не хватает?
3. Вставь окончания слов.
5. Соедини начало пословицы и ее окончание.
6.Завершение занятия. Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно? Что было легко делать?

- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности.

Вывод: Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения.

Развитие умения определять понятия, создавать обобщения.

Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (выявление закономерностей).

14.

Устойчивость внимания 

1.Найди фигуру, которой не хватает. Запиши ее номер.
2.Опиши дорогу, по которой ты ходишь в школу.
3. Опиши друга (учителя) не глядя на него (цвет глаз, волос, одежду).
4. «Лабиринты»
5. «Корректурная проба»
6.Завершение занятия.

- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии

Вывод: Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие устойчивости внимания.

15.

Концентрация внимания 

1.Упр. «Найди ошибку»
2. Сравниваем картины.
3. Найди ошибки в словах.
4. Таблицы Шульте. Отыскивание чисел
5. «Корректурная проба»
6. «Путанные линии».
7.Завершение занятия.

- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии

Вывод: Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие концентрации внимания.

16.

Переключение внимания 

1. Красно-черные таблицы. Цифры черного цвета отыскивать и называть в возрастающем порядке, красного цвета- в убывающем.

2. Подбери для каждой цифры букву согласно ключу и расшифруй слова.

3. «Кодировка». Расшифруй примеры и реши их.

4. Найди отличия в рисунках.

5. Найди ошибку в задаче.

6. Завершение занятия.

- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии

Вывод: Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения.

Развитие умения определять понятия, создавать обобщения.

Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие переключения внимания.

17.

Расширение объема памяти

1.Логически не связанный текст (запомни порядковый номер и слово)

2.Числа. Запомни 20 чисел и их порядковый номер

3.Лица и имена. Запомни изображенных людей по имени. Назови их.

4.Логически связанный текст. Запомни 10 предложений, выделенных в тексте. Прочитай упражнение и через минуту воспроизведи предложения в заданном порядке.

5«Воспроизведение рассказа». Пересказ текста

6.Завершение занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

-определять последовательность событий.

Вывод: Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Расширение объема памяти.

18.

Формирование навыков запоминания

1. Запиши как можно больше слов по темам: школа, искусство, спорт.
2.Пословицы. Найди окончание пословицы по ее началу.
3.Предметы. Запомни, сколько предметов лежит на столе.
4. Игра «Запоминаем, рисуя». Ведущий называет слова, после каждого слова считает до 3-х, в это время ребенок делает зарисовку к слову. Потом воспроизводит услышанные слова.
5. Назови как можно больше слов, начинающихся с одной буквы.
6. Назови как можно прилагательных к существительному.
7.Завершение занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

-определять последовательность событий.

Вывод: Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Формирование навыков запоминания.

19.

Развитие смысловой памяти

1.Смысловая память (зачитываются пары слов, между которыми есть смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени- лишь первое слово, ребенок называет второе) .2.Смысловая память (зачитываются 3 слова, связанных логически)
3.Методика опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев)
4.«Пиктограмма» А.Р. Лурия
5.Логически связанный текст. Запомни 10 предложений, выделенных в тексте. Прочитай упражнение и через минуту воспроизведи предложения в заданном порядке.
6.Завершение занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

-определять последовательность событий.

Вывод: Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие смысловой памяти.

20.

Зрительная память

1.Зрительный диктант. Прочитай и повтори фразы различной длины.

2«Запомни изображения»

3. Повтори по памяти фигуры из палочек.

4.Посмотри на картину. Перечисли все изображенные на ней предметы.

5.«Что изменилось?» посмотри на две картины. Найди отличия.

6. «Сколько точек?»

7.Завершение занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

-определять последовательность событий.

Вывод: Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения.

Развитие умения определять понятия, создавать обобщения.

Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие зрительной памяти.

21.

Слуховая память

1. Слуховой диктант. Послушай и повтори фразы различной длины.

2. «Запомни 10 слов»

3. Запомни инструкцию и выполни ее

4 «Снежный ком»

5. Послушай текст. Перескажи содержание. 
6.Завершение занятия.

- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;

-определять последовательность событий.

Вывод: Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности.

Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие слуховой памяти.

22.

Устойчивость нервной системы

1.Упр. «Аутогенная тренировка» 
2. Упр. «Муха в плену»
3. Упр. «Оживление тела»
4.Упр. «Доверяющее падение»
5.Упр. «Сон»
6.Завершение занятия.

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности;

- выделять существенные признаки предметов.

Вывод: Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие устойчивости нервной системы.

23.

«Интеллектуальные игры»

-1 упр. «Найди общее»

2упр. «Соединительное звено»

-3 упр. «Крестики-нолики»

4.Компьютерные игры «Пазлы», «Найди пару», «Продолжи ряд».

5. Работа в тетради

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности;

- выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и  делать выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий

24.

«Интеллектуальные игры»

1 упр. «Заглавие»

2 упр. «Логические задачки»

3.Игра «Домино»

4.Работа в тетради

- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

- выявлять закономерности;

- выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и  делать выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий

3. Развитие личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы

25.

Уверенное и неуверенное поведение

1.Беседа. Какого человека мы называем «сильной личностью»? Что значит быть уверенным человеком? Какое поведение мы называем неуверенным? Какое поведение можно назвать агрессивным? Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение?
2. Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях» .
3. «Ответь уверенно»
4. Упражнение «Зубы и мясо». 
5.Нарисуй символическое изображение «Вера в себя». Обсуждение рисунка.
5. Подведение итогов занятия. 

26.

Нужна ли агрессия?

1.Притча о змее. 
2. Беседа «Конструктивная и деструктивная агрессия».
3.Обучение способам снятия агрессии:
Дыхательные упражнения
Комкать и бросать бумагу
Стукнуть кулаком по столу
Натянуть и отпустить резинку и др.

4.Релаксационное упражнение «направленное воображение» 
5. Анализ занятия. Какие способы снятия гнева вам более приемлемы? Нужно ли учиться снимать агрессию? Можешь ли ты оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния?

27.

Мои проблемы

1.Беседа. Какие у тебя существуют проблемы (трудности) в жизни и зависит ли их решение от тебя?
2.Работа с проблемной ситуацией. 
3. Упражнение « Диалог со своим мозгом». 4.Анализ занятия. Почему у нас появляются проблемы? Принимаем ли мы участие в их появлении? Любую ли проблему можно всегда решить? Важно ли обдумывать, принимая решение, что будет потом?

28.

Обиды

1.Упражнение «Я обижаюсь, когда…». Продолжи предложение
2. Упражнение «Копилка обид» 
3.Упражнение «Рисуем обиду». 
4. Анализ занятия.

29.

Самооценка

1. Упр. «Самоанализ».

2.Тест «Самооценка».

3. Дискуссия «Самое-самое».

4. Методика «Моя вселенная».

5. Анализ занятия. Что нового узнал о себе? Как могут пригодиться полученные знания о себе?

30.

Эмоции и настроение человека

1.Беседа «Эмоции и настроение человека»
2.Упр. «Фотографии»

3.Простмотр видео «Эмоции».
3.Завершение занятия.

31.

Мысли и настроение. Как управлять своим настроением?

1.Беседа «Вспомни свое настроение вчера». 
2.Составление таблицы «Такие мысли мне помогают» и «Такие мысли мне мешают». 
3.Рисунок настроения, обсуждение.

4. Упр. «Как управлять своим настроением».
4.Завершение занятия.

4. Развитие коммуникативных навыков

32.

Вежливость 

1.Беседа. Как ты думаешь, много ли зависит от того, насколько мы вежливы с людьми? 
2.Объяснить значение высказывания «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям»
3.Упражнение «Составление кодекса вежливости». 
4. Завершение занятия.

33.

Что такое конфликт.

1. Беседа . Когда бывают конфликты у людей. Из-за чего? Как можно догадаться, что приближается конфликт?

2. «Эмоции в конфликте

3. «Стиль входа в конфликт».

4. Беседа. Как выглядит человек в конфликте?

5. «Конфликт - это хорошо или плохо?».

6. Мультфильм «Уроки хороших манер».

34.

Как вести себя в конфликте?

1. Обсуждение случая. Проблемная ситуация.

2. «Как оставаться спокойным?».

3. Работа со сказкой

« Сказка про цветной снег».

35.

Конфликты в семье

1.Беседа. Бывают ли дома конфликты. Из-за чего?
2. Упражнение «Я очень хочу». 
3. «Метод решения споров». 
4. «Личная стратегия поведения в конфликте». 
5. «Осмысление полученного опыта». Продолжи фразу «Самым трудным в конфликте с родителями для меня является …» «Самым трудным для родителей в конфликте со мной является…»

36.

Конфликты в школе

1.Беседа. Конфликты в школе. Одноклассники и одноклассницы.
2. «Алгоритм решения споров»
3. «Личная стратегия поведения в конфликте». Решаем по приведенному алгоритму имеющийся конфликт с одноклассниками.
4. «Осмысление полученного опыта».

37.

Правила конструктивного общения

Психологическая игра «Остров общения»

Диагностическое обследование

38.

Диагностика

Выявление мотивации к учебной деятельности.

Выявление самооценки.

Выявление умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Уровень развития ВПФ

Уровень сформированности коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка с задержкой психического развития

Предлагаю Вашему вниманию образец заполнения психолого-педагогической карты ребенка с ЗПР...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...

Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития

Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений, как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную...

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ "Шаг в будущее"

Программа - новая форма организации воспитанников с ОВЗ, способствующая формированию у них знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни в социуме. она разработана в виде модели социальной ад...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год...